8 (800) 333-05-49

Бесплатная консультация юриста по РФ

Жалоба на действия (бездействие) судебного пристава

После того, как вынесено решение суда, за его исполнение отвечают судебные приставы. Однако в настоящее время надлежащим образом исполняется лишь четверть всех судебных решений, что говорит прежде всего о неудовлетворительном качестве работы ФССП. В данной статье рассмотрим, как и куда можно пожаловаться на судебных приставов, если они бездействуют или наоборот, своими действиями нарушают законодательство.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Нормативная база

Деятельность приставов по исполнению судебных решений детально регламентирована законодательством:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»;
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

После того, как открыто исполнительное производство, судебный пристав должен предпринять все действия, необходимые для обеспечения исполнения решения. Перечень всех действий, которые должен при необходимости совершить пристав, содержится в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • запрашивать необходимую информацию у банков, работодателей, в Росреестре и других органах и организациях, обладающих информацией об имуществе должника;
  • запрашивать и проверять финансовые документы, имеющие отношение к исполнению решения суда;
  • входить в нежилые помещения, которыми пользуется должник или другие лица;
  • входить в жилое помещение должника – если исполняется решение о вселении или выселении;
  • накладывать арест на имущество, счета, ценные бумаги, а также проводить изъятие имущества;
  • производить оценку имущества. Если стоимость имущества при оценке сильно занижена или завышена – это повод для обращения с жалобой;
  • производить розыск должника и его имущества, а также привлекать с этой целью полицию;
  • рассматривать заявления и ходатайства взыскатель и должника;
  • устанавливать временные ограничения на выезд за границу для должника;
  • устанавливать временные ограничения на пользование специальным правом, к примеру, правом управления транспортным средством;
  • совершать иные необходимые действия.

При этом, все необходимые меры должны быть предприняты в течение 2 месяцев с момента открытия исполнительного производства. В противном случае можно говорить о бездействии или затягивании исполнительного производства.

Кроме того, каждое действие судебного пристава строго регламентировано законом. Так, если приставы удерживают с заработной платы сумму сверх максимально установленных 50% или не уведомляют должника о возбуждении исполнительного производства, это является нарушением ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, любые несоблюдения сотрудниками ФССП указанных норм, включая бездействие, превышение должностных полномочий, волокиту и т.д., может быть обжаловано как взыскателем, так и должником.

Как и куда пожаловаться на судебного пристава

Взыскатель может контролировать ход исполнительного производства следующими способами:

  • знакомиться с материалами исполнительного производства;
  • направлять приставу-исполнителю заявления и ходатайства о принятии соответствующих мер;
  • жаловаться на неправомерные действия или бездействие приставов в вышестоящие инстанции.

При этом, пожаловаться можно:

  1. Вышестоящему судебному приставу.
  2. В прокуратуру РФ.
  3. В суд.

Рассмотрим порядок направления жалобы в каждом из способов.

В рамках ФССП

В соответствии со ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках ФССП установлен следующий порядок обжалования  действий и бездействий, а также постановлений судебных приставов:

  • на судебного пристава-исполнителя и на заместителя старшего судебного пристава жалоба подается старшему судебному приставу;
  • на старшего судебного пристава и на заместителя главного судебного пристава субъекта жалоба подается главному судебному приставу субъекта;
  • на главного судебного пристава субъекта и на заместителя главного судебного пристава РФ жалоба подается главному судебному приставу РФ.

Срок подачи жалобы на судебного пристава – 10 дней с момента вынесения постановления или совершения обжалуемых действий.

Как составить жалобу

Требования к жалобе, подаваемой вышестоящему судебному приставу, изложены в ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • должна быть соблюдена письменная форма;
  • в жалобе указываются:
  • должность и ФИО пристава, действия или постановления которого обжалуются;
  • ФИО или наименование заявителя;
  • суть жалобы;
  • требования заявителя;
  • жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.

При этом, подтверждающие документы вместе с жалобой можно не предоставлять. Однако за должностным лицом, рассматривающим жалобу, остается право запросить необходимые документы.

Скачать образец жалобы в ФССП на бездействие судебного пристава-исполнителя

Как подать жалобу

По общему правилу жалоба может быть подана:

  • непосредственно вышестоящему должностному лицу;
  • через судебного пристава, действия и решения которого обжалуются.

Информация о способах обращения доступна на сайте соответствующего подразделения ФССП. Как правило, оставить жалобу можно следующими способами:

  1. Сдать в канцелярию при личном посещении отделения. При себе нужно иметь 2 экземпляра жалобы и паспорт.
  2. Отправить жалобу и необходимые документы в сканированном виде по электронной почте.
  3. Отправить жалобу почтой в адрес подразделения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Чтобы подать обращение в ФССП в электронном виде, можно воспользоваться интернет-приемной ФССП. В открывшейся форме нужно внимательно заполнить все поля и описать суть обращения. Максимальный объем текста – 4000 знаков.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы в ФССП составляет 10 дней. Данный срок может быть увеличен, если:

  • жалоба направляется на рассмотрение уполномоченному должностному лицу в течение 3 дней с момент получения;
  • запрашиваются дополнительные документы. В этом случае срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен на срок до 10 дней.

