8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Можно ли вернуть алкогольную продукцию обратно в магазин

Возврат алкогольной продукции регулируется Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. Но так как спиртное относится к продовольственным товарам, для него действуют дополнительные правила возврата. Рассмотрим, как надо действовать, если нужно сдать обратно алкоголь и как себя вести при отказе продавца принимать его обратно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Подлежит ли алкоголь возврату — правовые нормы

Порядок возврата зависит от качества спиртного.

Если качество надлежащее

Закон о защите прав потребителей устанавливает право на возврат продукции надлежащего качества только для категории непродовольственных товаров. Поэтому вы не можете сдать купленный алкоголь, если он соответствует стандартам, даже если купили его только вчера.

Однако есть 3 исключения, когда вы можете отказаться от покупки качественного спиртного:

  • кассир еще не пробил чек;
  • продавец нарушает правила продажи алкоголя: не имеет действующей лицензии, не проводит контроль качества;
  • магазин предоставил недостоверную информацию о продукции.

Если с первыми двумя основаниями не возникает вопросов, то с третьим не все так просто. Многие потребители не знают, что продавец обязан предоставить полную информацию о напитке, и если вы не нашли ее на этикетке, вы имеете право отказаться от покупки.

Согласно п.2 ч.2 ст.10 ЗоПП, при покупке вы должны знать:

  • полный состав;
  • вес, объем и пищевую ценность;
  • способы разведения и приготовления, если речь идет о концентрированном напитке;
  • условия хранения, если к этому есть отдельные требования;
  • дату изготовления и сроки хранения;
  • противопоказания;
  • сведения о государственной регистрации продукта, подтверждающие его соответствие стандартам качества.

Для возврата достаточно доказать отсутствие любого перечисленного факта, продемонстрировав этикетку с неполной информацией о продукте.

Если качество ненадлежащее  — что можно требовать при возврате

Возврат некачественного напитка осуществляется по общим нормам ст. 18 ЗоПП, согласно которым вы можете:

  • обменять спиртное на аналогичный напиток;
  • обменять его на другой с перерасчетом стоимости;
  • отказаться от договора купли-продажи и вернуть деньги за товар.

Если из-за некачественного напитка пострадало здоровье, можно также получить компенсацию расходов на лечение.

Срок возврата денег

В соответствии со ст. 22 ЗоПП, продавец обязан удовлетворить требования покупателя об обмене или возврате денег в течение 10 дней с момента их предъявления. Этот срок может быть увеличен до 20 дней при необходимости проведения экспертизы.

Но на практике деньги возвращаются сразу, если покупка производилась за наличный расчет и в течение 3-х рабочих дней, если за безналичный. В последнем случае важно учитывать, что денежные средства будут перечислены на карту, с которой оплачивалась покупка.

Процедура возврата

Вам нужно обратиться к продавцу с заявлением об обмене товара или аннулирования договора купли-продажи. Оно составляется в свободной форме с указанием:

  • реквизитов магазина;
  • данных покупателя;
  • информации о напитке: наименование, объем, дата покупки, форма оплаты;
  • описания возникшей проблемы;
  • просьбы об обмене спиртного или возврате уплаченных средств;
  • даты и подписи покупателя.

Документ составляется в 2-х экземплярах, на вашем нужно проставить отметку о принятии обращения магазином. Если продавец отказывается принимать заявление, отправляйте его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Скачать образец претензии на возврат товара

Вместе с заявлением нужно предоставить товар, личный паспорт и кассовый чек.

Когда может потребоваться экспертиза

Согласно п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП, если стороны не могут прийти к соглашению о причинах возникновения дефекта, назначается экспертиза, которую продавец проводит за свой счет. Покупатель имеет право присутствовать на ней, поэтому он должен быть уведомлен о месте и времени ее проведения. Если результат докажет, что дефект возник по вине потребителя, например, из-за неправильного хранения, ему придется возместить магазину расходы на экспертизу.

Основаниями для проведения проверки неоткрытой бутылки может быть:

  • изменение цвета напитка;
  • наличие в бутылке инородных предметов или примесей.

