Возможен ли возврат товара без объяснения причин
Если вы купили в магазине товар, он вам разонравился и вы хотите вернуть его без объяснения причин, это возможно. Но не всегда: в некоторых случаях причины указывать все же придется.
Я юрист по защите прав потребителей. В это статье я расскажу, обязательно ли объяснять причины возврата товара и как его вернуть; в какой срок вам перечислят деньги и что делать, если продавец отказывается принимать вещь обратно.
Можно ли вернуть товар без объяснения причин
Согласно статье 25 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», вы можете вернуть непродовольственный товар надлежащего качества обратно, если он не подошел по:
- форме;
- габаритам;
- фасону;
- расцветке;
- комплектации;
- размеру.
Исходя из смысла указанной статьи, продавец имеет право спросить о причинах возврата и указать их в акте. Вернуть товар в данном случае без объяснения причин не получится.
В действительности сотрудники магазинов не выясняют причины возврата, и без проблем его оформляют. Но, если в заявлении или акте есть строка с указанием причин, их написать придется.
Есть еще один нюанс: право на возврат товара без объяснения причин возникает, если в продаже нет аналогичной вещи, на которую его можно было бы поменять. На практике же возврат оформляют сразу, даже если товар для обмена есть в наличии.
Иными словами, продавец может не выяснять причины возврата в разговоре, но, если по документам их обязательно указывать, придется это сделать. Можно написать что угодно, но быть осторожнее с формулировками: например, если вы напишете, что возвращаете джинсы только потому, что они вышли из моды, продавец вам вправе отказать.
Если товар куплен онлайн
В России особенности возврата товара, купленного в интернет-магазине, регламентируются ст. 26.1 ЗоЗПП. Его можно вернуть в течение 7 дней с момента передачи курьером или получения в пункте выдачи. И точно без объяснения причин – закон не обязывает это делать.
Если на момент доставки вас не уведомили о правилах и сроках возврата, вы можете вернуть ее в течение трех месяцев.
На практике же это проблематично: в любом онлайн-магазине или маркетплейсе есть раздел с описанием условий возврата. Если они есть, считается, что покупатель оповещен о них надлежащим образом, поэтому нужно ориентироваться на 7-дневный срок.
Требования к товару для возврата
Чтобы товар у вас приняли обратно, он должен отвечать нескольким требованиям:
- сохранность товарного внешнего вида;
- наличие заводских ярлыков, бирок, пломб;
- сохранены потребительские свойства.
Вернуть вещь, бывшую в употреблении, не получится. Продавец сразу обнаружит признаки и откажет вам в возврате. Обменять тоже нельзя.
Нужен ли чек или упаковка
Вы можете вернуть товар без чека, если получится подтвердить покупку иным способом: например, справкой по банковскому счету, где по коду операции можно понять, что оплата производилась именно в адрес магазина. Также подойдут и свидетельские показания.
Коробка тоже необязательна. Логично, что для использования товара она будет вскрываться, поэтому возврат возможен и без нее.
Какой товар нельзя вернуть
Есть отдельный перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, даже если сохранен товарный внешний вид (Постановление Правительства РФ от 31.12 2020 №2463 «Об утверждении Правил…»).
Что в него входит:
- бытовые мебельные гарнитуры;
- технически сложные товары с гарантией от одного года;
- косметика и парфюмерия;
- предметы личной гигиены;
- текстиль, швейные изделия;
- ювелирные украшения, драгоценные камни;
- растения и животные;
- гражданское оружие и патроны к нему;
- календари, книги, брошюры, иные непериодические издания.
Вышеуказанные вещи можно вернуть только при обнаружении в них недостатков, возникших по вине изготовителя или продавца. Но это правило касается только покупок в офлайн-магазинах. Купленную зубную щетку или ювелирное украшение в онлайн-маркете можно вернуть.
Как вернуть товар обратно: пошаговая инструкция
Что вам нужно сделать для возврата качественного товара продавцу:
- Подготовить чек, упаковку и саму вещь.
- Выяснить, куда именно обращаться за возвратом. Обычно вся информация указывается в документах к товару, и не всегда это магазин, в котором он приобретался.
- Прийти к продавцу и передать вещь. На месте заполняется заявление и акт. Один экземпляр акта должны отдать вам.
Потом остается только ждать деньги – их вернут наличными или перечислят на банковскую карту в течение трех дней.
Что делать, если продавец отказывается принимать товар
В такой ситуации вы можете потребовать письменный отказ. Также вы вправе написать жалобу в «Книге жалоб и предложений» и, если повезет и руководитель ее читает, вам перезвонят и предложат варианты решения проблемы. Но так бывает далеко не всегда.
Альтернативный вариант – жалоба в Роспотребнадзор. Ее можно передать лично или отправить онлайн на сайте. Но Роспотребнадзор вправе только привлечь магазин к ответственности и обязать вернуть вам деньги за вещь.
Если же вы хотите добиться не только возврата стоимости товара, но и неустойку вместе со штрафом в размере 50% суммы удовлетворенных требований, вам прямая дорога в суд. При цене иска до 100 000 руб. заявление подается в мировой, свыше 100 000 руб. – в районный суд.
Если суд примет вашу сторону, ответчика обяжут выплатить не только деньги за товар, но и штраф с неустойкой, размер которых зачастую значительно превышает стоимость вещи.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Вы можете вернуть товар без объяснения причин, если он куплен онлайн.
- При возврате вещи, приобретенной в офлайн магазине, в заявлении указывать причины придется – продавец имеет право их знать.
- Наличие чека для возврата необязательно, если вы можете подтвердить покупку иным способом.
- В офлайн-магазин обратиться за возвратом можно в течение 14 календарных дней, в онлайн – в течение 7 дней.
- Если продавец необоснованно отказывается оформлять возврат, вы можете отправить претензию руководителю, пожаловаться в Роспотребнадзор или обратиться в суд.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно.