Можно ли и как вернуть товар в магазин без чека? Пошаговый порядок
Можно ли вернуть товар без чека в магазин — вопрос, который волнует всех потребителей, потому что платежный документ является обязательным. Расскажем, что говорит по этому поводу Закон о защите прав потребителей и что делать, если нужно вернуть покупку, а чек потерян.
Обязательно ли хранить чек
Согласно п.3 ст. 25 ЗоПП, отсутствие кассового чека — не основание для отказа в приеме товара продавцом.
В этом случае вы можете подтвердить факт покупки свидетельскими показаниями или записями с видеокамер магазина. Также можно представить:
- товарный чек;
- гарантийный талон или иной документ, на котором стоит печать торговой компании;
- бирка, этикетка или ценник или иной документ, на которой указаны сведения о магазине;
- электронный чек или квитанцию — при онлайн покупке он хранится в личном кабинете пользователя или приходит на электронную почту, указанную при регистрации;
- выписку из банковского счета;
- копию чека, которая хранится у продавца.
Порядок возврата в магазин одинаковый, при условии, что товар подлежит возврату, согласно ЗоПП. Поэтому вы можете вернуть покупку в магазин одежды или строительных материалов без чека по одинаковому правилу — если представите иные доказательства проведения сделки купли-продажи. Также это распространяется на возврат по гарантии.
Разница в возврате товара в зависимости от способа оплаты
Есть некоторые нюансы, в зависимости от того, как вы расплачивались за товар — наличными или картой. Это также влияет на появление возможных проблем при отсутствии чека.
При безналичной оплате
Это самая простая ситуация, когда нужно вернуть товар без чека. Факт покупки можно подтвердить банковской выпиской, в которой будут указаны детали платежа:
- реквизиты получателя;
- дата транзакции;
- сумма перевода.
Этой информации достаточно для подтверждения факта покупки и получения права на возврат. При этом можно получить выписку в интернет-банкинге или в отделении финансовой организации с подписью сотрудника. Оба документа могут использоваться в качестве доказательства.
В этом случае продавец возвращает денежные средства аналогичным способом — перечисляет на банковскую карту. Важно, что для транзакции используется именно та карта, с которой оплачивалась покупка. Поэтому если вы воспользовались пластиком друзей или родственником, нужно дополнительно проконтролировать факт исполнения магазином своего обязательства, потому что смс о зачислении придет не вам.
При оплате наличными
В этом случае также нужны доказательства совершения покупки — свидетельские показания, записи с камер наблюдения или иной документ, содержащий информацию о приобретении товара.
Можно ли обменять товар без чека
На обмен действуют такие же правила, как на возврат денежных средств, поэтому перед тем, как идти в магазин, нужно найти факты, доказывающие, что вы действительно приобретали товар.
При наличии нужных документов или свидетельских показаний, обмен делается без проблем, если соблюдаются сроки:
- 14 дней при возврате непродовольственного товара, за исключением тех, которые входят в Перечень, утвержденный Правительством РФ (ст. 25 ЗоПП);
- 15 дней — если речь идет о технических сложных товарах (п.4 ч.1 ст. 18 ЗоПП);
- 2 года — если гарантийный срок не установлен продавцом или изготовителем (п.2 ч.1 ст. 19 ЗоПП).
Если гарантийный срок имеется и указан в приложенных документах, обменять товар или вернуть деньги можно в течение этого периода времени. Наличие чека не основание для отказа, если имеются иные доказательства факта покупки.
Пошаговый порядок возврата товара без чека
Согласно статистике, вернуть ненужную вещь в крупные торговые сети гораздо проще, чем в небольшой магазин. Но независимо от того, где совершалась покупка, процедура одинаковая и важно соблюдать все ее этапы.
Подготовка документов и сбор доказательств
Перед тем, как обратиться с претензиями к продавцу, подготовьте товар, который будете возвращать. Если не сохранился чек, используйте любой документ, подтверждающий факт покупки.
Если вы были с кем-то, согласуйте время похода в магазин, чтобы этот человек дал свидетельские показания. Это может быть любой родственник, супруг или лицо, не связанное с клиентом родственными связями.
Даже при наличии документа, заменяющего кассовый чек, можно дополнительно представить свидетельские показания или запись с камер видеонаблюдения. Для их получения нужно обратиться заранее к администратору магазина и попросить просмотреть события за определенный день.
Таким образом, при возврате товара без чека нужно иметь при себе:
- заявление на возврат;
- действующий паспорт или иное удостоверение личности: заграничный паспорт, военный билет (для военнослужащего), паспорт моряка, удостоверение беженца, вид на жительство и т.д.;
- документ, подтверждающий факт покупки вместо чека.
Оформление заявления
Во многих крупных магазинах есть утвержденная форма документа. Сотрудник сам вносит сведения о товаре и покупателе, нужно просто поставить свою подпись.
Но если магазин отказывается оформлять возврат или нет утвержденной формы, можно подготовить документ самостоятельно. Он составляется в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки.
Нужно указать:
- реквизиты магазина;
- сведения о покупателе;
- суть обращения — желание вернуть или обменять товар;
- ссылку на ст. 25 ЗоПП, устанавливающую, что отсутствие чека — не основания для отказа в принятии товара обратно;
- требование о возврате денежных средств;
- дата и подпись покупателя.
Если есть свидетельские показания, их также нужно указать в документе.
