Как вернуть товар, купленный в кредит? Отвечает юрист
«Мы с мужем купили бытовую технику в кредит. На следующий день установили стиральную машину и выяснили, что она не работает. Ремонтировать не хотим, лучше сразу ее вернуть в магазин. Как это сделать, с учетом того, что она куплена в кредит?»
С таким вопросом к нам обратилась Людмила. Вернуть стиральную машину и любой другой товар, купленный в кредит, можно, тем более она неисправна. Кроме того, магазин должен возместить ей проценты по кредиту, даже если возврат оформлен на следующий день.
Я юрист по защите прав потребителей, и в этой статье вы узнаете, можно ли вернуть кредитный товар и проценты по кредиту в 2024 году. Также я расскажу, чем принципиально отличается процедура возврата кредитных товаров от вещей, купленных за собственные деньги, и что нужно сделать для того, чтобы получить деньги и погасить заем.
Особенности возврата кредитных товаров
Когда вы покупаете товар в кредит, заключаются два договора: первый – договор купли-продажи с магазином, второй – кредитный договор с банком. По сути, они не слишком связаны между собой, и все вопросы о возврате товара нужно решать с продавцом, о возврате кредита – с банком.
Весь процесс покупки обычно выглядит так:
- Покупатель выбирает товар, подает заявку на кредит, выбирает наиболее выгодную программу.
- Банк одобряет кредит, перечисляет деньги продавцу, с которым заключается ДКП.
В итоге покупатель получает товар, банк – заработок на процентах, магазин – деньги, и всем хорошо. Для продавца не играет роли способ оплаты товара – наличными или кредитом, – он все равно получит его стоимость.
С возвратом товара, оплаченным кредитной картой, ситуация обстоит иначе. Здесь уже есть одобренный лимит, и покупателю достаточно расплатиться кредиткой. Если товар ему не подойдет или окажется ненадлежащего качества, достаточно вернуть его и написать заявление. Деньги перечислят на кредитную карту.
Возврат в течение 14 дней
Если вы купили товар, но он вам не подошел по размеру, фасону, габаритам, или просто разонравился, вы его можете вернуть в течение 14 дней (ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Например, если речь идет об одежде, обуви, сувенирах, и т.д. Важно, чтобы были сохранены заводские ярлыки и пломбы. Отсутствие чека не считается проблемой: даже если вы его потеряли, при наличии других доказательств покупки вам должны вернуть деньги.
Нельзя вернуть в течение 14 дней парфюмерию, косметику, товары личного пользования, технически сложные товары, если нет претензий к их качеству. С полным перечнем товаров, не подлежащих возврату, можно ознакомиться здесь.
Чтобы вернуть качественную вещь, достаточно обратиться в магазин с паспортом и написать заявление. Деньги перечислят в течение трех дней со дня возврата.
Возврат некачественного товара
Если вы купили товар и обнаружили в нем недостаток, можете потребовать возврат денег, замену на другую вещь, соразмерное уменьшение стоимости или бесплатное устранение проблемы, из-за которой вы обратились к продавцу. Это можно сделать в течение гарантийного срока. Если он не установлен – в течение двух лет со дня покупки.
При возврате некачественного кредитного товара магазин обязан вам выплатить его стоимость, а также проценты по кредиту за весь период пользования им – с момента оформления до момента возврата (п. 5 ст. 24 ЗоЗПП).
Возврат технически сложного товара
К технически сложным относится большинство товаров, которые чаще всего приобретаются в кредит: бытовая техника, автомобили, ноутбуки, системные блоки, смартфоны, телевизоры, навигаторы. Полный перечень посмотрите здесь.
Вернуть технически сложный кредитный товар только потому, что вы передумали им пользоваться, не получится.
Возврат возможен только при обнаружении недостатков в технике:
- В течение 15 дней со дня покупки. Можно отказаться от товара и потребовать деньги, или попросить замену неисправной техники на другую.
- По истечении 15 дней. Возврат возможен лишь при обнаружении в товаре существенного недостатка, несоблюдении срока гарантийного ремонта, или если технику невозможно использовать более 30 дней в течение одного гарантийного года из-за того, что она постоянно ломается.
