Можно ли и как вернуть постельное белье обратно в магазин
По закону о защите прав потребителей вы можете вернуть товар в магазин, даже если он надлежащего качества. Но в зависимости от того, к какой категории относится продукция, могут возникнуть определенные сложности. Расскажем, как оформить возврат постельного белья в разных случаях и как действовать в случае отказа продавца принимать товар обратно.
Подлежит ли возврату постельное белье
Многие продавцы отказываются принимать постельное белье, ссылаясь на то, что оно относится к невозвратной продукции. На самом деле, в п.4 Перечня товаров, не подлежащих возврату при надлежащем качестве, утвержденном постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020, говорится о текстильных товарах, стоимость которых определяется, исходя из единицы длины.
Это значит, что вы не можете вернуть ткань, из которого шьется постельное белье, но возврат постельного белья по закону допускается. Рассмотрим возможные ситуации по аннулировании договора купли-продажи данной категории товара.
Когда постельное белье подлежит возврату
Белье можно отдать обратно в магазин, как с дефектами, так и без них. В зависимости от причины возврата, действуют разные условия.
Надлежащее качество
Согласно ч.1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, вы можете вернуть непродовольственный товар в магазин, если он вам не подошел по размеру, фасону или габаритам. Даже если вы просто передумали пользоваться приобретенной продукцией, вы имеете право аннулировать договор купли-продажи.
Правила возврата
Обязательные условия:
- товар не был в эксплуатации;
- сохранили его потребительские свойства и товарный вид;
- в наличии ярлыки и иные детали, подтверждающие целостность продукции.
Для возврата постельного белья по Закону о защите прав потребителей нужно представить продавцу:
- удостоверение личности;
- кассовый чек.
Если последний не сохранился, вы можете подтвердить факт покупки свидетельскими показаниями (п.2 ч.1 ст. 25 ЗоПП). Также можно использовать выписку из банковского счета или записи с камер видеонаблюдения.
Ненадлежащее качество
Постельное белье подлежит обмену или возврату, если после покупки вы обнаружите в нем какой-то дефект или несоответствие заявленным параметрам.
Основания для признания ненадлежащего качества товара:
- неполная комплектация — отсутствие любого элемента, например, наволочки;
- нарушение целостности ткани;
- несоответствие расцветки или рисунка заявленным на упаковке характеристикам;
- плохое прострачивание швов;
- несоответствие размера частей заявленной на упаковке информации;
- отличия в составе ткани от указанной в описании, например, написано, что комплект из шелка, а оно оказалось синтетическим.
Во всех этих случаях, согласно ч.1 ст. 1 ЗоПП, вы можете:
- обменять товар на аналогичный или другой с перерасчетом стоимости;
- вернуть часть денег с учетом обнаруженного дефекта;
- потребовать всю сумму и аннулировать договор купли-продажи.
Также Закон о защите прав потребителей предусматривает ремонт товара с дефектом, но при возврате данной категории товаров, это неактуально.
В какие сроки постельное белье подлежит возврату по закону
Сроки возврата такого товара, как постельное белье, зависят от причины обращения в магазин:
- при надлежащем качестве — 14 дней (п.2 ч.1 ст. 25 ЗоПП);
- при ненадлежащем качестве — период гарантийного срока или срока службы (ч.1 ст. 19 ЗоПП).
Если гарантийный срок не установлен, вы можете обратиться к продавцу с претензией о возврате в течение 2-х лет после покупки. При отсутствии отметки о сроке службы — в течение 10 лет.
Важно учитывать, что срок течения времени, отведенного на возврат, начинается с момента передачи товара потребителю. Это значит, что если вы заказали доставку или товар пересылается по почте, точкой отсчета считается не дата в чеке, а день получения белья на руки.
Если время для возврата истекло
В этом случае вы теряете право на предъявление претензии, потому что Закон о защите прав потребителей предусматривает точный период, в течение которого можно обратиться за возвратом.
