Можно ли и как вернуть ноутбук обратно в магазин? Пошаговый порядок
Несмотря на то, что Закон о защите прав потребителей позволяет отказаться от покупки, для разных категорий товаров действуют разные нормы. Например, возврат ноутбука возможен только при определенных обстоятельствах, которые нужно учитывать в споре с продавцом. Расскажем о нюансах такой процедуры, чтобы вы могли защищать свои права правильно.
Можно ли вернуть ноутбук в течение 14 дней в магазин
Согласно п.7 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ №924 от 10.11. 2020, ноутбук является технически сложным товаром. Это значит, что на него не распространяется ч.1 ст. 25 ЗоПП, согласно которой непродовольственную продукцию можно вернуть в магазин в течение 14 дней после покупки. Ноутбук можно вернуть только, если он ненадлежащего качества и при этом установлено, что дефект возник не по вашей вине.
Если он не использовался
Даже если вы не пользовались ноутбуком и предоставили продавцу чек о покупке, он не обязан принимать товар обратно. Вы можете договориться обменять устройство на аналогичную модель. Но следует быть готовым к тому, что это тоже на усмотрение магазина — отказ принимать технически сложный товар обратно правомерен и инициирование спора не имеет смысла.
Если не распечатывали
В данном случае решение также остается за продавцом, так как при покупке вы были ознакомлены с товаром и приняли его. Факт того, что ноутбук не был даже распакован, не обязывает магазин принять его обратно, но повышает шансы на обмен, потому что такой товар легче снова выставить на продажу.
Можно ли вернуть ноутбук ненадлежащего качества
Если приобретенная продукция не соответствует заявленным характеристикам и не может исполнять свои функции, вы имеет право сдать ее обратно или обменять, даже если это товар со сложным внутренним устройством.
Заводской брак
Если купленный ноутбук оказался бракованным, либо у него выявились повреждения не по вашей вине — это случай, когда продавец обязан принять товар обратно.
Дефект может быть:
- обычным — устройство не соответствует нормам, установленным для него;
- существенным — недостаток является устранимым, но для этого требуются значительные усилия и финансовые затраты;
- явным — выявляется на стадии обычного осмотра или технического контроля;
- скрытым — обнаруживается при длительном использовании или хранении товара.
Любой из перечисленных недостатков — основание для замены ноутбука на другую модель или возврата денег.
Исключение — если вы были заранее проинформированы об имеющихся недостатках и все равно решили купить устройство. Например, если это уцененный товар и продавец указывает, почему снижена стоимость, то, заключая сделку купли-продажи, вы признаете, что знали о дефектах и согласились с их наличием.
Повреждение по вине покупателя
Если заявленный дефект возник из-за неправильной эксплуатации товара — это вина покупателя и причина для отказа в оформлении возврата. Например, продавец прав, не принимая поврежденный ноутбук, если у него сломан экран или внутри обнаружена жидкость.
В этом случае вы может рассчитывать только на то, что устройство подлежит ремонту, который будет проводиться за ваши деньги, так как речь идет не о гарантийном случае.
Когда можно вернуть ноутбук
Вы можете рассчитывать на возврат ноутбука только в том случае, если он ненадлежащего качества. Но и в этом случае вероятность успешного исхода спора с продавцом зависит от срока обращения и серьезности дефекта.
В первые 15 дней
Согласно п.7 ч.1 ст. 18 ЗоПП, при обнаружении незначительного недостатка, вы имеете право требовать:
- аннулирования договора купли-продажи и возврата уплаченных денег в полном объеме;
- обмена на аналогичный товар или другую модель с перерасчетом стоимости.
Например, вы можете требовать возврат, если обнаружите на ноутбуке сколы, потертости, царапины и иные дефекты, которые не мешают использовать устройство по назначению.
В течение гарантийного срока
Если после покупки ноутбука прошло больше 15 дней, вы можете требовать вернуть деньги или обменять устройство на другую модель, если:
- выявлен существенный недостаток, для устранения которого потребуются существенные усилия и траты;
- продавец нарушил сроки проведения ремонта по гарантии;
- техника не использовалась 30 и более дней в течение каждого года гарантийного периода из-за неоднократного обращения за устранением дефектов.
