Можно ли и как вернуть ювелирные изделия в магазин? Пошаговый порядок
Согласно Закону РФ от 07. 12. 1992 «О защите прав потребителей» № 2300-1, ювелирные изделия входят в Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату. Если вы купили кольцо или сережки, а потом поняли, что они вам не подходят, нельзя оформить возврат даже в первые 14 дней. Рассмотрим, какие исключения возможны и как правильно действовать, чтобы защитить свои права потребителя.
Основания для возврата украшений
Основанием для возврата ювелирных украшений является ст. 18 ЗоПП. Вы можете вернуть изделие в магазин, если обнаружили дефект, например:
- проба на изделии проставлена неправильно;
- выпадают вставки, при этом причиной является не механическое воздействие на них;
- сломались звенья или выпали камни;
- перестали идти часы;
- не работает замок и т.д.
Такие законодательные нормы распространяются на украшения:
- сделанные из драгоценных металлов: золото, серебро, платина, паладий;
- украшенные драгоценными камнями: изумруды, бриллианты, сапфиры, александриты, рубины, жемчуг.
Бижутерия подлежит возврату на общих основаниях, согласно ч.1 ст. 25 ЗоПП — можно обменять или вернуть товар в течение 14 дней после покупки. В данном случае причина не имеет значения — вы можете отказаться от покупки, даже потому что просто передумали.
Сроки возврата ювелирных изделий
Оформить возврат украшений можно в течение:
- 14 дней, если имеется видимый дефект;
- 6 месяцев, когда речь идет о скрытом изъяне (который выявляется только при специальной диагностике).
Если производитель установил гарантийный срок (указывается на бирке), в течение этого периода можно выставить претензию. При отсутствии такого, право на возврат действует в течение 2-х лет после покупки (ч. 6 ст. 18 ЗоПП).
Порядок возврата ювелирных изделий
Согласно ч. 1 ст. 18 ЗоПП, при обнаружении дефекта в ювелирном изделии вы можете потребовать:
- заменить украшение на аналогичное;
- заменить изделие на другое с перерасчетом стоимости;
- снизить цену с учетом брака;
- устранить дефекты за счет продавца;
- выдать компенсацию за понесенные расходы по устранению недостатков;
- вернуть полную стоимость товара.
Независимо от того, какое требование выставляется продавцу, порядок действий одинаковый.
Обращение в магазин
Чтобы вернуть или обменять бракованное украшение, нужно обратиться к продавцу и подать заявление с соответствующим требованием. Оно оформляется в свободной форме с указанием данных сторон и информации о товаре. В большинстве случаев у магазина есть типовая форма заявления, которую нужно просто подписать.
При обращении нужно иметь при себе:
- изделие с дефектом;
- бирку от него;
- товарный чек или квитанцию;
- паспорт.
Важно знать, что отсутствие чека не является основанием для отказа в оформлении возврата (ч.5 ст. 18 ЗоПП). В этом случае факт покупки может быть подтвержден свидетельскими показаниями, видеофиксацией или вторым чеком магазина.
Срок рассмотрения заявления 10 дней (ст. 22 ЗоПП).
Проведение экспертизы
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 18 ЗоПП, при возникновении спора о причинах дефекта, проводится экспертиза за счет продавца. Если будет выявлено, что украшение испортилось по вашей вине, придется возместить магазину понесенные расходы, связанные с проверкой и хранением товара.
Если вы не согласны с результатами экспертизы, можно оспорить ее в судебном порядке.
Оформление претензии
Если продавец отказывается принимать обратно или обменивать бракованное украшение, вы можете инициировать спор в досудебном порядке. Для этого оформляется письменная претензия.
Она составляется в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки и указанием:
- данных сторон;
- детального описания дефекта;
- результатов экспертизы;
- требований по решению вопроса в досудебном порядке;
- даты и подписи.
Документ нужно составить в 2-х экземплярах, на претензии, которая остается у вас на руках необходимо поставить отметку о приеме. Если продавец отказывается ее делать, отправляйте документ заказным письмом с описью содержимого и уведомлением о вручении. Почтовая квитанция будет доказательством соблюдения досудебного порядка решения спора.
Срок рассмотрения претензии — 30 дней с даты ее получения магазином.
Обращение в суд
Если продавец снова отказывается оформлять возврат/обмен или не отвечает на письмо, обращайтесь в суд — мировой, если сумма иска меньше 50 тысяч рублей или районный, если больше. Исковое заявление оформляется по нормам ст. 131 ГПК РФ, к нему прилагается:
- копия паспорта;
- результаты экспертизы;
- экземпляры заявления о возврате и досудебной претензии, а также иные документы, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Через суд можно вернуть не только стоимость бракованного изделия, но и получить компенсацию за моральный ущерб.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Ювелирные изделия можно вернуть в магазин или обменять только при наличии брака.
- Для этого нужно обратиться к продавцу с заявлением и получить результаты экспертизы.
- Если дефект возник не по вашей вине, а магазин отказывается принимать украшение обратно, пишите претензию и далее обращайтесь в суд.
Здравствуйте! Помогите пожалуйста вернуть в магазин золотые серьги без брака, супруг купил их в мое отсутствие и без согласования со мной, да еще и с камнем, они не подходят мне по размеру и камень мне не нужен.
Добрый вечер, Алевтина.
Мне жаль, но ювелирные украшения относятся к так называемым невозвратным товарам, при условии надлежащего качества. В рамках п.9 Постановления Правительства РФ №2463 в случае, если ювелирное украшение соответствует качеству возврату оно не подлежит.
Будут еще вопросы, обращайтесь.