Правила и порядок возврата автозапчастей обратно в магазин
Возврат автозапчастей в магазин допускается по закону. Это значит, что вы можете отказаться от покупки, но с учетом некоторых ограничений. Узнайте, какие автозапчасти можно вернуть в магазин и как действовать, если их не принимают обратно.
В статье расскажем:
Возврат автозапчастей – нормативная база
Автозапчасти — непродовольственный товар, поэтому правила их покупки и возврата регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.
Список автозапчастей, не подлежащих обмену и возврату
Согласно п. 10 Перечня товаров, не подлежащих возврату, утвержденного постановлением Правительства РФ №2463от 31.12.2020 г., в случае отсутствия дефектов, нельзя вернуть в магазин номерные агрегаты:
- двигатель;
- блок цилиндров двигателя;
- шасси (раму);
- кузов (кабину);
- коробку передач;
- мост.
Этот перечень автозапчастей содержит уникальный код из цифр и букв, в котором зашифрована информация о производителе и модели. Эта комбинация должна быть единой для всех деталей автомобиля, поэтому возврат отдельной запчасти не допускается.
Условия возврата
В течение какого периода и каких случаях можно вернуть автозапчасти, зависит от их состояния и способа покупки.
Надлежащее качество
Если у приобретенных деталей отсутствуют дефекты, вы можете обменять или вернуть товар на общих условиях ст. 25 ЗоПП — если автозапчасть не подошла или вы просто передумали.
Вернуть автозапчасть в магазин можно при следующих условиях:
- новое состояние (не должен быть в использовании);
- сохранение товарного вида и потребительских свойств;
- наличие доказательств совершения покупки.
В последнем случае вы можете предъявить чек или квитанцию, но если вы их потеряли, допускается любое документальное подтверждение факта покупки в конкретном магазине, например, выписка из банковского счета. Также можно использовать свидетельские показания (п.3 ч.1 ст. 25 ЗоПП) или записи с камер видеонаблюдения.
Вернуть деньги можно, если нельзя произвести обмен — аналогичной запчасти нет на складе.
Также стороны могут договориться о том, что продавец предупредит покупателя о поступлении нужной автозапчасти и произведет обмен, не выставляя его на витрину.
Бракованные автозапчасти
Если приобретенная автозапчасть оказалася с дефектом, согласно ч.1 ст. 18 ЗоПП, вы можете:
- обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом стоимости;
- вернуть часть денег с учетом расходов на ремонт;
- вернуть всю сумму, которая была уплачена продавцу;
- отдать запчасть на бесплатный ремонт.
При этом, в первую очередь, вам предложат безвозмездное устранение недостатков и только в том случае, если запасная часть не подлежит ремонту либо дефект возник снова, вы можете требовать обмена на качественный товар или возврата денег.
Экспертиза
Требования о ремонте или обмене могут быть удовлетворены только в том случае, если дефект возник не по вине покупателя. Если стороны не могут прийти к согласию о причинах проблемы, назначается независимая экспертиза за счет продавца (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП). Но если в заключении будет указано, что дефект возник по вашей вине, вам придется возместить расходы на проверку.
Вы имеете право присутствовать на процедуре, поэтому, если вас не предупредили о месте и времени ее проведения — это основание для оспаривания результатов. Также это возможно, если вы не согласны с выводами эксперта, но только в судебном порядке.
Если продавец отказывается провести экспертизу, вы можете заказать ее за свой счет. Требование об уведомлении продавца остается обязательным, а если результаты покажут, что дефект возник не по вашей вине, расходы на процедуру подлежат возмещению продавцом.
Купленные в интернет-магазине
Порядок возврата автозапчастей, купленных дистанционно, регламентируется ст. 26.1 ЗоПП, согласно которому вы можете вернуть запчасть:
- в любой момент до его получения;
- в течение 7 дней после доставки.
Продавец обязан предоставить информацию о правилах обмена и возврата в письменной форме. Если такая памятка отсутствует в посылке, срок отказа от покупки увеличивается до 3-х месяцев.
При этом нужно учитывать, что, согласно п.4 ч.4 ст. 26.1 ЗоПП, из возвращаемых денег будет вычтена сумма расходов на доставку автозапчасти обратно продавцу. Если вы оплачивали и первую доставку, это может быть существенная сумма.
После установки
Следы эксплуатации — основание для отказа в приеме автозапчасти обратно. Если вы уже установили автозапчасть, и она оказалась с дефектом, вы можете претендовать только на гарантийный ремонт. Обязательное условие — недостаток возник не по вашей вине. Если причина появления дефекта заключается в неправильной эксплуатации, право на претензию аннулируется.
