8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Можно ли и как вернуть наушники в магазин

Если вы купили наушники, а через некоторое время они вам разонравились, вы можете вернуть их в магазин. То же самое касается ситуации с покупкой неисправного устройства, но для них предусмотрены более длительные сроки возврата. Но в любом случае знайте – скорее всего, закон на вашей стороне!

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, когда и в какие сроки вы можете вернуть наушники, как это сделать, когда должны вам перечислить деньги за них и что делать, если продавец отказывает в возврате.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

К каким товарам относятся наушники

Я не просто так начала статью именно с этого подзаголовка. Некоторые продавцы считают, что наушники относятся к технически сложным товарам, другие – к предметам личной гигиены, и отказывают покупателям в возврате в течение 14 дней, если товар просто не подошел по каким-то критериям.

По закону магазины могут быть неправы, и вот почему:

  1. Согласно п.67 таблицы 1 ГОСТа 27418-87 «Аппаратура радиоэлектронная бытовая», стереографические наушники относятся к вспомогательным устройствам, предназначенным для подключения к бытовым радиоэлектронным аппаратам. Следовательно, технически сложным устройством могут считаться не всегда.
  2. Согласно п.2 Перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих обмену, нельзя вернуть предметы личной гигиены. При этом сами предметы подробно не расписаны. Отнести к ним наушники можно лишь теоретически. По факту же их нельзя использовать, как, например, зубную щетку или ватные палочки: они предназначены для прослушивания музыки и телефонных звонков, а не для чистки ушей.

Судебная практика по таким делам неоднозначна. Продавец может отказать в возврате, аргументируя это тем, что наушники были в контакте с кожей, и формально будет прав. Но юридически это не совсем верно: раз подробного перечня предметов личной гигиены нет, следовательно, закон нужно трактовать в пользу потребителя.

Перед тем, как обращаться в магазин, изучите прилагаемую инструкцию. Плюс имеет значение и тип наушников: беспроводные с функцией Wi-Fi и сенсорным управлением вернуть вряд ли получится – их могут отнести к технически сложным устройствам (п.6 Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 №924, «оборудования навигации и беспроводной связи для бытового использования»). Если же речь идет о простых проводных, через которые можно только слушать музыку и разговаривать, возврат возможен.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Если наушники не понравились

Если вы купили самые простые проводные наушники, и они вам не понравились по звучанию, цвету, размеру или другим параметрам, их можно обменять в том же магазине на другие. При отсутствии других – попросить вернуть деньги.

Чаще всего продавцы сразу оформляют возврат, и проблем не бывает. Но если вам предлагают их обменять, а вы вообще передумали там что-то покупать, можно сказать, что ни один из предложенных вариантов вам не подходит.

Примечание: срок обращения за возвратом – 14 дней. Отсчет начинается с даты, следующем за днем покупки (ст. 25 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Пример. Женщина купила закрытые проводные наушники 10 октября. Отсчет 14-дневного срока начинается с 11-го числа, заканчивается 24 октября включительно. Упаковку она открыла только 15 октября и, внимательно прислушавшись, поняла, что они ей не очень подходят по звучанию.

Покупательница обратилась в магазин и подписала заявление о возврате. Товар оставила там же, деньги ей вернули уже через два дня.

Как вернуть

Если вы купили себе наушники и они не понравились, или хотели их кому-то подарить, но они не подошли, нужно:

  1. Обратиться в магазин, представив сам товар, упаковку, чек или иной документ, подтверждающий оплату, а также паспорт.
  2. Написать заявление – бланк и образец выдадут на месте.

Деньги вам вернут в течение трех дней с момента обращения. Если вы оплачивали покупку купюрами, нужно будет прийти и получить наличные. При оплате с банковской карты все переводится на нее же.

Наушники можно вернуть, если сохранен товарный вид, они не были в употреблении, есть заводские ярлыки. Если же вы ими попользовались немного, содрав все наклейки, а потом решили их вернуть в магазин, вам могут отказать.

Есть недостатки

Если наушники не работают, проигрывают музыку с помехами или обнаружен иной недостаток, вернуть или обменять их можно в течение всего срока гарантии. Без нее этот срок равен двум годам с момента покупки.

Если же они относятся к технически сложному товару, на возврат отводится 15 дней с момента покупки. После указанного срока можно вернуть только при обнаружении существенного недостатка, нарушении продавцом срока ремонта (45 дней). Или если нельзя их использовать более 30 дней в течение одного гарантийного года.

Примечание: к технически сложным можно отнести наушники с сенсорным управлением и двумя и более функциями. Например, если помимо прослушивания музыки и разговоров, в них есть функция Wi-Fi.

Что делать покупателю

Если вы хотите вернуть неисправные наушники, следует обратиться в магазин с ними заявлением. В нем нужно указать причину возврата и конкретные неисправности. Также понадобится чек о покупке и паспорт.

Деньги должны перечислить в течение 10 дней с момента вашего обращения (ст. 22 Закона №2300-1). Даже если магазину потребуется экспертиза, чтобы установить, кто виновен в неполадках – вы, он или изготовитель, – этот срок без вашего согласия увеличить не могут.