Во всех остальных случаях вы можете требовать провести бесплатный ремонт ноутбука, который невозможно использовать по назначению из-за значительных дефектов.
Претензии по качеству товаров могут предъявляться только в течение гарантийного срока или периода службы техники (ч.1 ст. 19 ЗоПП). Этот период устанавливается изготовителем и продавцом и не может быть меньше 6 месяцев.
Если такие данные отсутствуют, можно обращаться за устранением недостатков в течение 2-х лет после покупки.
Если ноутбук не восстановлен после гарантийного ремонта
В этом случае вы можете:
- предъявить претензии сервисному центру и снова отдать ноутбук в ремонт (в пределах гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи товара);
- выставить требование продавцу о новом ремонте (если период гарантии от сервиса прошел, а гарантийный срок товара — нет);
- запросить возврат денег за товар или его обмен.
На исполнение последнего пункта требования у магазина есть 10 дней (ст. 22 ЗоПП).
Процедура возврата
Чтобы вернуть ноутбук в магазин нужно:
- Подать письменное заявление о своем желании аннулировать договор купли-продажи. Документ составляется в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки. В заявлении указываются данные сторон, обстоятельства дела, требования к магазину, ставится дата и подпись. Образец документа можно найти ниже.
- К заявлению необходимо приложить копию паспорта и чек о покупке. При отсутствии чека можно использовать любой документ, подтверждающий факт покупки: товарный чек, выписку из банка, гарантийный талон и т.д. Допускается использование свидетельских показаний или записей камер видеонаблюдения (ч.5 ст. 18 ЗоПП).
Заявление составляется в 2-х экземплярах, на своем обязательно нужно получить отметку о принятии. Также можно направить документ заказным письмом с уведомлением о вручении. Отсчет времени ожидания ответа начинается с даты получения магазином вашего заявления. Он составляет 10 дней, но обычно вопрос решается быстрее.
Проведение экспертизы
Согласно п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП, если продавец и покупатель не могут прийти к соглашению о причинах возникновения дефекта, назначается независимая экспертиза за счет магазина. Вы имеете право присутствовать на процедуре и должны быть извещены о месте и времени ее проведения.
Нужно учитывать, если будет установлено, что причиной поломки стали ваши действия, придется возместить продавцу расходы на экспертизу.
Вы также можете заказать проверку самостоятельно на тех же условиях: продавец должен быть извещен о дате и времени проведения, если будет доказано, что вы не виноваты в возникновении дефекта — он обязан возместить стоимость процедуры.
Также экспертиза может быть назначена судом — если ее проведение влияет на исход дела.
Важно учитывать, что проведение экспертизы входит в срок ожидания ответа, например, если вы обратились за гарантийным ремонтом, в течение 45 дней ноутбук должны проверить, установить причину поломки и вернуть его в исправном состоянии (ч.1 ст. 20 ЗоПП).
Если ноутбук куплен в кредит
В этом случае возврат осуществляется в стандартном порядке. Вы можете отказаться от покупки или обменять ноутбук на другой в течение 15 дней при незначительных дефектах и получить бесплатный ремонт в течение гарантийного срока или срока службы.
Согласно ч.5 ст. 24 ЗоПП, если товар куплен в кредит, при возврате покупателю выплачивается только та сумма, которая была внесена в счет погашения долга, а также возмещаются расходы на оформление кредитного договора. А так как требовать возврата денег можно только в течение 15 дней после покупки — смысла в инициировании спора нет.
Таким образом, при покупке ноутбука в кредит лучше обращаться за ремонтом или обменом.
При покупке в интернет-магазине
При онлайн покупке действуют отдельные правила возврата. Согласно ст. 26.1 ЗоПП, у покупателя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром. Поэтому действуют другие нормы:
- вернуть можно даже технически сложный товар без дефектов;
- отказаться от покупки можно в любой момент до получения ноутбука и в течение 7 дней после.
Если продавец не уведомил в письменной форме о правилах возврата, срок на право аннулирования договора купли-продажи увеличивается до 3-х месяцев.