Документ нужно составлять в 2-х экземплярах, на том, что остается у вас — получить отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления — 10 дней (ст. 22 ЗоПП), но обычно вопрос возврата решается сразу в день обращения, если речь идет о товаре надлежащего качества.
Получение денежных средств
Если между сторонами нет разногласий, составляется акт приема-передачи товара, который подписывается продавцом и покупателем.
- При наличной оплате деньги возвращаются сразу, на основании расходного ордера.
- При безналичной оплате срок зачисления средств на счет зависит от банка и может занять до 3-х рабочих дней.
Что делать, если продавец отказывается принимать товар без чека
Если прийти к соглашению не получается, нельзя сразу идти в суд. Нужно сначала подать претензию, чтобы соблюсти порядок досудебного урегулирования конфликта.
Оформление претензии
Документ также составляется в свободной форме. В нем указываются такие же сведения, как и в заявлении, дополнительно отмечается, что:
- магазин отказал принимать товар обратно;
- в случае отклонения претензии последует судебное разбирательство.
Претензия также составляется в 2-х экземплярах и подается лично в магазин либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого. В каждом случае отсчет начинается с момента получения документа продавцом.
ЗоПП не регламентирует сроки, в которые должна быть рассмотрена претензия. За основу берется положение Федерального закона от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» № 59-ФЗ, согласно ч.1 ст. 12 которой, обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней с даты ее получения.
Жалоба в Роспотребнадзор
Для решения дела в досудебном порядке также можно обратиться в Роспотребнадзор — орган, регулирующий правоотношения потребителя и продавца. Важно, что перед подачей жалобы нужно обратиться в магазин с претензией и получить ответ либо дождаться отказа в ее удовлетворении.
Жалоба в Роспотребнадзор может быть направлена:
- лично;
- заказным письмом;
- онлайн — через официальный сайт ведомства.
При составлении письменной жалобы нужно указать стандартные сведения об органе и заявителе, а также максимально подробно описать ситуацию, указать факт подачи претензии и приложить его копию.
Срок ожидания ответа — 30 дней с момента принятия заявления.
Обращение в суд
Если в течение месяца после получения обращения в Роспотребнадзор, не получен ответ или отклонены выставленные требования, обращайтесь в суд по месту регистрации магазина.
Подсудность определяется согласно ст. 23 ГПК — дела по защите прав потребителей направляются в мировой суд, при условии, что цена иска не превышает 100 тысяч рублей.
Исковое заявление
Исковое заявление составляется по общим нормам ст. 131 ГПК, с указанием:
- реквизитов суда;
- сведений о сторонах;
- сути обращения;
- информации о досудебном урегулировании дела;
- требований истца;
- ссылок на нормативные акты, подтверждающие его право на них;
- перечня прилагаемых документов;
- даты и подписи истца.
Через суд можно получить не только стоимость товара, но и неустойку за каждый день просрочки исполнения требований покупателя в размере 1% от цены покупки. Также продавцу придется оплатить штраф, составляющий половину стоимости товара и госпошлину. По этим причинам магазины стараются не доводить дело до суда.
При составлении иска важно соблюдать хронологическую последовательность событий и описывать ситуацию максимально подробно.
К исковому заявлению нужно приложить:
- копию личного паспорта;
- копию документа, подтверждающего факт покупки вместо чека;
- экземпляры заявления, претензии и жалобы в Роспотребнадзор с отметкой о принятии;
- копию почтового квитка при подаче документов через почту.
Когда нельзя вернуть товар без чека
Основанием для отказа в принятии товара может стать:
- отсутствие доказательств факта покупки;
- включение товара в список, не подлежащих возврату;
- истечение гарантийного срока или 14 дней с момента покупки (если товар надлежащего качества);
- потеря товарного вида или потребительских качеств изделия.
Таким образом, если вы потеряли чек или оставили его в магазине, не значит, что вы не сможете оформить возврат. Но, например, если речь идет о продукте питания, его вернуть можно только в том случае, если он ненадлежащего качества.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Отсутствие чека — не основание для отказа в принятии товара продавцом, при условии, что есть иные доказательства покупки и соблюдены условия возврата.
- Вместо кассового чека можно предъявить товарный чек, гарантийный талон, ярлык или иные документы с информацией о магазине, а также свидетельские показания и записи с камер видеонаблюдения.
- При безналичной оплате можно получить выписку о платежной операции в личном кабинете интернет-банкинга или в отделении финансовой организации.
- При безналичном расчете деньги возвращаются на ту же карту, с которой оплачивалась покупка.
- При оплате наличными нужно подготовить доказательства того, что вещь приобреталась именно в этом магазине.
- Срок возврата денег зависит от способа оплаты — при наличном расчете возвращаются сразу после принятия заявления, при безналичном — в течение 3-х рабочих дней, в зависимости от банка.
- Чтобы оформить возврат, нужно подготовить доказательства и написать заявление в свободной форме.
- Если продавец отказывается возвращать деньги, подается досудебная претензия.
- Если в течение месяца с момента получения претензии продавец не дал ответ или он был отрицательным, можно подать жалобу в Роспотребнадзор или сразу обращаться в суд.
- При успешном исходе судебного разбирательства можно вернуть не только деньги за товар, но и неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от цены изделия.
- Товар нельзя вернуть без чека, если нет иных доказательств покупки, вещь входит в список, не подлежащих возврату, истек срок возврата или потерян товарный вид.