Сроки возврата
Если речь идет об автозапчастях надлежащего качества, срок для возврата — 14 дней с момента их получения. Отсчет ведется в календарных днях с даты получения автозапчасти. Если вы заказывали доставку онлайн, течение сроков начинается не с даты, указанной в чеке, а с даты, когда запасную часть доставили.
Обратиться с претензиями в случае покупки некачественного товара, вы можете в течение всего гарантийного срока. Если он отсутствует — в течение 2-х лет с момента покупки (п.2 ч.1 ст. 19 ЗоПП).
Сроки исполнения требований магазином
Если вы обратились с возвратом качественного товара, обмен производиться немедленно при условии, что подходящая деталь имеется в продаже. При ее отсутствии продавец обязан вернуть уплаченную сумму за товар в течение 3-х дней с момента обращения (ч.2 ст. 25 ЗоПП).
При обращении за бесплатным ремонтом, он должен быть произведен в течение 45 дней (ч.1 ст. 20 ЗоПП). Данный срок может быть увеличен при необходимости, но только в случае согласия сторон. На период восстановительных работ, течение гарантийного срока останавливается, в случае замены некачественного товара — отсчет начинается заново.
Требование о возврате денег или обмене должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст. 22 ЗоПП).
В случае нарушения продавцом установленных сроков удовлетворения претензий, магазину начисляется неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (ч.1 ст. 23 ЗоПП).
Порядок возврата
Чтобы вернуть автозапчасть продавцу или отдать ее в ремонт, нужно передать продавцу товар с заявлением о возврате, а также перечень документов.
Заявление на возврат товара
Заявление пишется в свободной форме с указанием:
- реквизитов магазина;
- сведений о покупателе;
- даты покупки;
- информации о товаре;
- причины возврата;
- даты и подписи.
В крупных магазинах есть собственные шаблоны заявлений, поэтому вам нужно просто устно уведомить о своем намерении вернуть товар. Продавец сам заполнит заявление, распечатает его и отдаст на подпись.
Если вы будете самостоятельно составлять документ, можете воспользоваться нашим образцом.
Заявление составляется в 2-х экземплярах и подается лично (с отметкой о принятии продавцом) либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Документы
Вместе с заявлением нужно представить продавцу:
- личный паспорт;
- платежный документ, подтверждающий факт покупки в конкретном магазине.
При отсутствии последнего можете представить свидетельские показания либо записи с камер видеонаблюдения. Если нет возможности представить ничего из перечисленного, можно затребовать второй экземпляр чека, который сохранился у продавца. В этом случае необходимо точно указать дату и время совершения покупки.
Акт дефектовки автозапчасти для возврата
Если возвращается некачественный товар и проводится экспертиза для определения причины возникновения недостатка, составляется акт дефектовки — юридический документ, который удостоверяет техническую неисправность товара. Он не содержит информацию о стоимости, но является основанием для составления сметы ремонта. На его основании эксперты делают заключение о необходимости ремонта, полной замене автозапчасти или смене отдельных ее частей.
В акте дефектовки указывается:
- дата и место создания документа;
- реквизиты сторон;
- список членов комиссии;
- сведения об автомобиле: модель, год выпуска, номер шасси, пробег на момент оформления документа, VIN-код;
- название испорченного товара;
- перечень технических инструментов, применявшихся для экспертизы;
- перечень выявленных дефектов;
- заключение о причинах недостатков и способах их устранения;
- подпись членов комиссии и печать организации.
Если магазин отказывает в возврате
Если в течение 10 дней продавец не ответил по заявлению или отказался принимать товар, вы можете инициировать спор с ним.
Досудебная претензия
Перед тем, как обращаться в суд, нужно направить продавцу досудебную претензию с требованием о соблюдении прав потребителя. Документ составляется в свободной форме, в нем указываются те же данные, что и в заявлении:
- реквизиты сторон;
- сведения о товаре;
- причина возврата;
- требование об удовлетворении выставленных претензий;
- предупреждение о дальнейшем обращении в суд при невозможности решить вопрос мирным путем;
- дата и подпись.
Претензия составляется в 2-х экземплярах, один из которых можно подать в магазин лично (с отметкой о принятии) либо направить заказным письмом. Срок ответа на досудебное обращение — 30 дней с даты получения.
Обращение в суд
Если в течение указанного срока не поступил ответ от продавца либо он был отрицательным, вы можете обратиться в суд и получить не только сумму, потраченную на автозапчасть, но также:
- неустойку в размере 1% от стоимости товара;
- штраф в размере 50% от его цены;
- компенсацию морального ущерба в размере, установленном судом;
- возмещение расходов на экспертизу и юридическое сопровождение (при наличии).
Таким образом, обращение в суд предполагает получение суммы, существенно превышающей стоимость возвращаемого товара.