Если продавец отказывается принимать ноутбук обратно
В случае отказа магазина в оформлении возврата, нужно убедиться, что он неправомерен. Если ваши права действительно нарушаются, вы можете:
- Подать досудебную претензию. Пишется так же, как и претензия (выше) с указанием аналогичных данных, но дополнительно прописывается уведомление об обращении в суд, в случае невозможности решить вопрос в досудебном порядке. Срок ожидания ответа — 30 дней с даты вручения. Образец документа можно посмотреть ниже.
- Обратиться в суд и взыскать не только стоимость ноутбука, но и неустойку за нарушение сроков исполнения ваших требований, возмещение морального ущерба и штраф. Госпошлина не взимается. К исковому заявлению нужно приложить документы, подтверждающие личность (паспорт), обстоятельства (чек и заключение эксперта при наличии) и попытки урегулирования спора в досудебном порядке (экземпляр первичного заявления и претензии).
Также можно обратиться в Роспотребнадзор, но, в отличие от досудебной претензии, это необязательный этап. Жалобу в надзорный орган можно подать одновременно с иском либо отдельно, но это значительно увеличит время ожидания решения спора, так как ответа нужно ждать до 30 дней.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики:
Люберецкий городской суд Московской области рассмотрел дело № 2-1138/2017 о возврате ноутбука. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец купил ноутбук, который сдал на гарантийный ремонт, после которого проблема не устранилась. Была оформлена претензия на возврат денег, которая была проигнорирована.
После рассмотрения материалов дела суд постановил взыскать с ответчика:
- стоимость ноутбука и ремонта;
- неустойку и штраф;
- компенсацию морального вреда.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Ноутбук входит в Перечень технически сложных товаров и не может быть возвращен в магазин при надлежащем качестве.
- Продавец может по своему усмотрению обменять нераспакованную и неиспользованную технику, но это не является его обязанностью.
- Отказаться от данного товара можно только при наличии дефектов, которые возникли не по вине покупателя.
- Если недостаток незначительный и не влияет на возможность использования ноутбука, его можно вернуть в течение 15 дней и потребовать назад деньги.
- Если прошло больше времени можно вернуть ноутбук только при существенных недостатках и только на ремонт.
- Требовать возврат денег можно, если ноутбук по-прежнему не работает после ремонта.
- Для оформления возврата подается письменное заявление, к которому прилагается паспорт и чек либо другое доказательство покупки.
- Если продавец отказывается принимать ноутбук необоснованно, вы можете подать ему досудебную претензию, далее — обратиться в суд.
- При невозможности сторон прийти к соглашению о причинах возникновения дефектов, назначается экспертиза за счет магазина.
- Покупатель может также заказать проверку, если будет доказано, что дефект возник не по его вине, расходы на диагностику будут компенсированы.
Добрый вечер! Купила ноутбук меньше месяца назад. Вчера произошёл сбой настройки интернета. Позвонила на горячую линию, с их помощью восстановила. Сегодня то же самое. После различных действий консультант горячей линии сказал нести ноутбук в сервисный центр. Мне он очень нужен по работе. И я не хочу пользоваться некачественный твёрдым товаром. Могу ли я вернуть его в магазин? Чек, упаковка и все документы имеются
Доброе утро, Марина.
В силу ст.18 ФЗ №2300-1 “О защите прав потребителей” в отношении технически сложного товара покупатель вправе отказаться от товара в течении 15 дней со дня покупки, по истечении указанного периода отказаться от товара можно только в следующих случаях:
– наличие существенного недостатка, устранение которого невозможно либо предполагает значительные затраты несопостовимые с ценой;
– невозможность использования товара ввиду неоднократного ремонта и невозможность использовать товар более чем на протяжении 3,0 дней на протяжении года гарантии;
– нарушение сроков устранения недостатков.
Вы пока что не отдавали ноутбук в ремонт, только консультировались по телефону. Отдавайте технику в сервис. Если не исправят либо же срок ремонта нарушат, вот тогда сможете потребовать возврата средств.
Будут еще вопросы, обращайтесь.