Возврат комиссионного товара
Если вы купили в комиссионном магазине товар, и он вам не понравился или оказался некачественным, его можно вернуть обратно. Но нужно учитывать сроки и другие особенности: в некоторых случаях продавец вам вправе отказать.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, чем комиссионная торговля отличается от обычной и как это связано с возвратом товара; как вернуть качественный или некачественный товар в «комиссионку», и что делать, если в возврате отказали.
Особенности комиссионной торговли
Комиссионная торговля «работает» так: человек приносит товар в магазин, заключает с продавцом договор. Когда вещь продается, часть денег выплачивается тому, кто ее принес.
Здесь участвуют три стороны:
- Комиссионер – организация или индивидуальный предприниматель (ИП), принявший товар на реализацию.
- Комитент – человек, сдавший товар на комиссию с целью продажи за вознаграждение.
- Покупатель – человек, который купил комиссионный товар.
До продажи товара покупателю он считается собственностью комитента. Он в любой момент может отказаться от сделки и потребовать вернуть вещь обратно. Если она уже продана, возврат невозможен. Это сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли…».
Как принимается товар на комиссию
Под реализацию принимается непродовольственный товар, в том числе и бывший в употреблении. Он может быть с недостатками, за счет чего снижается его стоимость. Но о дефектах комиссионера нужно предупредить заранее, потому как они должны быть отражены в договоре комиссии или ином документе.
При продаже товара б/у и/или с недостатками потребителя должны уведомить о них. Он вправе сам решать, покупать его, или отказаться от покупки.
О чем должны известить покупателя
Вы как покупатель вправе знать обо всех недостатках с учетом того, что именно покупаете:
- Автомобиль: внесенные изменения в конструкцию, дефекты кузова, проблемы с работой коробки передач, и пр.
- Системный блок: необходимость замены материнской платы или термопасты, царапины, и т.д.
- Смартфон: царапины на экране, некорректная работа сенсора, и пр.
Все дефекты фиксируются в торговом ярлыке еще при приеме товара, и с ними вас должны ознакомить. Также в нем указывается процент износа и описание утраченных потребительских свойств. В момент покупки один экземпляр ярлыка передается вам вместе с гарантийным талоном, если срок гарантии еще не истек.
Если вы изначально купили в комиссионном магазине товар с недостатками, а потом захотели его вернуть по причине этих же недостатков, о которых вы были предупреждены, так сделать не получится. Закон будет на стороне продавца.
Права потребителя
Несмотря на то, что большая часть вопросов регулируется Постановлением Правительства, не стоит забывать и про Закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Он гарантирует вам следующие права:
- Вернуть практически любой товар в течение 14 календарных дней, если он не понравился вам по фасону, цвету, габаритам, размеру или комплектации (ст. 25 ЗоЗПП).
- Потребовать замены на товар этой же или другой марки, уменьшение стоимости, бесплатный ремонт или возврат денег, если вы обнаружили недостатки, о которых вас при покупке не предупредили.
А еще можно потребовать возмещение убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Например, если вы купили водонагреватель, он потек и испортил напольное покрытие. Но деньги, скорее всего, придется взыскивать через суд: продавцы на добровольное урегулирование таких вопросов идут крайне неохотно.
Какой товар нельзя вернуть
Есть группа товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть ни при каких обстоятельствах. Они подлежат возврату лишь в случае, если в них обнаружен недостаток, о котором не сообщили вам заранее.
Что входит в этот перечень (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 «Об утверждении Правил продажи…»):
- технически сложные товары с гарантией от одного года;
- автомобили, мотоциклы, иная мототехника;
- бытовые мебельные комплекты;
- бытовая химия;
- трикотажные и швейные изделия;
- косметика и парфюмерия;
- текстиль;
- кабеля, отделочные и строительные материалы;
- предметы личной гигиены;
- ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы;
- гражданское оружие и патроны к нему;
- растения и животные.
Например, если вы купили в комиссионке системный блок, а потом передумали им пользоваться, вернуть его назад по закону нельзя. Возврат возможен лишь в том случае, если после покупки будет обнаружен недостаток, о котором вам не оповестили.