Исключением могут стать ситуации, когда вам была предоставлена недостоверная информация по товару или вы представите доказательства того, что у вас не было физической возможности обратиться в магазин вовремя, например, из-за лечения в стационарных условиях.
В этом случае можно решить спор в свою пользу, но только в судебном порядке.
Порядок возврата — пошаговая инструкция
Чтобы вернуть комплект постельного белья в магазин, нужно уведомить продавца о своем намерении в письменной форме. Для этого составляется заявление, в котором указываются реквизиты сторон и обстоятельства дела. Его можно составить самостоятельно, воспользовавшись нашим образцом (ниже). Также можно сначала прийти в магазин и поговорить с продавцом. В зависимости от ситуации, он может:
- сразу вернуть деньги или оформить обмен;
- предоставить готовое заявление на возврат, которое нужно просто подписать.
Независимо от того, кто составляет заявление, оно должно быть в 2-х экземплярах, на вашем должна стоять отметка о принятии. Если продавец отказывается принимать заявление о возврате, можно отправить его заказным письмом.
К заявлению нужно приложить паспорт и любое подтверждение факта покупки:
- чек;
- выписка из банковского счета;
- свидетельские показания или записи с камер видеонаблюдения.
Если нет возможности получить эти доказательства, обращайтесь к продавцу с требованием об использовании второго экземпляра чека. Для этого нужно назвать точную дату и время покупки, чтобы найти нужный документ максимально быстро.
Сроки возврата
Продавец обязан вернуть деньги:
- в течение 3-х дней, если белье надлежащего качества (ч.2 ст. 25 ЗоПП);
- в течение 10 дней, при ненадлежащем качестве (ст. 22 ЗоПП);
- в течение 20 дней, если отсутствует срок службы изделия (ч.6 ст. 19 ЗоПП).
На практике продавцы возвращают уплаченную сумму сразу. Если покупка оплачивалась наличными, деньги вернут сразу в день обращения, если безналичным путем — в течение 3-х дней, в зависимости от банка, обслуживающего счет. В последнем случае нужно учитывать, что возврат будет производиться на ту же карту, с которой оплачивалась покупка.
Если продавец отказывается принимать товар
В случае возникновения проблем со сдачей белья в магазин, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор или обратиться в суд.
Жалоба в Роспотребнадзор
Отказ принимать товар обратно — нарушение продавцом прав потребителей, при условии, что последний соблюдает необходимые для возврата условия. В подобной ситуации можно пожаловаться в Роспотребнадзор одним из следующих способов:
- лично прийти в территориальное отделение надзорного органа и передать один экземпляр документа и получить отметку о принятии на другом;
- отправить жалобу заказным письмом с описью содержимого и уведомлением о вручении;
- оформить онлайн обращение на официальном сайте https://www.rospotrebnadzor.ru/.
В последнем случае заполняется специальная таблица, в остальных — жалоба составляется в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки.
Срок обработки заявления — 30 дней с момента получения. Результатом жалобы может стать выплата стоимости товара покупателю, а также начисление штрафа магазину за несоблюдение законодательных требований к продаже.
Также нужно учитывать, что при обращении через официальный сайт РФ, жалоба будет перенаправлена в территориальное отделение Роспотребнадзора, что увеличивает срок обработки заявления.
Инициирование спора
Еще один способ защитить свои потребительские права — начать спор с продавцом. Для этого нужно соблюсти досудебный порядок разрешения конфликта, в случае невозможности такого решения — обращаться в суд.
Досудебная претензия
Это обязательный этап перед подачей искового заявления, который позволяет сторонам самостоятельно прийти к согласию. Продавец понимает, что в случае судебного разбирательства и решения в пользу покупателя, его расходы значительно возрастут, поэтому чаще решают проблему уже на этом этапе.
Досудебная претензия составляется в свободной форме с указанием тех же фактов, что и в заявлении. Дополнительно нужно прописать свое намерение об обращении в суд, в случае невозможности решения вопроса мирным путем.