Исковое заявление составляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием:
- реквизитов судебного органа;
- данных сторон;
- сути обращения: информации о покупке, причинах возврата и разногласиях с продавцом;
- данных о попытках урегулирования конфликта в досудебном порядке: времени и способе подачи претензии, соблюдения сроков ожидания ответа;
- требований к ответчику;
- перечня приложений;
- даты и подписи.
Количество экземпляров искового заявления должно соответствовать числу сторон судебного дела.
К нему прилагается:
- копия паспорта;
- копия чека или много платежного документа, подтверждающего факт покупки;
- экземпляры заявления и претензии;
- иные документы, подтверждающие позицию истца, например, свидетельские показания.
Исковое заявление также можно подать лично в судебную канцелярию либо направить заказным письмом.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики.
Сокольский районный суд Вологодской области рассмотрел дело № 2-35/2016, по которому истец требовал возврата уплаченной суммы за двигатель и компенсации ущерба.
Согласно материалам дела истец купил у ответчика двигатель, бывший в употреблении, но на который продавец дал гарантию 14 дней. При установке истец запросил проверку натяжки ремня ГМО и удостоверился в их исправности. Однако после завершения процедуры ему поступил звонок из СТО и сообщили, что при первом запуске двигателя оборвался ремень ГРМ, погнуло клапаны газораспределительного механизма. Далее истец заказывал дополнительные детали для ремонта, но в итоге двигатель все равно оказался нерабочим. В результате таких действий была составлена претензия продавцу с требованием о возврате денежных средств и компенсации понесенных расходов, в чем ему было отказано.
Рассмотрев материалы дела, суд постановил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть истцу сумму, уплаченную за двигатель, а также компенсировать ему расходы на приобретение запасных частей, а также ремонт и установку двигателя. Также суд постановил взыскать с ответчика в пользу истца:
- неустойку;
- расходы на оплату экспертизы;
- компенсацию морального вреда;
- транспортные расходы;
- штраф;
- расходы, связанные с оплатой юридических услуг.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Автозапчасти подлежат обмену и возврату, за исключением номерных агрегатов.
- При надлежащем качестве товар можно вернуть в течение 14 дней, при условии, что сохранен товарный вид и потребительские свойства.
- При ненадлежащем качестве можно обратиться за ремонтом, а далее за заменой в течение всего гарантийного срока.
- Если автозапчасти куплены в интернет-магазине, их можно вернуть в любой момент до получения на руки либо в течение 7 дней после доставки. Если продавец не довел до вас в письменной форме правила возврата, срок подачи претензий увеличивается до 3-х месяцев.
- Если автозапчасти уже установлены, их можно вернуть только в случае обнаружения дефектов.
- Магазин должке исполнить требования по возврату или обмену товара в течение 10 дней, на ремонт отводится не более 45 дней.
- Для возврата автозапчасти нужно составить заявление, приложить к нему паспорт и платежный документ.
- Если возникли разногласия о том, кто виноват в возникновении дефекта, проводится экспертиза и составляется акт дефектовки.
Если магазин отказывается принимать товар обратно, пишется досудебная претензия, далее подается иск в суд.
добрый день. приобрел запчасть в автомагазине(ролик ремня генератора), замену производил сам, в процессе монтажа выяснилось что деталь не подходит по размеру посадочного места. Продавец отказался вернуть деньги и требует наряд-заказ с СТО. Как мне быть?
Добрый день, Василий.
А вы письменную заявку направьте в рамках ст.25 ФЗ №2300-1 “О защите прав потребителей” попросите замену, так как деталь по размеру не подошла. И укажите, что в ФЗ №2300-1 не указано, что ремень должны менять только на СТО и требовать подтверждающие документы. Не удовлетворят вашу заявку направите претензию, а потом подадите в суд и в результате получите сумму вдвое больше стоимости ремня. Поэтому пускай думают или сразу решить все полюбовно или через пару месяцев, нос двойными затратами.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Добрый день. Муж купил запчасть на грузовик. Поставили запчасть в официальном дилерском центре, так как машина там обслуживается. Проехав 40 км., автомобиль сломался. Выяснилось, что замененная запчасть сломана. Можно ли сейчас вернуть эту запчасть в магазин и предъявить им претензию, чтобы вернули деньги? Запчасть дорогостоящая. Заранее спасибо!
Добрый вечер, Мария.
Не только можно, но и нужно направлять претензию Продавцу, и документы у вас все есть. Во-первых запчасть была поставлена в официальном дилерском центре и есть документы, во-вторых, есть документы, что причиной поломки стала неисправная деталь, которую установили. У вас есть все основания, требовать возврата средств либо же замены детали на иную в порядке ст.18 ФЗ №2300-1 “О защите прав потребителей”.
Будут еще вопросы, обращайтесь.