8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Навязали медицинские услуги: что делать? Отвечает юрист

«Я пришла в поликлинику с острой болью в животе. Гастроэнтеролог осмотрел меня, дал направление на УЗИ, но сказал, что бесплатных мест нет, можно сделать только платно. У меня не было времени думать, и я заплатила деньги. Когда подошла к кабинету УЗИ, увидела, что в очереди никого не было. Тут у меня закрались сомнения: если людей нет, значит, можно было мне сделать УЗИ бесплатно. Так ли это? Куда можно пожаловаться на поликлинику?»

С таким вопросом к нам обратилась Татьяна. Действительно, если ее обманули и навязали платные медицинские услуги, деньги за них можно вернуть. Наши юристы рассказали ей, какие доказательства понадобятся, помогли составить жалобу в страховую компанию, и в итоге Татьяне перечислили на банковский счет полную стоимость исследования.

Я юрист, и в этой статье вы узнаете, что делать, если навязали медицинские услуги в 2024 году, в том числе и в кредит. Также я расскажу, какие есть права у пациента, и когда поликлинику могут привлечь к ответственности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Как навязывают платные услуги

Ситуация обычно выглядит стандартно: человек приходит в поликлинику с жалобами на здоровье, ему назначают обследование, но говорят, что бесплатные места появятся только через два месяца, и можно сделать то же самое платно. Пациент соглашается, потому что из-за болей не может ждать, и хочет быстрее облегчить свою жизнь.

Также некоторые врачи «работают» в сговоре с частными клиниками. Например, дают направление на МРТ и говорят, что качественную томографию можно сделать только в конкретном месте. При этом «забывают» предупредить, что в некоторых случаях пациентам полагается бесплатное обследование. Также недобросовестный врач может сказать, что принимает снимки только из конкретной клиники, и, если пациент сделает МРТ в другой, в дальнейшем лечении ему откажут. Все это незаконно.

Еще хуже, если медицинские услуги навязывают в кредит. Таким злоупотребляют чаще всего косметологические салоны и частные медклиники. Схема выглядит так:

  1. Человека приглашают на бесплатное обследование.
  2. Результаты обследования показывают много болезней, требующих немедленного лечения.
  3. Пациента начинают пугать тем, что, если он не начнет лечение, его здоровье быстро ухудшится.
  4. Действуя в панике, человек узнает, какие процедуры ему нужны. Ему озвучивают стоимость, но таких денег у него нет, и тогда сотрудник клиники предлагает ему оформить кредит.

Для оформления рассрочки или целевого кредита на медицинские услуги чаще всего нужен только паспорт. Придя домой, человек успокаивается, начинает рационально думать, и понимает, что его, скорее всего, обманули, и особых проблем со здоровьем у него нет, зато есть сертификат на 10 процедур и долг в 100 000-200 000 руб. Отказаться от таких навязанных услуг и кредита тоже можно, но не так просто.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Права пациента

По закону вы имеете право на получение платных медицинских услуг (ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ). Но они могут предоставляться только в дополнение к основной помощи, которая входит в программу ОМС. Например, если вам нужна госпитализация, бесплатно вас поместят только в палату на несколько человек. Но если вы хотите лежать в отдельной палате, можете это оплатить.

При этом медицинское учреждение не вправе создавать ситуацию, при которой у вас не останется других вариантов, кроме оплаты услуг. Например, вам не могут сказать, что бесплатных палат нет, но вас могут определить в платную.

Кроме того, согласно п.п. 20 и 21 Правил предоставления медицинских услуг, даже если вы заключили договор о платных медицинских услугах, и вам необходимы дополнительные обследования, вас об этом должны предупредить. Врач не может навязывать вам услуги без вашего согласия.

Если же дополнительные медицинские услуги нужны в экстренной ситуации, не требующей отлагательств, плата за их оказание не взимается.

Запомните:

  1. До заключения договора об оказании платных медуслуг вас должны предупредить, что вы можете воспользоваться бесплатной помощью в рамках ОМС (п.7 Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736).
  2. Отказ от приобретения платных услуг не может быть основанием для отказа в предоставлении медицинской помощи.

Если вас предупредили, что вы можете получить медицинские услуги бесплатно, но вы все равно внесли оплату, вернуть ее будет практически невозможно. Но, если платные услуги еще не предоставили, можете потребовать возврат на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей».