Если результаты экспертизы вас не устроят, вы можете оспорить их в судебном порядке. Также у вас есть право самостоятельно заказать процедуру проверки, например, если магазин отказывается признавать факт продажи некачественной продукции. Но в этом случае вы обязаны известить другую сторону о месте и времени ее проведения. Это факт должен быть зафиксирован, чтобы вы могли предъявлять дальнейшие претензии. Например, можно отправить заказное письмо в магазин либо отправить продавцу смс-сообщение или электронное письмо.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Действия при отказе продавца принимать товар

Если магазин не принимает обратно некачественный алкоголь, вы можете инициировать спор в досудебном порядке, а далее обратиться в суд.

Досудебная претензия

Если продавец отказывается признавать факт продажи некачественного продукта, нужно подавать ему досудебную претензию.

Документ оформляется также в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки. Дублируются сведения, которые были указаны в заявлении на возврат, дополнительно прописывается предупреждение о последующем обращении в надзорные или судебные органы.

Скачать образец досудебной претензии

Жалоба в Роспотребнадзор

Несоответствие качества товара надлежащим нормам — основание для жалобы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По обращению будет проведена проверка магазина и соблюдение продавцом законодательных норм.

Жалобу можно подать в территориальное отделение Роспотребнадзора лично либо направить ее заказным письмом. Также можно заполнить специальную форму на официальном сайте надзорного органа. Чтобы зарегистрировать обращение, требующее внеплановой проверки, потребуется регистрация на Госуслугах.

При подаче заявления онлайн нужно учитывать, что оно будет перенаправлено в территориальное отделение Роспоребнадзора, что увеличит сроки его рассмотрения.

Время ожидания ответа после регистрации жалобы — 30 дней.

Обращение в суд

Если досудебные попытки решения конфликта не принесли результата, нужно обращаться в суд. А если последствием покупки стали проблемы со здоровьем, можно сразу подавать исковое заявление, не тратя время на претензию и жалобу.

Иск подается в мировой суд по месту регистрации магазина лично либо направляется заказным письмом. Оформляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием:

  • реквизитов судебного органа;
  • данных сторон;
  • обстоятельств дела;
  • попыток решения конфликта в досудебном порядке;
  • требований к ответчику;
  • перечня прилагаемых документов;
  • даты и подписи сторон.

Важные правила в составлении иска: соблюдение хронологического порядка и указания всех обстоятельств дела максимально подробно.

Скачать образец искового заявления

К нему нужно приложить копию личного паспорта, чека и документов по досудебному урегулированию: заявления, претензии, жалобы. Если речь идет о нанесении вреда здоровью, прилагаются документальные подтверждения: больничный лист, выписка из амбулаторной книги или из больницы.

В судебном порядке можно не только добиться возврата денег за некачественную продукцию, но и получить выплату неустойки в размере 1% от стоимости напитка за каждый день просрочки и морального вреда в размере, установленном судом. Компенсацию ущербу здоровья рассчитывается отдельно, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Ответы юриста на частные вопросы

Как вернуть алкоголь, не отходя от кассы?
Как вернуть открытую бутылку?
Как вернуть спиртное без чека?
Можно ли вернуть разливное пиво обратно, если я ошибся, выбирая сорт? Чек уже пробили
Купил на день рождения другу коньяк, мы его распили и все отравились. Кому предъявлять претензии, магазину или производителю?
Могу ли вернуть неоткрытую бутылку шампанского, если встречу, для которой она покупалась, отменили?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Спиртное надлежащего качества не подлежит возврату, за исключением следующих ситуаций: кассир еще не пробил чек, магазин нарушает правила продажи, продавец предоставил недостоверную или неполную информацию о продукте.
  2. Алкоголь ненадлежащего качества можно вернуть в стандартном порядке: написать заявление и оформить возврат.
  3. На удовлетворение требований покупателя на возврат у продавца есть 10 дней.
  4. Если магазин не согласен с претензиями, можно назначить экспертизу напитка.
  5. В случае отказа в возврате, пишите досудебную претензию и жалобу в Роспотребнадзор, далее обращайтесь в суд.
  6. Открытую бутылку можно вернуть только в том случае, если качество напитка не соответствует нормам.
  7. Если продавец не пробил чек, бутылку можно вернуть, даже если уже считан штрих-код.
  8. Отсутствие чека — не основание для отказа магазина принимать некачественный напиток обратно.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Марина Маремова
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