8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Как работодателю заполнить больничный лист правильно

После закрытия больничного листа в медицинском учреждении работник предъявляет документ работодателю для получения пособия по временной нетрудоспособности. Работодатель должен заполнить свою часть в листе нетрудоспособности и предъявить его в ФСС для оплаты. Разберем, как выглядит раздел больничного, который заполняется работодателем, какая информация должна быть в нем указана. Также рассмотрим особенности заполнения работодателем электронного листа нетрудоспособности и правила исправления ошибок в больничном листе.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Как выглядит раздел больничного листа, который заполняется работодателем?

В случае временной утраты трудоспособности из-за болезни, травмы, отправления, беременности и родов работник вправе рассчитывать на сохранение заработка в течение вынужденного отсутствия на работе. Для подтверждения уважительных причин и получения пособия по временной нетрудоспособности в медицинской организации заполняется больничный лист.

Бланк состоит из трех частей:

  1. Первая часть заполняется медицинской организацией.
  2. Вторая часть заполняется работодателем.

Задача работодателя – правильно заполнить свою часть бланка листа нетрудоспособности.

Следует знать! В настоящее время многим работникам оформляют электронные листы нетрудоспособности. При этом дублировать больничный на бумажном бланке не требуется. Вся информация вносится медицинской организацией и работодателем через специальную программу. Для этого работодателю необходимо знать номер листа нетрудоспособности, который сообщается работнику лечащим врачом.

Скачать образец листка нетрудоспособности

Какая информация должна быть заполнена работодателем в листе нетрудоспособности?

Больничный лист заполняется работодателем с учетом правил, предусмотренных пунктами 73 и 74 Приказ Минздрава России от 01.09.2020 года № 925н.

Раздел работодателя должен содержать следующую информацию:

  1. Место трудоустройства сотрудника и его статус.
  2. Регистрационный номер и код подчиненности.
  3. ИНН и СНИЛС служащего.
  4. Специальные отметки.
  5. Сведения об акте при получении травмы.
  6. Дату начала работы, страховой стаж и нестраховые периоды.
  7. Период начисления пособия по временной нетрудоспособности и сумма среднего заработка.
  8. Сумму пособия по временной нетрудоспособности.
  9. Подписи и печать со стороны работодателя.

Разберем подробнее, как заполняется каждый блок.

Блок 1 – Место трудоустройства сотрудника и его статус

В первом блоке заполняется наименование организации или ФИО ИП.

Поскольку количество ячеек ограничено, необходимо указывать сокращенное наименование без кавычек. Например, вместо «общество с ограниченной ответственностью Компания» пишут «ООО Компания». В каждой клетке пишется одна буква, между словами пропускают одну клетку.

Далее необходимо указать статус работника в зависимости от того, является ли место работы основным, или гражданин оформлен по совместительству. В первом случае галочка ставится в поле «Основное», во втором – «По совместительству».

Блок 2 – Регистрационный номер и код подчиненности

Во втором блоке проставляется регистрационный номер и код подчиненности.

Регистрационный номер представляет собой цифру, указанную в извещении (уведомлении) страхователя. Он присваивается, когда работодатель встает на учет в ФСС с целью уплаты страховых взносов.

Код подчиненности представляет собой цифру, указывающую на территориальный орган ФСС, в котором работодатель зарегистрирован на момент заполнения листа нетрудоспособности.

Блок 3 – ИНН и СНИЛС служащего

В третьем блоке указывается ИНН и СНИЛС сотрудника.

Информация берется из копии свидетельства ИНН и копии СНИЛС, предоставленных гражданином при оформлении на работу.

Для заполнения пособия по беременности и родам ИНН может не заполняться.

Блок 4 – Специальные отметки

В предусмотренных законах случаях в четвертом блоке ставят специальные отметки – «Условия начисления».

Потребуется выбрать один из следующих кодов:

  • 43 – для граждан, подвергшихся воздействию радиации;
  • 44 – для работников, проживающих в районах Крайнего Севера;
  • 45 – для инвалидов;
  • 46 – для сотрудников, с которыми заключен трудовой договор на срок менее шести месяцев;
  • 47 – для граждан, заболевших или получивших травму в течение 30 дней со дня увольнения;
  • 48 – для граждан, нарушивших режим лечения по уважительной причине;
  • 49 – для работников с инвалидностью, проболевших более 4 месяцев подряд;
  • 50 – для работников-инвалидов, проболевших более 5 месяцев подряд;
  • 51 – для сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего дня.

Если перечисленные выше основания отсутствуют, специальные отметки не ставятся.

Блок 5 – Сведения об акте при получении травмы

Пятый блок заполняется в случае, когда с работником произошел несчастный случай на производстве или он заболел профессиональным заболеванием.

В период нахождения гражданина на больничном работодатель проводит специальное расследования с целью установления причин травмы или заболевания. Если подтвердится, что они возникли в связи с исполнением должностных обязанностей, у гражданина возникает право на дополнительные выплаты.

Блок 6 – Дата начала работы, страховой стаж и нестраховые периоды

В шестом блоке заполняется дата начала работы, страховой стаж и нестраховые периоды.

Дата начала работы пишется в случае аннулирования трудового договора, если заболевание или травма возникли в период со дня его заключения и до дня аннулирования. Работодателю нужно указать число, месяц и год, с которого гражданин должен был приступить к работе. Во всех остальных случаях это поле остается незаполненным.