Как правило, о возможности получения бесплатных услуг предупреждают уже в договоре об оказании платных – там есть соответствующий пункт. Даже если врач вас не предупредил о бесплатных услугах в рамках ОМС, но вы подписали договор, не ознакомившись с ним, по закону вы считаетесь оповещенным о том, что вас могут лечить бесплатно.

Бесплатные услуги в рамках ОМС

Медицинские услуги в рамках ОМС предоставляются на основании базовой федеральной программы (Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497), и региональной, которая в большинстве случаев шире базовой. Точный перечень бесплатных услуг зависит от региона.

Какую помощь вы гарантированно можете получить бесплатно:

  1. Профилактические мероприятия, диспансеризацию, диспансерное наблюдение.
  2. Первичную медико-санитарную помощь, в том числе профилактическую, специализированную, высокотехнологичную.
  3. Углубленная диспансеризация для лиц, переболевших коронавирусом.

ОМС распространяется и на стоматологические услуги. Например, вам могут бесплатно запломбировать зуб с использованием материалов российского производства, но, если вам важен импортный материал, придется заплатить.

Если конкретной услуги нет ни в базовой, ни в региональной программе ОМС, и она не входит в стандарт лечения заболевания, ее можно получить только платно.

Если услуги навязаны в кредит

Здесь все зависит от того, успели ли вы воспользоваться услугами, или нет. Если все услуги оказаны в полном объеме, кредит придется выплачивать, отказаться от него не получится. Если вы воспользовались только частью услуг, можете отказаться от остальных, которые еще не были предоставлены. Клиника в таком случае должна вернуть их стоимость.

Идеально, если кредит только оформлен, и вы не воспользовались ни одной услугой. В таком случае постарайтесь побыстрее обратиться в клинику с заявлением об отказе, а затем придите в банк и расторгните договор кредитования.

Отказ от кредита не означает, что не нужно платить проценты по нему. Заплатить необходимо даже за один день пользования займом.

Если же медицинское учреждение предоставило некачественные платные услуги. Нанеся вред вашему здоровью, спор, скорее всего, можно будет решить только через суд – вряд ли в клинике согласятся компенсировать все добровольно. В суде вам нужно доказать, что именно по вине врачей медорганизации ваше здоровье ухудшилось. Потребуйте расторжение договора, возврат полной стоимости услуг, взыскание процентов по кредиту, компенсацию морального вреда, возмещение вреда здоровью, штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы, если обращались в клинику с претензией до суда, но там вам отказали.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Ответственность медицинского учреждения

Медицинскую клинику могут привлечь к ответственности, если вы пожалуетесь в Роспотребнадзор.

В каких случаях можно отправить жалобу:

  1. Навязывание платных дополнительных медицинских услуг, оказание таких услуг без вашего согласия (ч.1,2 ст. 1.4 КоАП РФ).
  2. Включение в договор условий, которые ущемляют ваши права, или обусловливают предоставление бесплатных услуг приобретением платных (ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ).
  3. Отказ от предоставления бесплатных услуг в рамках ОМС, нарушение порядка предоставления таких услуг (ст. 14.1 КоАП РФ).

Роспотребнадзор может только привлечь к ответственности клинику. Если вы хотите взыскать деньги, придется обращаться в суд.

Что делать, если навязывают платные услуги

Если вы еще не оплатили услуги и не заключили договор, но чувствуете, что врач вас обманывает, и есть возможность получить бесплатную помощь, предупредите его, что будете жаловаться заведующему или в страховую компанию. В большинстве случаев это работает, и сразу находятся талоны на бесплатное УЗИ или МРТ.

Если же договор уже заключен и деньги внесены, а услуга получена, убедитесь, что вас не предупредили о возможности воспользоваться бесплатной помощью по ОМС. Только в этом случае вы сможете вернуть деньги. Посмотрите договор с клиникой, и, если там не указано, что вы проинформированы о программе ОМС, действуйте дальше.

Отправьте жалобу

Узнайте номер своей страховой компании, позвоните на горячую линию и опишите ситуацию. Попросите, чтобы вас проконсультировали и подсказали, входят ли требуемые услуги в программу ОМС, или нет. Если они в нее включены, расскажите, что в клинике вам навязали бесплатные услуги за дополнительную плату.

