8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Возврат комиссионного товара

Если вы купили в комиссионном магазине товар, и он вам не понравился или оказался некачественным, его можно вернуть обратно. Но нужно учитывать сроки и другие особенности: в некоторых случаях продавец вам вправе отказать.

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, чем комиссионная торговля отличается от обычной и как это связано с возвратом товара; как вернуть качественный или некачественный товар в «комиссионку», и что делать, если в возврате отказали.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Особенности комиссионной торговли

Комиссионная торговля «работает» так: человек приносит товар в магазин, заключает с продавцом договор. Когда вещь продается, часть денег выплачивается тому, кто ее принес.

Здесь участвуют три стороны:

  1. Комиссионер – организация или индивидуальный предприниматель (ИП), принявший товар на реализацию.
  2. Комитент – человек, сдавший товар на комиссию с целью продажи за вознаграждение.
  3. Покупатель – человек, который купил комиссионный товар.

До продажи товара покупателю он считается собственностью комитента. Он в любой момент может отказаться от сделки и потребовать вернуть вещь обратно. Если она уже продана, возврат невозможен. Это сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли…».

Как принимается товар на комиссию

Под реализацию принимается непродовольственный товар, в том числе и бывший в употреблении. Он может быть с недостатками, за счет чего снижается его стоимость. Но о дефектах комиссионера нужно предупредить заранее, потому как они должны быть отражены в договоре комиссии или ином документе.

При продаже товара б/у и/или с недостатками потребителя должны уведомить о них. Он вправе сам решать, покупать его, или отказаться от покупки.

О чем должны известить покупателя

Вы как покупатель вправе знать обо всех недостатках с учетом того, что именно покупаете:

  1. Автомобиль: внесенные изменения в конструкцию, дефекты кузова, проблемы с работой коробки передач, и пр.
  2. Системный блок: необходимость замены материнской платы или термопасты, царапины, и т.д.
  3. Смартфон: царапины на экране, некорректная работа сенсора, и пр.

Все дефекты фиксируются в торговом ярлыке еще при приеме товара, и с ними вас должны ознакомить. Также в нем указывается процент износа и описание утраченных потребительских свойств. В момент покупки один экземпляр ярлыка передается вам вместе с гарантийным талоном, если срок гарантии еще не истек.

Если вы изначально купили в комиссионном магазине товар с недостатками, а потом захотели его вернуть по причине этих же недостатков, о которых вы были предупреждены, так сделать не получится. Закон будет на стороне продавца.

Права потребителя

Несмотря на то, что большая часть вопросов регулируется Постановлением Правительства, не стоит забывать и про Закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Он гарантирует вам следующие права:

  1. Вернуть практически любой товар в течение 14 календарных дней, если он не понравился вам по фасону, цвету, габаритам, размеру или комплектации (ст. 25 ЗоЗПП).
  2. Потребовать замены на товар этой же или другой марки, уменьшение стоимости, бесплатный ремонт или возврат денег, если вы обнаружили недостатки, о которых вас при покупке не предупредили.

А еще можно потребовать возмещение убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Например, если вы купили водонагреватель, он потек и испортил напольное покрытие. Но деньги, скорее всего, придется взыскивать через суд: продавцы на добровольное урегулирование таких вопросов идут крайне неохотно.

Какой товар нельзя вернуть

Есть группа товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть ни при каких обстоятельствах. Они подлежат возврату лишь в случае, если в них обнаружен недостаток, о котором не сообщили вам заранее.

Что входит в этот перечень (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 «Об утверждении Правил продажи…»):

  • технически сложные товары с гарантией от одного года;
  • автомобили, мотоциклы, иная мототехника;
  • бытовые мебельные комплекты;
  • бытовая химия;
  • трикотажные и швейные изделия;
  • косметика и парфюмерия;
  • текстиль;
  • кабеля, отделочные и строительные материалы;
  • предметы личной гигиены;
  • ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы;
  • гражданское оружие и патроны к нему;
  • растения и животные.

Например, если вы купили в комиссионке системный блок, а потом передумали им пользоваться, вернуть его назад по закону нельзя. Возврат возможен лишь в том случае, если после покупки будет обнаружен недостаток, о котором вам не оповестили.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как вернуть товар ненадлежащего качества

Согласно ст. 19 ЗоЗПП, вы можете обратиться в магазин за возвратом некачественного товара в течение всего срока гарантии. Если гарантии нет – в течение двух лет с момента покупки.