Как вернуть товар ненадлежащего качества
Согласно ст. 19 ЗоЗПП, вы можете обратиться в магазин за возвратом некачественного товара в течение всего срока гарантии. Если гарантии нет – в течение двух лет с момента покупки.
Вышеуказанные сроки не распространяются на технически сложный товар. Его можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки. После – только при наличии одного из следующих условий:
- обнаружение существенного недостатка, при котором пользоваться техникой нельзя;
- невозможность использования техники более 30 дней в течение календарного года.
Также получить деньги обратно можно, если продавец нарушил сроки проведения бесплатного ремонта – 45 календарных дней.
Как оформить возврат некачественного товара:
- Соберите чеки или иные документы, подтверждающие покупку в комиссионке.
- Придите в магазин и расскажите, в чем проблема.
- Заполните на месте акт возврата.
Деньги вам должны перечислить в течение 10 календарных дней. Даже если продавцу потребуется экспертиза, чтобы установить, кто виновен в дефектах, он должен уложиться в этот срок.
Вернуть вещь с дефектами можно, если они возникли по вине продавца или комитента, и вас о них не предупредили. Если же вы сами сломали технику, возврат невозможен.
Как оформить возврат товара надлежащего качества
Если вы купили качественную вещь, а потом передумали ею пользоваться, ее можно вернуть в комиссионку (кроме товаров из установленного перечня).
Как это сделать:
- Подготовьте товар и документы на него: гарантийный талон (если есть), ярлык, чек об оплате.
- Придите в комиссионный магазин и напишите заявление о возврате. Бланк и образец вам выдадут на месте.
- Подпишите акт возврата.
- Получите деньги в течение трех дней.
Возврат денег возможен, если на момент вашего обращения в комиссионке нет подходящего товара на замену. Чаще всего так и бывает. Но даже если он и есть, но вы не хотите там что-то покупать, можно просто сказать, что ничего из ассортимента вам не подходит.
Оформление возврата в 1С
Если вы наоборот выступаете в роли продавца, понадобится оформление отчета комиссионера при возврате товара. Это делается через 1С:Бухгалтерия.
Что нужно сделать:
- В программе создается документ «Возврат от покупателя». Его можно создать через раздел «Продажи» или на основании документа реализации.
- Во вкладке «Возвраты» оформляется «Отчет комиссионеров о продажах», далее – «Создать».
После этого заполняется табличная часть. В ней указывается информация о возвращенной вещи. В столбце «Документ реализации» указывается «Текущий», если реализация отражена в текущем отчете. Если в другом, оформленном ранее, в колонке «Документ реализации» необходимо выбрать этот отчет.
Как отразить возврат: проводки
Возврат должен быть отражен в документах бухгалтерского учета.
Как оформить проводки:
При возврате вещи покупателем | Дебет 002, принят на ответственное хранение
Дебет 76, «Расчеты с покупателем», кредит 62 (отражена стоимость возврата по продажной цене) Дебет 62, кредит 51 (покупателю перечислены деньги) |
---|---|
При расчетах с комитентом | Кредит 002 (возвращенный товар передан комитенту)
Дебет 51, кредит 76, субсчет «Расчеты с комитентом» Дебет 76, кредит 90, субсчет «Выручка», сторно |
Если по соглашению сторон товар снова выставляется на продажу комиссионером, в проводках указывается Кредит 002 (списан с ответственного хранения для передачи на комиссию), дебет 004 (товар принят на комиссию).
Что делать покупателю при отказе в возврате
Если вы купили технику или иную вещь в комиссионке, а потом обнаружили недостаток и комиссионер отказался возвращать деньги, напишите досудебную претензию. Продавец должен ответить на нее в течение одного месяца. Если ответ за 30-40 дней так и не поступил, обращайтесь в суд.
В качестве требований можно заявить:
- обязать продавца вернуть полную стоимость товара;
- взыскать неустойку в размере 1% стоимости за каждый день просрочки;
- взыскать 50% штрафа за отказ в добровольном урегулировании проблемы;
- взыскать компенсацию морального вреда.
Исковое заявление подается в мировой суд, если сумма требований не превышает 100 000 руб. В остальных случаях следует обращаться в районный.
Если иск удовлетворят, через месяц после принятия решения ответчик будет обязан выполнить все требования, содержащиеся в исполнительном листе.