Срок ожидания ответа — 30 дней с момента получения. Документ можно отдать продавцу лично либо направить заказным письмом.
Исковое заявление
При отсутствии ответа от продавца или его отрицательном решении, обращайтесь в суд. Исковое заявление составляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием реквизитов сторон, обстоятельств дела и требований к ответчику.
В судебном порядке можно потребовать не только уплаченную за постельное белье сумму, но и:
- неустойку в размере 1% от стоимости товара (ч.1 ст. 23 ЗоПП);
- возмещение морального вреда в размере, установленном судом;
- штраф, в размере 50% от стоимости товара;
- компенсацию судебных издержек.
Госпошлина не взимается. К иску прилагается паспорт и все материалы, подтверждающие правомерность требований истца: заявление, претензия, чек о покупке и т.д.
Документ составляется в количестве экземпляров, соответствующих числу участников процесса.
Когда отказ является правомерным
Претензия о возврате будет неправомерной, если:
- истек срок, установленный законодательством на предъявление претензий;
- на белье есть следы эксплуатации, например, пятна;
- потерян товарный вид;
- отсутствуют элементы комплекта;
- нет доказательств покупки товара в данном магазине;
- причина появления дефектов — неправильная эксплуатация.
В последнем случае стороны могут провести независимую экспертизу, чтобы решить спор о том, кто виноват в порче товара (п.2 ч. 5 ст. 18 ЗоПП). Она проводится за счет продавца, но если проверка покажет, что дефект возник из-за неправильной эксплуатации, придется компенсировать стоимость процедуры. Если вы не согласны с результатами — можно оспорить их в судебном порядке.
Также вы можете самостоятельно заказать экспертизу за свой счет, если будет доказано, что дефект возник не из-за вас, магазин компенсирует расходы. В каждом случае другая сторона имеет право присутствовать при проверке, поэтому уведомление о месте и времени ее проведения обязательно.
Особенности возврата постельного белья в интернет-магазин
Если комплект приобретался дистанционно, вы можете отказаться от него в любой момент до получения на руки или в течение 7 дней после доставки (ч.4 ст. 26.1 ЗоПП).
Если продавец не предоставил информацию о правилах и сроках возврата в письменной форме, право на отказ от товара увеличивается до 3-х месяцев.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики. Ленинский районный суд рассмотрел дело № 2-624/2017 об обращении регионального Общества по защите прав потребителей, действующей в интересах покупателя к ответчику.
Исходя из материалов дела, у ответчика было приобретено постельное белье, две подушки и одеяло, в которых в течение гарантийного срока выявились недостатки. Покупатель обратился с требованием о возврате, но получил отказ. После обращения в суд была назначена судебная экспертиза, которая выявила, что покупатель не виноват в ухудшении качества товара.
На основании материалов дела, суд постановил взыскать с должника:
- стоимость постельного комплекта;
- неустойку за просрочку исполнения требований покупателя;
- штраф в пользу покупателя и Общества защиты прав потребителей;
- компенсацию морального ущерба и расходов на экспертизу;
- стоимость госпошлины.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Постельное белье не относится к невозвратным товарам, так как оно не продается метражом.
- Товар данной категории можно вернуть в течение 14 дней при надлежащем качестве.
- При наличии дефектов возврат возможен в течение гарантийного срока.
- При покупке онлайн отказ от покупки возможен в любой момент до получения либо в течение 7 дней после доставки товара. Если продавец не обозначил правила возврата, срок увеличивается до 3-х месяцев.
- Если истек срок возврата, отказаться от покупки невозможно.
- Претензия о возврате должна быть удовлетворена в течение 3-х дней при надлежащем качестве, в течение 10 дней — при ненадлежащем и в течение 20 дней при отсутствии срока службы белья.
- Чтобы вернуть постельное белье нужно написать письменное заявление и приложить к нему удостоверение личности, а также материалы, подтверждающие факт покупки.
- При отказе продавца можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор либо инициировать спор с продавцом — сначала в досудебном, далее в судебном порядке.