Вышеуказанные сроки не распространяются на технически сложный товар. Его можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки. После – только при наличии одного из следующих условий:

  • обнаружение существенного недостатка, при котором пользоваться техникой нельзя;
  • невозможность использования техники более 30 дней в течение календарного года.

Также получить деньги обратно можно, если продавец нарушил сроки проведения бесплатного ремонта – 45 календарных дней.

Как оформить возврат некачественного товара:

  1. Соберите чеки или иные документы, подтверждающие покупку в комиссионке.
  2. Придите в магазин и расскажите, в чем проблема.
  3. Заполните на месте акт возврата.

Деньги вам должны перечислить в течение 10 календарных дней. Даже если продавцу потребуется экспертиза, чтобы установить, кто виновен в дефектах, он должен уложиться в этот срок.

Вернуть вещь с дефектами можно, если они возникли по вине продавца или комитента, и вас о них не предупредили. Если же вы сами сломали технику, возврат невозможен.

Как оформить возврат товара надлежащего качества

Если вы купили качественную вещь, а потом передумали ею пользоваться, ее можно вернуть в комиссионку (кроме товаров из установленного перечня).

Как это сделать:

  1. Подготовьте товар и документы на него: гарантийный талон (если есть), ярлык, чек об оплате.
  2. Придите в комиссионный магазин и напишите заявление о возврате. Бланк и образец вам выдадут на месте.
  3. Подпишите акт возврата.
  4. Получите деньги в течение трех дней.

Возврат денег возможен, если на момент вашего обращения в комиссионке нет подходящего товара на замену. Чаще всего так и бывает. Но даже если он и есть, но вы не хотите там что-то покупать, можно просто сказать, что ничего из ассортимента вам не подходит.

Оформление возврата в 1С

Если вы наоборот выступаете в роли продавца, понадобится оформление отчета комиссионера при возврате товара. Это делается через 1С:Бухгалтерия.

Что нужно сделать:

  1. В программе создается документ «Возврат от покупателя». Его можно создать через раздел «Продажи» или на основании документа реализации.
  2. Во вкладке «Возвраты» оформляется «Отчет комиссионеров о продажах», далее – «Создать».

После этого заполняется табличная часть. В ней указывается информация о возвращенной вещи. В столбце «Документ реализации» указывается «Текущий», если реализация отражена в текущем отчете. Если в другом, оформленном ранее, в колонке «Документ реализации» необходимо выбрать этот отчет.

Как отразить возврат: проводки

Возврат должен быть отражен в документах бухгалтерского учета.

Как оформить проводки:

При возврате вещи покупателем Дебет 002, принят на ответственное хранение

Дебет 76, «Расчеты с покупателем», кредит 62 (отражена стоимость возврата по продажной цене)

Дебет 62, кредит 51 (покупателю перечислены деньги)

При расчетах с комитентом Кредит 002 (возвращенный товар передан комитенту)

Дебет 51, кредит 76, субсчет «Расчеты с комитентом»

Дебет 76, кредит 90, субсчет «Выручка», сторно

Если по соглашению сторон товар снова выставляется на продажу комиссионером, в проводках указывается Кредит 002 (списан с ответственного хранения для передачи на комиссию), дебет 004 (товар принят на комиссию).

Что делать покупателю при отказе в возврате

Если вы купили технику или иную вещь в комиссионке, а потом обнаружили недостаток и комиссионер отказался возвращать деньги, напишите досудебную претензию. Продавец должен ответить на нее в течение одного месяца. Если ответ за 30-40 дней так и не поступил, обращайтесь в суд.

В качестве требований можно заявить:

  • обязать продавца вернуть полную стоимость товара;
  • взыскать неустойку в размере 1% стоимости за каждый день просрочки;
  • взыскать 50% штрафа за отказ в добровольном урегулировании проблемы;
  • взыскать компенсацию морального вреда.

Исковое заявление подается в мировой суд, если сумма требований не превышает 100 000 руб. В остальных случаях следует обращаться в районный.

Если иск удовлетворят, через месяц после принятия решения ответчик будет обязан выполнить все требования, содержащиеся в исполнительном листе.

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел о возврате товаров, которые рассматривались разными судами:

№1. Мужчина купил смартфон «Самсунг» почти за 50 000 руб. В ходе эксплуатации во время гарантийного срока устройство перестало работать. Впоследствии он обратился в магазин с требованием о возврате, но его проигнорировали.