Пример:
Женщина купила смартфон за 50 000 руб. Он перестал включатся уже на следующий день, она понесла его в сервисный центр. С момента передачи в ремонт прошло более 47 дней, смартфон ей так и не вернули, постоянно «кормили завтраками». Получается, все это время она платила кредит за телефон, которым не могла пользоваться. Она решила вернуть деньги из-за того, что был нарушен срок гарантийного ремонта, по закону на это дается 45 дней.
Возврат товара, купленного в рассрочку
Особенности возврата такого товара практически ничем не отличаются от возврата вещи, купленной в кредит. В отличие от кредита, при рассрочке обычно не взимаются проценты, соответственно, продавец не обязан их компенсировать покупателю, если вещь оказалась некачественной.
Какие виды рассрочки бывают:
- Карта рассрочки. Проценты по ней не взимаются. После возврата долга лимит возобновляется, и его можно снова расходовать на покупки. Писать отдельное заявление для банка не нужно, магазин сам перечислит деньги на карту.
- Рассрочка от магазина. Процентов по ней тоже нет. Вам достаточно вернуть товар, магазин сам направит часть денег на полное погашение рассрочки, оставшуюся часть перечислят вам на карту.
Чаще всего покупатели берут кредиты или рассрочки от банков. Магазин сотрудничает с конкретными банками, в которых можно получить одобрение. Если кредит оформлен, товар получен, но вы решили его вернуть, нужно решать вопросы с банком и продавцом отдельно.
Возврат некачественного кредитного товара: пошаговая инструкция
Процедура возврата качественного кредитного товара от возврата вещи с недостатками отличается тем, что в последнем случае продавец вправе потребовать проведение экспертизы за свой счет, отсюда и более длительный срок возврата – 10 дней вместо трех.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Шаг 1: обнаружение недостатков
Здесь все понятно: вы видите, какие дефекты есть, и принимаете решение о возврате товара в магазин. Перед этим нужно убедиться, что он не относится к технически сложным. Если это техника, и с момента покупки прошло более 15 дней, удостоверьтесь, что недостаток считается существенным, это будет учитывать продавец:
- На его устранение придется потратить много времени и денег – примерную стоимость товара.
- Техника систематически ломается, из-за чего не получается ею пользоваться.
Также проверьте, в каком состоянии находится товар. Для некачественной техники неважно, сохранились ли на ней заводские наклейки, а вот качественную одежду можно вернуть только с заводскими ярлыками.
Шаг 2: обращение в магазин
В магазин возьмите с собой сам кредитный товар, который хотите вернуть, а также паспорт, упаковку, и чек (при наличии). Если у вас не осталось ни упаковки, ни чека, и вы покупали вещь вместе с другом или подругой, попросите их пойти вместе с вами, чтобы подтвердить факт покупки в конкретной торговой точке.
При передаче товара вам нужно будет написать заявление. Если вы возвращаете технику, ее сначала направят на экспертизу, а вам должны выдать акт приема-передачи с указанием даты и времени вашего обращения.
Шаг 3: проведение экспертизы
Продавец вправе организовать экспертизу за свой счет, чтобы убедиться, что технически сложный товар оказался неисправен после продажи по его вине, или из-за заводского брака.
Шаг 4: возврат денег за товар
На проведение экспертизы и возврат денег магазину отводится 10 календарных дней. Денежные средства должны перечислить на счет карты, которой вы расплачивались.
Полученными деньгами вы можете распорядиться, как угодно. Например, закрыть кредит на возвращенный товар, или потратить на другие нужды.
Шаг 5: обращение в банк
Если вы досрочно погасили кредит, возьмите в банке справку об отсутствии долга и о начисленных процентах. Если решили оставить деньги от магазина себе, возьмите только справку о процентах. С этой справкой потом нужно обратиться к продавцу, чтобы вам перечислили проценты, которые вы платили по кредиту с момента покупки некачественного товара до момента возврата.
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение
- Для возврата кредитного товара нужно обратиться к продавцу, получить деньги, а затем погасить долг перед банком или потратить средства на другие нужды.
- Если кредитный товар оказался некачественным, магазин обязан вернуть его стоимость вместе с процентами по кредиту.
- Для возврата технически сложного товара нужны веские основания и экспертиза. Если подтвердится, что вам продали некачественную технику, продавец вернет ее стоимость и проценты.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!