Обычно одного звонка на горячую линию страховщика хватает для того, чтобы пациенту вернули деньги, или, если услуга еще не оказана, предоставили ее на безвозмездной основе в максимально короткие сроки.

Также вы можете подать жалобу на имя главного врача больницы или заведующего поликлиникой, указав, что с вас взяли деньги за услугу, которая предоставляется по ОМС бесплатно. Жалобу лучше всего отнести в приемную в двух экземплярах. Один должен остаться там, а второй вам отдадут с пометкой о получении.

Обратитесь в суд

Расторгнуть договор на оказание платных медицинских услуг только потому, что их навязали, практически невозможно, особенно если в нем есть пометка о том, что вы предупреждены о возможности бесплатного лечения по ОМС. Наверняка такой пункт там есть.

Судебная практика

Истец ЕИВ обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с ООО «ВВК» в ее пользу уплаченные деньги в размере 55 550 рублей; неустойку в размере 55 550 рублей; компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; штраф 50%.

Свои требования ЕИВ мотивировала тем, что она заключили договор об оказании платных медицинских услуг с ООО «ВВК», оплатив 55 550 руб., что подтверждается приложением и чеками к договору. В этот же день от ее имени был оформлен кредит в ООО КБ «Ренессанс Кредит» на оздоровительные процедуры и платные медуслуги в ООО «ВВК». Согласно условиям кредитного договора, банк должен был перевести клинике 55 550 руб. за услуги. Со слов ЕИВ, все договоры заключались под психологическим давлением, ее долго уговаривали сотрудники клиники, и уверяли, что благодаря массажным процедурам ее здоровье значительно улучшится, а лабораторные анализы не мешают проведению массажа.

Выйдя из клиники, ЕИВ расстроилась, поскольку понимала, что не смогла отказаться от навязываемых услуг. В этот же день она обратилась в клинику с заявлением о расторжении договора, оно было принято. Медицинскими услугами она не воспользовалась, но деньги за них так и не получила, в том числе и на кредитный счет в банке.

Первый платеж по кредиту ЕИВ внесла сама, второй уже перечислил ответчик. В последующие месяцы деньги не поступали, кредитная история ЕИВ испортилась, поскольку ответчик нарушил график платежей.

С момента получения заявления о расторжении договора ответчиком прошло 166 дней, проблема так и не решена.

Представитель ответчика ООО «ВВК» – Рудакова Т.Ю. с иском не согласна, пояснила, что с требованием истца о возврате истцу уплаченной суммы по договору об оказании платных медицинских услуг в размере 55 550 рублей согласна, в остальной части исковые требования не признает, в случае удовлетворения требований истца просила к требованию о взыскании штрафа применить положение ст. 333 ГК РФ.

Мнение суда: требование истца о возврате стоимости услуг обосновано, но ответчик ранее оплатил 10 800 руб. добровольно, и эти деньги нужно вычесть из общей суммы. Оснований для освобождения ООО «ВВК» от ответственности перед потребителем нет.

Решение: взыскать с ответчика в пользу истца возврат уплаченной денежной суммы в размере 44 750 руб., неустойку в размере 55 550 руб., штраф 30 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. (Решение № 2-604/2020 2-604/2020~М-407/2020 М-407/2020 от 19 мая 2020 г. по делу № 2-604/2020).

Ответы юриста на частые вопросы

Можно ли потребовать возврат стоимости комплекса медицинских услуг, если они предоставлены в полном объеме, но я только сейчас понял, что мне их навязали и они мне не были нужны?
Я отправил претензию на возврат денег за навязанные услуги в медицинскую клинику. В какой срок должны ее рассмотреть?
Как доказать, что медицинские услуги мне навязали, и я подписал договор под психологическим давлением?
Куда жаловаться, если врач навязывает свои услуги платно в поликлинике, но я точно знаю, что они входят в программу ОМС?
У меня на руках есть решение суда о том, что клиника должна мне вернуть деньги за навязанные медицинские услуги. Куда мне идти с ним дальше?

Заключение

  1. Вернуть деньги за навязанные медицинские услуги сложно, но можно.
  2. Если услуги еще не предоставлены вам в полном объеме, по закону вы можете от них отказаться.
  3. Если медицинские услуги приобретены в кредит, через суд вы вправе расторгнуть договор и потребовать, чтобы медицинское учреждение обязали вернуть вам деньги или перечислить на ваш кредитный счет в банке.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!

Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