8 (800) 333-05-49

Бесплатная консультация юриста по РФ

Уголок потребителя для ИП

Право на информацию о продавце – одно из основополагающих прав потребителя. Обеспечить доступ к данной информации – обязанность любого розничного продавца вне зависимости от организационно-правовой формы. Поэтому уголки потребителей должны быть оформлены и индивидуальными предпринимателями. Что должно быть в уголке потребителя ИП в 2021 году – рассмотрим в данной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Что говорит закон

В 2020 году был признан утратившим силу ряд нормативных актов, детально описывающих, что должно быть в уголке потребителя. Вновь принятое Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463, содержащее правила розничной торговли с 2021 года, таких правил уже не содержит, ограничиваясь лишь общим упоминанием о праве потребителя на информацию.

Остается ориентироваться на Закон о защите прав потребителей. Так, в соответствии со ст. 9 указанного Закона, продавец (исполнитель) должен довести до потребителя информацию:

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения;
  • режим работы;
  • о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего ИП органа;
  • об имеющихся лицензиях.

Таким образом, вышеуказанную информацию до потребителя обязана доводить любая организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары или оказывающие услуги населению.

Книга отзывов и предложений: нужна или нет?

Главное новшество текущего законодательства – упразднение обязанности вести книгу отзывов и предложений для субъектов розничной торговли. Таким образом, магазины и многие исполнители услуг больше не должны иметь у себя этот документ. У кого осталась данная обязанность:

Однако пока непонятно, имеет ли книга отзывов и предложений какое-либо юридическое значение: нового порядка работы с данным документом, а также требований к его оформлению пока нет. Тем не менее, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в вышеназванных сферах, должны иметь книгу жалоб и предложений в уголке потребителя, в противном случае их ждет административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 14.4 КоАП РФ).

Поскольку требований к оформлению Книги отзывов и предложений нет, в качестве данного документа может выступать простая тетрадь с надписью на обложке: «Книга отзывов и предложений».

Что еще должно быть в уголке потребителя

Уголок потребителя представляет собой сборник наглядных информационных материалов, доступный потребителю для ознакомления и содержащий следующий набор документов:

  1. Информация о продавце в соответствии с Законом о защите прав потребителей:
    • копия свидетельства о государственной регистрации ИП;
    • копии лицензий и других разрешительных документов, необходимых в соответствии с законодательством. К примеру, если магазин реализует алкогольную или табачную продукцию, он должен иметь соответствующую лицензию;
    • график работы и адрес.
  2. Законы и другие нормативные акты:
    • Закон о защите прав потребителей;
    • Кодекс об административных правонарушениях;
    • Другие нормативные акты, имеющие отношение к деятельности ИП. Это могут быть правила розничной торговли, перечни товаров, не подлежащих возврату и технически сложных товаров, правила оказания отдельных видов услуг, санитарно-эпидемиологические требования.

    Важно! Чтобы пройти проверку Роспотребнадзора, важно использовать официальные издания нормативных актов, а не самодельные распечатки.

  3. Другие документы:
    • план эвакуации и правила пожарной безопасности;
    • порядок обслуживания льготных категорий граждан;
    • перечень контролирующих органов власти и способы связи с ними.
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Правила оформления уголка потребителя

Правила оформления уголка потребителя для ИП никак не регламентированы, однако практика проведения проверок Роспотребнадзора позволила выделить некоторые рекомендации:

  1. Уголок потребителя может быть оформлен как в виде стенда, так и книги или перекидной системы. Главное – обеспечить свободный доступ потребителя к необходимой информации. Если документы находятся в ячейках, они должны легко оттуда выниматься. В продаже можно найти готовые наборы для оформления уголка потребителя, включающие сам стенд и актуальные издания нормативных актов.
  2. Язык оформления – русский. При необходимости информацию можно продублировать на другом языке.
  3. Необходимо следить за актуализацией информации в уголке потребителя: использовать действующие редакции нормативных актов, размещать актуальные данные о контролирующих органах.
  4. Размещать стенд с информацией лучше на входе в торговый зал или зал обслуживания на видном месте.