Судебная практика
Рассмотрим несколько примеров дел о возврате товаров, которые рассматривались разными судами:
№1. Мужчина купил смартфон «Самсунг» почти за 50 000 руб. В ходе эксплуатации во время гарантийного срока устройство перестало работать. Впоследствии он обратился в магазин с требованием о возврате, но его проигнорировали.
Истец хотел в суде взыскать стоимость смартфона, неустойку, судебные расходы и возмещение морального вреда. Решением № 2-5791/2019 2-5791/2019~М0-4645/2019 М0-4645/2019 от 9 июля 2019 г. по делу № 2-5791/2019 требования удовлетворены, но суд снизил размер выплат в пользу истца.
№2. Мужчина приобрел МФУ за 27 700 руб. в интернет-магазине. В ходе эксплуатации выяснилось, что характеристики МФУ существенно отличаются от тех, что были заявлены продавцом, а именно: устройство печатает черными полосами, размеры существенно выше, сильный уровень шума.
Кроме того, покупателя не проинформировали о порядке и сроках возврата товара. Сначала он обратился в мировой суд, потребовав взыскать стоимость МФУ, неустойку, компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами. Однако суд обязал ответчика только вернуть стоимость МФУ и компенсировать затраты на почтовые отправления, услуги по составлению нотариальной доверенности на представителя.
Истец с решением не согласился в части отказа во взыскании неустойки, процентов и моральной компенсации, и подал жалобу в вышестоящий суд. Решением № 11-47/2012 от 12 апреля 2012 г. по делу № 11-47/2012 решение мирового судьи частично изменено. Ответчика обязали выплатить неустойку, моральный вред и расходы на представителя в пользу истца. В сумме получилось около 16 000 руб.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Возврат товара в комиссионный магазин регламентируется практически теми же правилами, что и в некомиссионный.
- Если вы купили технику в комиссионке и заранее знали обо всех недостатках, вернуть ее из-за них не получится.
- Некоторые виды товаров надлежащего качества вернуть нельзя: например, смартфон, ноутбук, планшет, автомобиль.
- Если продавец отказывается принимать вещь обратно и возвращать деньги, вы можете обратиться в суд.
- Комиссионер вправе отказать вам в возврате, если дефекты, из-за которых вы обратились к нему, возникли по вашей вине. Но это должна установить экспертиза.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!
Я уже писала вам по поводу телефона, мы с мамой сходили ещё раз в комиссион торг, нам категорически отказали в возврате, сказали что мы можем написать претензию для рассмотрения возраста юристом, надеюсь что все таки можно будет его вернуть, потому что как я считаю это уже мошенничество, просто поздно от этом поняла к сожалению
Доброе утро, Валерия.
Товар бывший в употреблении подлежит возврату в таком же порядке, как и новый. Более того, у вас никто не вправе отнять ваши права на обращение с претензией. Поэтому чтобы там продавцы не говорили, если вы приобрели товар с недостатками о который продавец не поставил вас в известность, хотя обязан был в силу ст.10 ФЗ №2300-1, вы вправе написать претензию и требовать возврата в порядке ст.12 и ст.18 ФЗ №2300-1 “О защите прав потребителей”.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Здравствуйте, у меня ИП ,скупаем б/у крупную бытовую технику, ремонтируем, отмываем, если нужно убираем ржавчину,красим, затем продаём. Техника относится к технически сложным товарам. Интересует случай,если покупатель в первые дни покупки решил отказаться от техники,заявляя,что она плохо покрашена,не нравится внешний вид и требует исключительно возврата денег, может ли продавец отказать в возврате средств? Работа техники а норме.
Доброе утро, Алла.
У вас товар б\у, покупатель изначально поставлен в известность о том, что могут быть определенные погрешности во внешнем виде, которые не относятся к технической стороне прибора. Если сразу же не рассмотрел и претензий к работе техники нет, требовать возврата в течении 15 дней покупатель не может, так как по сути недостатков нет, вернее нет таких, которые не оговорены продавцом. Поэтому, если покупатель направляет претензию в рамках ст.18 ФЗ №2300-1 “О защите прав потребителей” – отказывайте.
Будут еще вопросы, обращайтесь.