По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять следующее решение:

  • отменить обжалуемое постановление;
  • признать действия или бездействие пристава незаконными;
  • признать жалобу необоснованной.

Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме по указанному им адресу.

В суд

Согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления и незаконные действия судебных приставов можно оспорить в суде. В суд имеет смысл обращаться, если в рамках ФССП решить проблему не удалось. Оспаривание осуществляется:

  1. Через арбитражный суд, если исполнительный документ выдан арбитражным судом или исполнительное производство возбуждено в отношении организации или индивидуального предпринимателя.
  2. Через районный суд общей юрисдикции в остальных случаях.

Как составить исковое заявление

При обращении в суд подается административное исковое заявление в порядке ст. 220 КАС РФ. Оно должно содержать:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес проживания, дата и место рождения, номер телефона или электронная почта;
  • ФИО и должность пристава, действия или решения которого обжалуются;
  • данные об оспариваемом постановлении или действии (бездействии) пристава: дата, место, номер и т.д.;
  • сведения об исполнительном документе и об исполнительном производстве;
  • какие права истца были нарушены (со ссылками на нормативно-правовые акты);
  • сведения об уже поданных жалобах на оспариваемое действие или решение и ответах на них;
  • требование о признании незаконными постановления, действия (бездействия) судебного пристава;
  • Перечень документов-приложений.

Скачать образец искового заявления об оспаривании действий судебного пристава

Необходимые документы

К иску должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий вручение копии иска приставу (к примеру, уведомление о получении письма);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность, если в деле участвует представитель;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в иске: копии исполнительных документов, постановлений;
  • копии жалоб на оспариваемые действия и ответов на них, если они направлялись.

Как подать иск

Исковое заявление на судебного пристава подается в районный суд по месту нахождения территориального подразделения ФССП, в котором он работает, действия и решения которого обжалуются.

Направить заявление можно следующими способами:

  1. Принести лично в канцелярию суда (в суд нужно взять паспорт, 2 экземпляра искового заявления и копии всех прилагаемых документов).
  2. Отправить пакет документов в адрес суда почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. Подать иск в электронном виде через ГАС Правосудие. Все документы прикладываются в отсканированном виде.

Порядок и сроки рассмотрения

Для подобных категорий дел установлен сокращенный срок рассмотрения, составляющий 10 дней.

По итогам рассмотрения судом выносится решение, в соответствии с которым требования, указанные в иске, либо удовлетворяются, либо остаются без удовлетворения.

В прокуратуру

На нарушение законодательства со стороны приставов можно пожаловаться и в прокуратуру, особенно если речь идет об ущемлении прав должника или коррупции.

Как составить жалобу

Если жалоба подается в прокуратуру РФ, следует руководствоваться Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. В соответствии с указанным документом, в жалобе гражданина должны быть указаны:

  • наименование прокуратуры, в которую подается обращение, либо ФИО конкретного должностного лица и его должность;
  • ФИО заявителя;
  • почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты, если заявление направлено в электронном виде;
  • изложение существа вопроса;
  • дата и подпись;
  • документы-приложения.

Скачать образец жалобы в прокуратуру на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя

Как подать жалобу

Подать жалобу в прокуратуру можно лично, по почте или через интернет-приемную. Подробнее о порядке подачи жалобы в прокуратуру и сроках ее рассмотрения можно почитать в нашей отдельной статье.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Процедура исполнительного производства четко регламентирована законом. По поводу любого ее нарушения можно обратиться с жалобой как к вышестоящему судебному приставу, так и в органы прокуратуры и суда.
  2. Срок, в течение которого можно подать жалобу – всего 10 дней. Поэтому сторонам исполнительного производства нужно постоянно контролировать работу приставов и незамедлительно реагировать на нарушения.
  3. Понимание процедуры исполнительного производства требует детального изучения процессуального законодательства, поэтому общение с ФССП лучше доверить юристу.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 333-05-49 Бесплатная консультация для посетителей сайта
Ксения Батракова
Если у вас остались вопросы по составлению или направлению жалобы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

  1. Аватар
    ольга

    добрый день , я хотела уточнить , я являюсь должником, у меня списываются с пенсии по инвалидности 55% не однократно писалось заявления на уменьшения процента, и ответа ноль. ст. пристав игнорит , подскажите что мне сделать. , я сама на инвалидности , имею 2 не совершенно летних детей.

    • Елена Бондаренко
      Елена Бондаренко

      Доброе утро, Ольга.
      Если ваше заявление не рассматривают и даже не предоставляют ответ об отказе направьте жалобу Главному судебному приставу вашего региона.
      Будут еще вопросы, обращайтесь.

Рекомендуем по теме