Истец хотел в суде взыскать стоимость смартфона, неустойку, судебные расходы и возмещение морального вреда. Решением № 2-5791/2019 2-5791/2019~М0-4645/2019 М0-4645/2019 от 9 июля 2019 г. по делу № 2-5791/2019 требования удовлетворены, но суд снизил размер выплат в пользу истца.

№2. Мужчина приобрел МФУ за 27 700 руб. в интернет-магазине. В ходе эксплуатации выяснилось, что характеристики МФУ существенно отличаются от тех, что были заявлены продавцом, а именно: устройство печатает черными полосами, размеры существенно выше, сильный уровень шума.

Кроме того, покупателя не проинформировали о порядке и сроках возврата товара. Сначала он обратился в мировой суд, потребовав взыскать стоимость МФУ, неустойку, компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами. Однако суд обязал ответчика только вернуть стоимость МФУ и компенсировать затраты на почтовые отправления, услуги по составлению нотариальной доверенности на представителя.

Истец с решением не согласился в части отказа во взыскании неустойки, процентов и моральной компенсации, и подал жалобу в вышестоящий суд. Решением № 11-47/2012 от 12 апреля 2012 г. по делу № 11-47/2012 решение мирового судьи частично изменено. Ответчика обязали выплатить неустойку, моральный вред и расходы на представителя в пользу истца. В сумме получилось около 16 000 руб.

Ответы юриста на частные вопросы

Можно ли вернуть комиссионный товар без чека?
Можно ли вернуть товар, за который уже отчитался комиссионер?
Как вернуть комиссионный товар через Честный знак?
Купила в комиссионке ноутбук. В документах написано, что он держит заряд два часа. Фактически же без подключения к сети он не работает – батарея разряжается за 10 минут. Могут ли мне отказать в возврате?
Можно ли отремонтировать комиссионную технику по гарантии, если нет гарантийного талона, но срок не истек?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Возврат товара в комиссионный магазин регламентируется практически теми же правилами, что и в некомиссионный.
  2. Если вы купили технику в комиссионке и заранее знали обо всех недостатках, вернуть ее из-за них не получится.
  3. Некоторые виды товаров надлежащего качества вернуть нельзя: например, смартфон, ноутбук, планшет, автомобиль.
  4. Если продавец отказывается принимать вещь обратно и возвращать деньги, вы можете обратиться в суд.
  5. Комиссионер вправе отказать вам в возврате, если дефекты, из-за которых вы обратились к нему, возникли по вашей вине. Но это должна установить экспертиза.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Можно ли вернуть комиссионный товар без чека?
Да. Отсутствие чека по закону не препятствует возврату. Вместо него можно использовать любой другой документ, подтверждающий покупку в конкретном магазине.
Можно ли вернуть товар, за который уже отчитался комиссионер?
Да. Разница только в расчетах и оформлении документов. Если некачественный товар возвращается в течение одного месяца после покупки и отчет комиссионера еще не утвержден, в нем делаются сторнировочные записи. Если же отчет утвержден, комитент обязан компенсировать комиссионеру сумму, которую тот вернул покупателю.
Как вернуть комиссионный товар через Честный знак?
Если товар подлежит обязательной маркировке, при получении от покупателя нужно зайти в личный кабинет на сайте «Честного знака», перейти в раздел «Документы» и нажать на «Добавить». После этого выберите «Возврат в оборот», заполните обязательные поля, нажмите на «Добавить товары» и выберите возвращаемую вещь. Далее в режиме предварительного просмотра проверьте внесенную информацию, подпишите и отправьте документ. После быстрой проверки оператором он получит статус «В обороте».
Купила в комиссионке ноутбук. В документах написано, что он держит заряд два часа. Фактически же без подключения к сети он не работает – батарея разряжается за 10 минут. Могут ли мне отказать в возврате?
Нет, т.к. в документах указаны характеристики ноутбука на момент продажи. Единственное, продавец может сам провести экспертизу, чтобы понять, в чем причина и кто в этом виновен.
Можно ли отремонтировать комиссионную технику по гарантии, если нет гарантийного талона, но срок не истек?
Да. Вместо гарантийного талона подойдет технический паспорт, сервисная книжка или иной документ, подтверждающий право на ремонт.