Ответственность за отсутствие или неправильное оформление уголка потребителя

За ведением уголка потребителя следит Роспотребнадзор, который может нагрянуть с проверкой по жалобе покупателя в любой момент.

  1. За неправильное оформление уголка потребителя в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ индивидуальному предпринимателю грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 – 2000 рублей. Однако если такое нарушение выявлено впервые, штраф обычно заменяют предупреждением и предписанием устранить нарушения в определенные сроки.
  2. Отсутствие книги жалоб и предложений в тех случаях, когда она необходима, является нарушением в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ и влечет наложение штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Также предусмотрена ответственность и за размещение на стенде для потребителя ложной информации: согласно ст. 14.8 КоАП РФ такое нарушение влечет для индивидуальных предпринимателей наложение штрафа в размере 500 – 1000 рублей.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его получения.

Судебная практика

Иногда споры между индивидуальными предпринимателями и Роспотребнадзором по поводу уголка потребителя доходят до суда. Некоторые судебные решения позволяют восполнить пробелы в законе и отвечают на некоторые вопросы по поводу оформления уголка потребителя.

Важно! Приведенные ниже судебные постановления были вынесены в соответствии с законодательством, утратившим силу. Судебная практика в соответствии с новой нормативной базой еще не выработана.

  1. Временное отсутствие уголка потребителя в связи с его неисправностью не является нарушением. В результате проверки общественной организации в студенческой столовой было выявлено отсутствие уголка потребителя. Представитель столовой пояснил, что стенд имеется, но его сорвали студенты. К моменту проведения судебного заседания стенд был повешен на место. Суд установил, что столовая не нарушала права потребителя, а состава административного правонарушения нет (Решение № М-2671/2015 от 24.08.2015 г. по делу № 2-2837/2015).
  2. Надлежащим образом оформленный уголок потребителя, находящийся в недоступном для покупателя месте, нарушением не является. В суд обратился потребитель с жалобой на отсутствие книги отзывов и предложений. Участвующий в судебном процессе контрольный орган во время проверки установил наличие уголка потребителя с необходимой информацией, но в недоступном месте, что не было признано нарушением (Апелляционное определение № 33-2211/2015 от 29.04.2015 г. по делу № 33-2211/2015).
  3. Отсутствие книги отзывов и предложений в уголке потребителя нарушением не является, однако она должна быть предоставлена по требованию потребителя. Указанные действия продавца признаны административным правонарушением (Решение № 2-7453/2014 от 18.08.2014 г.).
  4. Если потребитель оставил в книге отзывов и предложений жалобу и свои контактные данные, на нее должен быть дан письменный ответ. Суд признал написанную в книге отзывов и предложений жалобу надлежаще соблюденным досудебным порядком урегулирования спора со стороны истца (Решение № 2-1889/2015 от 2.07.2015 г. по делу № 2-1889/2015).

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Уголок потребителя должны в обязательном порядке оформлять все индивидуальные предприниматели, работающие с физическими лицами.
  2. Основная цель уголка потребителя – обеспечить покупателю доступ к информации о продавце, поэтому он должен не только содержать все необходимые документы, но и быть оформленным максимально удобно для посетителя.
  3. При оформлении уголка потребителя следует учитывать специальные требования, регламентирующие продажу товаров и оказание некоторых видов услуг.
  4. Если Ваш уголок потребителя не прошел проверку, и Вы были привлечены к административной ответственности, решение контролирующего органа можно обжаловать в суде, обратившись за помощью к квалифицированным юристам.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 333-05-49 Бесплатная консультация для посетителей сайта
Ксения Батракова
Если у вас остались вопросы по уголку потребителя, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Рекомендуем по теме