Как вернуть матрас в магазин? Рассказывает юрист
Возврат матраса допускается законодательством, при условии, что он не является медицинским приспособлением. Для отдельных видов товара отказ от покупки возможен только при наличии брака. Узнайте об особенностях процедуры возврата в каждом случае, а также о том, как действовать, если продавец отказывается принимать матрас обратно.
Подлежит ли возврату матрас
Матрас — непродовольственный товар длительного пользования, поэтому его покупка и возврат регламентируются Законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
Если товар надлежащего качества
Если вы купили матрас, который не подошел к кровати либо оказался неудобным, вы имеете право вернуть его в магазин. Исключение — товары медицинского назначения, предназначенные для больных с конкретными проблемами.
Часто продавцы отказываются принимать матрасы обратно, ссылаясь на то, что это товар, используемый для личной гигиены, такой отказ неправомерен.
Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей (далее ЗоПП), условия возврата матраса:
- сохранение товарного вида и потребительских качеств;
- предоставление чека или иного документа, подтверждающего факт покупки в конкретном магазине.
Согласно п.2 ч.1 ст.25 ЗоПП, в качестве доказательства могут также использоваться свидетельские показания.
Матрас надлежащего качества подлежит обмену, если соответствующего товара нет в наличии — продавец обязан вернуть покупателю деньги. Также стороны могут договориться о том, что продавец известит потребителя о поступлении нужного товара, не выставляя его на продажу.
Бракованный матрас
Если матрас ненадлежащего качества, согласно ч.1 ст. 18 ЗоПП, вы можете обменять его на аналогичный товар или другой с перерасчетом стоимости либо оформить возврат и вернуть деньги. Также закон предусматривает право на бесплатное устранение недостатков, но для данной категории товаров это неактуально.
Купленный в интернет-магазине
В этом случае вы можете отказаться как от качественного матраса, так и от бракованного. У вас есть право требовать обмен либо возврат уплаченной суммы в стандартном порядке.
В случае онлайн покупки вы можете отказаться от матраса любого вида, в том числе, медицинского.
При отказе от матраса, купленного в интернет-магазине, нужно учитывать, что транспортировка товара обратно продавцу осуществляется за счет покупателя. Кроме того, из суммы, которая будет вам возвращена, будут вычтены расходы на первичную доставку по вашему адресу.
Правила возврата в отдельных случаях
Возможность вернуть матрас в магазин зависит не только от его состояния, но и от других факторов. Рассмотрим их детально.
Матрас без упаковки
Отсутствие упаковки — не основание для отказа в приеме товара. Если вы возвращаете матрас в надлежащем качестве без признаков эксплуатации и с сохранением товарного вида, наличие или отсутствие упаковки не имеет значения.
Можно ли вернуть ортопедический матрас
В законодательстве нет однозначного ответа, является ли ортопедический матрас медицинским изделием. Поэтому такие матрасы подлежат возврату на общих основаниях.
Но если продавец настаивает на том, что это товар медицинского назначения, данный факт должен быть подтвержден экспертизой. В противном случае отказ от приема матраса обратно неправомерен.
Надувной матрас
Подлежит возврату как в надлежащем, так и в ненадлежащем виде. Отказ от покупки оформляется по общим основаниям Закона о защите прав потребителей.
Противопролежневый матрас
Этот матрас относится к медицинским изделиям. Согласно п.1 Перечня товаров, не подлежащих возврату, утвержденного постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г. это товар для лечения и профилактики болезней в домашних условиях.
Вернуть противопролежневый матрас можно только при наличии брака.
Изготовленный на заказ
Согласно п.3 ч.4 ст. 26.1 ЗоПП, вы не можете отказаться от товара, изготовленного по вашим личным индивидуальным меркам, независимо способа покупки — лично в магазине или онлайн. Поэтому, если матрас не соответствует стандартным нормам такой категории товаров по высоте, размеру и наполнению, вы не можете вернуть его в магазин, если он нормального качества.
Сроки возврата
Время, в течение которого вы можете отказаться от покупки, зависит от способа приобретения и состояния товара:
- 14 дней, если матрас надлежащего качества;
- период гарантийного срока — если имеется брак;
- 7 дней или до момента получения — при покупке через интернет.
В последнем случае важно, чтобы продавец приложил к товару информацию о правилах возврата в письменной форме. Если такой памятки нет, срок возврата увеличивается до 3-х месяцев.
Важно учитывать, что отсчет ведется в календарных днях и начинается с момента передачи товара покупателю. Например, если вы пришли в магазин, выбрали матрас и оплатили его, но заказали доставку, отсчет начинается не с даты, указанной в чеке, а с той, когда вы получили свой товар.
Сроки исполнения требований магазином
Магазин обязан исполнить требования по возврату, обмену или ремонту в установленные законом сроки:
- 3 дня, если возвращается товар надлежащего качества;
- 10 дней, если речь идет о бракованном товаре;
- 45 дней — если проводится бесплатный ремонт.
При несоблюдении данных сроков, начисляется неустойка в размере 1% от стоимости матраса за каждый день просрочки (ст. 23 ЗоПП).
Процедура возврата
Чтобы вернуть матрас в магазин нужно подать письменное заявление о возврате и приложить к нему:
- паспорт;
- чек, подтверждающий факт покупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 25 и ч.5 ст.18 ЗоПП, отсутствие чека — не основание для отказа в приеме товара магазином. В этом случае может использоваться любой платежный документ, подтверждающий факт покупки в конкретном магазине, а также свидетельские показания или записи с камер видеонаблюдения.