Примечание: если экспертиза обнаружит, что в дефектах виновны вы, о возврате придется забыть. Кроме того, вас могут обязать компенсировать стоимость экспертизы.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

При покупке онлайн другие правила

Если вы заказали наушники онлайн и оплатили там же, но забрали уже в оффлайн магазине, действует ст. 26.1 Закона №2300-1. Вернуть их вы можете в течение 7 дней с момента получения вне зависимости от причины. Тоже самое касается и случаев заказа онлайн, но оплаты офлайн при получении: по закону все равно считается, что товар приобретен дистанционным способом.

Если же вы получили устройство и обнаружились дефекты, применяются общие правила и сроки возврата – в течение 15 дней (технические сложные) или в течение гарантийного срока.

Как вернуть

Здесь ничего сложного нет:

  1. Придите в оффлайн магазин, найдите в приложении или на сайте магазина раздел с возвратом. Чаще всего его можно оформить онлайн.
  2. Напишите заявление и отправьте на проверку.

Потом вам могут позвонить, чтобы удостовериться, что это именно вы подавали заявление, и уточнить подробности. Менеджер назначит дату и время, в которое приедет курьер и заберет товар. Деньги вам вернут в течение 10 дней.

Когда могут отказать в возврате

Продавец на законных основаниях может отказать вам в возврате наушников, если:

  1. Они исправны, но относятся к технически сложным товарам с двумя и более функциями и гарантией от одного года, и обменять их просто потому, что они разонравились, нельзя.
  2. Недостатков нет, но очевидны следы эксплуатации, не сохранились эмблемы и наклейки.
  3. Есть дефекты, но экспертиза установила, что в них виновны вы, а не магазин или изготовитель.

Например, если вы уронили наушники и раздавили их или залили водой, вернуть их не получится – налицо ваша вина, неосторожность. Если же вы через несколько дней после покупки стали замечать помехи, и виной всему не проблемы в передаче сигнала, а именно качество товара, шансы на возврат есть.

Что делать, если отказали незаконно

Если вы считаете, что вам отказали в возврате наушников незаконно, попробуйте сначала обойтись без суда и отправить на адрес магазина претензию. На нее должны ответить в течение 30-40 дней. Если пришел отказ или претензия проигнорирована, стоит обратиться в суд.

Соблюдать претензионный порядок необязательно. Но обычно еще на этапе претензии удается урегулировать большинство вопросов.

Если вы решили идти дальше, подайте исковое заявление в мировой суд (при цене иска до 100 000 руб.). Одновременно с требованием о расторжении договора купли-продажи и взыскании стоимости товара можно потребовать неустойку (1% цены наушников), а также штраф в размере 50% от удовлетворенной суммы иска, если магазин вам отказал в возврате до обращения в суд.

Чтобы лишний раз не идти в суд, проще подать заявление и остальные документы онлайн, через ГАС «Правосудие». Там же можно отслеживать и движение дела.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Судебная практика

Чаще всего люди обращаются в суды с исками о возврате денег за смартфоны, а заодно и за наушники, которые обычно приобретаются вместе с ними.

Вот один из таких примеров:

Мужчина заказал онлайн смартфон Самсунг, в подарок к нему шли наушники. Получив смартфон, покупатель понял, что он ему не подходит, и решил вернуть. Но продавец отказался принимать товар обратно, аргументируя это тем, что он относится к технически сложному. Но не учел ЗоЗПП, который позволяет вернуть технику в течение 7 дней, если она куплена дистанционным способом.

В суде мужчина просил взыскать с ответчика стоимость смартфона, компенсацию морального вреда, проценты за пользование деньгами, штраф. Решением № 2-1620/2019 2-1620/2019~М-1489/2019 М-1489/2019 от 14 августа 2019 г. по делу № 2-1620/2019 иск удовлетворен частично. Ответчика обязали выплатить стоимость смартфона и все компенсации, но в меньшем размере, чем заявлено в иске. Истца же обязали вернуть смартфон, а наушники он смог оставить себе, т.к. это был подарок от магазина.

Ответы юриста на частные вопросы

Могу ли я вернуть беспроводные наушники без чека, если потеряла его?
Можно ли вернуть наушники без коробки, но с чеком? Куплены в ДНС.
Купила наушники в Эльдорадо, на следующий день они мне разонравились. Могу ли я их вернуть без причины?
Могу ли я не возвращать наушники, а попросить скидку у продавца, если они стали не так работать, но использованию это особо не мешает? То есть возврат части стоимости.
Обязан ли я возвращать наушники, купленные в комплекте со смартфоном, если хочу отказаться от покупки?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. В большинстве случаев любые наушники можно вернуть в течение 14 дней, если они разонравились.
  2. Если в товаре есть недостатки, возврат возможен в течение всего гарантийного срока, а при его отсутствии – в течение двух лет с момента покупки.
  3. Не все наушники относятся к технически сложным товарам, и уж точно их нельзя считать предметом личной гигиены. Но так бывает не всегда: по этому поводу нет единого мнения ни у Роспотребнадзора, ни у судов.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас и получите подробную консультацию бесплатно!

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