В поле «Страховой стаж» необходимо указать количество лет и месяцев деятельности сотрудника, учитываемых в страховом стаже. То есть это тот период времени, в течение которого за работника уплачивались взносы в ФСС всеми работодателями, у которых он был трудоустроен.

В поле «нестраховые периоды» пишется полное количество лет и месяцев, в течение которых работник проходил военную службу, работал в ОВД, противопожарной службе, наркоконтроле, УФСИН.

Блок 7 – Период начисления пособия по временной нетрудоспособности и сумма среднего заработка

В седьмом блоке необходимо указать период, за который выплачивается пособие, средний заработок, на основании которого рассчитывается пособие, и среднедневной заработок.

Период начисления пособия совпадает со днями болезни и должен укладываться в максимально возможное количество дней, которое подлежит оплате. Сведения о периоде берутся из первой части больничного листа, которая заполняется медицинской организацией.

В поле «средний заработок» пишется сумма средней заработной платы за два года работы, предшествующих дню наступления страхового случая. Например, если сотрудник заболел в 2021 году, для расчета суммируется заработная плата за 2019 и 2020 года.

В поле «средний дневной заработок» пишется сумма, полученная в результате деления среднего заработка на 730 дней.

Блок 8 – Сумма пособия по временной нетрудоспособности

Восьмой блок заполняется на основании информации о среднем дневном заработке и периоде начисления пособия.

Сумма выплаты определяется путем умножения размера среднего дневного заработка на количество дней больничного, подлежащих оплате.

Если первые три дня должны быть оплачены работодателем, а оставшиеся – за счет средств ФСС, то делается расчет каждой части выплаты и определяется итоговое значение. Результаты расчета вносятся в лист нетрудоспособности.

Блок 9 – Подписи и печать со стороны работодателя

В девятом блоке указывается информация о руководителе и главном бухгалтере организации.

Достаточно указать фамилию и инициалы без точек. Ответственные лица ставят свою подпись напротив фамилии.

В поле, отведенном под печать организации, ставится ее оттиск. Желательно, чтобы границы печати не заходили на текст документа. Если у работодателя нет печати, то ставить ее не нужно.

Особенности заполнения работодателем электронного листа нетрудоспособности

С первого июля 2017 года медицинские организации с согласия пациентов заполняют электронные больничные. В связи с этим оформлять документ на бланке не требуется. Такой вариант удобен, когда сотрудник находится на карантине, работает удаленно, заболел в командировке или лечится в другом городе.

Лечебное учреждение вносит сведения об электронном листе нетрудоспособности в специальный реестр в единой системе ФСС. Пациенту вручается распечатка с номером больничного листа и минимальными сведениями о страховом случае.

Сотрудник сообщает всю необходимую информацию работодателю, у которого должен быть доступ к реестру. Ответственный сотрудник заполняет в электронном виде свою часть больничного листа. Электронный документ сразу поступает в ФСС, который выплачивает пособие работнику.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Что делать, если работодатель допустил ошибку в больничном листе?

На практике случается, что работодатель допускает ошибки в бланке листа нетрудоспособности. В такой ситуации закон разрешает вносить исправления.

Ошибки исправляются следующим образом:

  1. Неверная информация зачеркивается тонкой линией.
  2. Верные сведения пишутся на оборотной стороне бланка.
  3. Исправление заверяется руководителем и главным бухгалтером, которые ставят должность, ФИО, подпись и печать организации (при наличии).

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Бланк листа нетрудоспособности состоит из двух частей. Первая заполняется в медицинской организации, вторая должна быть заполнена работодателем.
  2. Работодатель должен указать всю необходимую информацию, касающуюся своего наименования, статуса сотрудника, регистрационного номера, кода подчиненности, ИНН и СНИЛС сотрудника, условий начисления пособия, сведений об акте при получении травмы на производстве, даты начала работы при аннулировании трудового договора, страхового стажа, нестраховых периодов, периода начисления пособия, суммы среднего заработка и среднедневного заработка и суммы пособия, подлежащего выплате. В конце должны быть указаны ФИО руководителя и главного бухгалтера, проставлены подписи и печать работодателя (при наличии).
  3. С согласия пациента больничный лист может быть оформлен в электронном виде через специальную электронную форму. Документ регистрируется в единой системе ФСС, к которой у работодателя имеется доступ. После закрытия больничного листа ответственный сотрудник работодателя находит электронный документ в единой системе и заполняет свою часть. ФСС перечисляет пособие работнику на основании электронного документа.
  4. Если при заполнении бланка больничного листа работодателем допущены ошибки, они могут быть исправлены. Для этого необходимо зачеркнуть неверную информацию и на обратной стороне указать правильные сведения. Далее руководитель организации главный бухгалтер ставят свои подписи и печать работодателя.

Работодатель должен внести в больничный лист все необходимые сведения, чтобы ФСС выплатил сотруднику пособие по временной нетрудоспособности. Если возникли трудности с заполнением больничного или он заполнен неверно, желательно привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать работников и работодателей по вопросам, касающимся порядка заполнения листа нетрудоспособности работодателем. Оставьте заявку и получите консультацию.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Екатерина Карпова
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