Как написать заявление о возврате
Документ составляется в свободной форме с указанием данных сторон, даты покупки и причин отказа от товара. Необходимо подготовить 2 экземпляра заявления и получить подтверждение его получения продавцом. Если вы подаете документ лично, потребуйте проставить на вашем экземпляре отметку о принятии обращения. При направлении документа заказным письмом, таким подтверждением будет почтовый квиток.
Срок ожидания ответа на обращения — 10 дней.
Экспертиза
При возникновении разногласий между сторонами о причинах возникновения дефекта, назначается экспертиза за счет магазина (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП). Вы можете на ней присутствовать, а в случае несогласия с результатами — оспорить их в судебном порядке. Также нужно учитывать, что если экспертиза покажет, что дефект возник вследствие неправильной эксплуатации, вам придется возместить расходы на проведение проверки.
Если магазин отказывается проводить экспертизу, вы можете:
- заказать ее самостоятельно;
- обратиться в суд и ходатайствовать о ее назначения в рамках судебного производства.
В первом случае вам нужно уведомить продавца о времени и месте проведения проверки. В случае, если по результатам вина за возникновение дефекта на магазине, расходы будут возмещены, а спор о возврате матраса — окончен.
Если продавец отказывается принимать матрас обратно
Если магазин не принимает товар, вы можете инициировать с ними спор в досудебном или судебном порядке.
В первом случае подается жалоба в Роспотребнадзор о несоблюдении прав потребителя. Вы можете просто предупредить продавца о своем намерении обратиться в надзорные органы и напомнить, что это, возможно, приведет к внеплановой проверке. В большинстве случаев такого предупреждения достаточно, но если прийти к компромиссу не удается, нужно:
- составить жалобу в свободной форме;
- подать ее лично, отправить заказным письмом или оформить на официальном сайте;
- дождаться результатов проверки и ответа на обращение.
Срок рассмотрения жалобы — 30 дней с момента ее регистрации. Если проверка не выявила нарушений и ваши требования не удовлетворены, можете обращаться в суд.
Досудебная претензия
Перед подачей иска нужно обязательно соблюсти досудебный порядок урегулирования конфликта, в рамках которого подается письменная претензия, в которой указываются:
- реквизиты магазина;
- данные заявителя;
- информация о товаре и дате покупки;
- сведения об отсутствии результатов по письменному заявлению о возврате;
- требование о возврате денег или обмене;
- предупреждение о дальнейшем обращении в суд;
- дата и подпись.
Документ также составляется в 2-х экземплярах, один из которых подается продавцу лично (с отметкой о принятии) либо через почту.
Срок ожидания ответа на претензию — 30 дней.
Исковое заявление
Если в течение установленного срока продавец не ответил на претензию либо отказался ее удовлетворять, обращайтесь в мировой суд по месту юридического адреса магазина.
Согласно ст. 131 ГПК РФ, в иске нужно указать:
- реквизиты судебного органа и участников дела;
- суть обращения: сведения о покупке, причинах возврата, результатах попытки решить дело мирным путем;
- требование к ответчику о принятии матраса обратно;
- иных требований, например, о выплате неустойки или возмещении морального ущерба;
- перечень приложений;
- дату и подпись.
К иску нужно приложить паспорт, платежный документ и все материалы, подтверждающие позицию истца, в том числе, копии заявления о возврате, жалобы в Роспотребнадзор (при наличии) и досудебной претензии.
Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, по числу сторон и направляется в суд заказным письмом либо подается лично в судебную канцелярию.
Судебная практика
Первомайский районный суд г. Омска рассмотрел дело № 2-1742/2013, согласно которому истец требовал аннулировать договор купли-продажи и возвратить ему потраченные на матрас деньги. Основанием для такого требования служило несоответствие товара заявленным характеристикам, а именно, превышение уровня жесткости по сравнению с матрасом, который был опробован в магазине.
При этом истец утверждает, что проверял покупку без удаления упаковки, на что ответчик заявляет, что в этом случае уровень жесткости будет повышенным.
Изучив материалы дела, суд посчитал требования истца о возврате денежных средств необоснованными и отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Причиной такого решения стало не то, что матрас является невозвратным товаром, а то, что истец неправильно протестировал его и предъявил необъективные претензии.
Ответы юриста на часто задаваемые вопросы
Заключение
- Матрас надлежащего качества можно вернуть в магазин в течение 14 дней при условии сохранения его товарного вида и потребительских свойств.
- Бракованный товар можно вернуть или обменять в течение гарантийного срока.
- Можно вернуть в магазин любой матрас при надлежащем качестве, в том числе, ортопедический и надувной. Исключение —противопролежневый матрас, являющийся медицинским средством ухода, а также модель, изготовленная по индивидуальным меркам.
- При покупке через интернет можно вернуть матрас как надлежащего, так и ненадлежащего качества в течение 7 дней или в любой момент до получения на руки. При отсутствии письменной информации о правилах возврата, срок отказа от покупки увеличивается до 3-х месяцев.
- Матрас без дефектов подлежит обмену сразу в день обращения, при отсутствии подходящей модели — в течение 3-х дней продавец возвращает деньги.
- При возврате некачественного матраса, срок исполнения требований — 10 дней с момента получения.
- Для возврата матраса нужно написать заявление и приложить к нему паспорт и платежный документ, подтверждающий факт покупки.
- При возникновении разногласий о причинах возникновения дефекта, назначается независимая экспертиза за счет магазина.
- Если продавец отказывается принимать матрас обратно, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор либо обратиться в суд, но с предварительной подачей досудебной претензии.