Что делать, если автосалон навязал услуги? Отвечает юрист
«Купила новую машину в автосалоне. Продавец меня убедил взять карту технической помощи на дороге, обосновав это тем, что без нее мне не дадут скидку на машину. Карта стоила 50 000 руб. На следующий день после покупки я решила, что эта карта мне не нужна, и обратился в автосалон, чтобы мне вернули деньги за нее. Но там мне отказали. Что теперь делать?»
С таким вопросом к нам обратилась Наталья. Автосалон неправ: продавец не может обусловливать продажу товара приобретением дополнительных услуг. Наталье должны были вернуть полную стоимость карты (50 000 руб.). Нашим юристам удалось этого добиться, а заодно они взыскали с автосалона судебные расходы, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф 50% за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, как в 2024 году вернуть деньги за услугу, навязанную автосалоном. Также я расскажу, на что может рассчитывать потребитель, и куда обращаться, если салон отказывается урегулировать проблему добровольно.
Как навязывают услуги
Покупатель выбирает автомобиль в нужной ему комплектации, и потом оказывается, что он может купить его только при условии покупки «элитных» ковриков, усиленного бампера, накладок на пороги, или других товаров. В итоге стоимость машины возрастает на несколько десятков тысяч. Например, если в обычном автосервисе усиленный бампер поставят за 30 000-50 000 руб. в зависимости от марки и модели автомобиля, то в автосалоне он будет стоить все 100 000 руб. Коврики же там могут обойтись в 20 000-30 000 руб.
Причина такого яростного навязывания дополнительных услуг проста. Менеджерам ставят ежемесячные планы продаж таких услуг, и, если они их не выполняют, могут лишить премии.
Права потребителя
Вы можете вернуть деньги за навязанные автосалоном услуги, если являются неотъемлемой частью машины. Например, не получится отказаться от заводской тонировки или дополнительной антикоррозийной защиты.
Если же вы уже собрались покупать машину определенной комплектации, и вам заявили, что ее нельзя купить без приобретения супер-ковриков, это незаконно:
- Ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещает продажу товаров при условии приобретения других товаров или услуг.
- Ст. 10 ЗоЗПП: продавец должен сразу предоставить покупателю всю информацию о товаре, до заключения договора купли-продажи (ДКП).
Проще говоря, отказаться нельзя от дополнительных опций, которые были установлены заводом-изготовителем. Если же вам навязали покупки вроде ковриков, карты дорожной помощи или установку усиленного бампера, это незаконно.
Вы можете потребовать у продавца продать вам автомобиль без дополнительных услуг. В итоге окажется, что на него уже нашелся покупатель, или вам откажут. Это нарушение ваших прав, смело можете подать претензию с требованием о заключении ДКП.
Как отказаться от навязанных услуг
Разберемся, как вернуть деньги, если автосалон уже навязал дополнительные услуги, и вы за них заплатили наличными или автокредитом. Вы можете отправить претензию в автосалон, пожаловаться в Роспотребнадзор, или потребовать возврат стоимости допуслуг через суд.
Рассмотрим все варианты подробнее.
Отправка претензии
Претензию можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, или передать ее лично под роспись в автосалоне.
Что в ней указывается:
- Название и адрес автосалона.
- Ф.И.О., номер телефона покупателя.
- Дата заключения ДКП.
- Марка, модель, VIN автомобиля.
- Какие услуги были навязаны, стоимость.
- Требование о возврате стоимости навязанных услуг.
- Дата составления, подпись.
Жалоба в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – контролирующий орган, и он может привлечь автосалон к ответственности за навязывание дополнительных услуг, предоставление неполной информации об автомобиле, и в других случаях.
Подать жалобу на навязанные услуги автосалона можно онлайн на официальном сайте.
Обращение в суд
Вы можете самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением, платить госпошлину не нужно. Требования будут зависеть от того, чего вы хотите. Например, если вам навязали дополнительные услуги в автосалоне, и отказываются продавать машину без них, заявите требование об обязании ответчика заключить с вами ДКП.
Если же автомобиль уже вам передан, и дополнительные услуги оказаны, ситуация сложнее. Вы можете от них отказаться, возместив автосалону расходы на их исполнение (ст. 32 ЗоЗПП). Зачастую это невыгодно.
Документы
Для суда вам понадобится:
- Исковое заявление.
- Документ, подтверждающий отправку искового заявления ответчику перед обращением в суд.
- Паспорт.
- Договор купли-продажи.
- СТС и ПТС на машину, если ее уже передали вам.
- Чек, подтверждающий оплату стоимости автомобиля и допуслуг.
- Документ, подтверждающий обращение к ответчику с досудебной претензией.
С этих документов снимут копии, подлинники вернут вам.
Полезные советы
Чтобы избежать лишних трат из-за навязывания дополнительных услуг и купить автомобиль по хорошей цене, достаточно воспользоваться несколькими рекомендациями.
- Предложение о продаже машины по цене ниже рыночной должно насторожить. В итоге может выясниться, что ее можно купить по нормальной стоимости только при условии покупки дополнительных услуг на 300 000 руб. Это нарушение, но автосалоны часто так делают.
- Изучайте отзывы об автосалонах. Если очень много негативных, с жалобами на навязывание допуслуг, нет смысла тратить время на поездку туда.
- Не заключайте договор и не вносите деньги до осмотра автомобиля. Сначала – стулья, потом – деньги. Вы должны убедиться, что с машиной все в порядке, и у нее нет недостатков, которые вас не устроили бы.
- Запросите у продавца полный комплект документов. Если его нет, значит, машина еще не выкуплена у производителя полностью, и вам придется ждать несколько недель, пока вам ее не передадут.
- Внимательно читайте договор. Самые важные пункты обычно указываются мелким шрифтом. Лучше возьмите договор домой, чтобы ознакомиться в спокойной обстановке перед тем, как подписывать.
Обязательно сверьте номера двигателя, кузова, шасси с данными, указанными в документах. Они должны полностью совпадать.
Судебная практика
Борисов В.Н. купил машину в кредит. Позднее он обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СТИМУЛ А», ООО «Все Эвакуаторы» о расторжении договора об оказании услуг , взыскании солидарно оплаченных денежных средств, морального вреда, неустойки, штрафа, указав в обоснование заявленных требований, что между истцом и ООО «СТИМУЛ» был заключен договор № МД151 купли-продажи транспортного средства КIA ХМ (Sorento), стоимостью 950 000 рублей.
Согласно п.3.1 вышеуказанного договора, оплата транспортного средства происходила следующим образом: 273 000 рублей Борисов В.Н. внес в кассу наличными, 677 000 рублей Борисов В.Н. внес на расчетный счет ООО «СТИМУЛ» посредством зачисления кредитных средств, полученных в КБ «ЛОКО-Банк» (АО).
Между Борисовым В.Н. и КБ «ЛОКО-Банк» (АО) был заключен кредитный договор, на основании которого истцу были предоставлены денежные средства в сумме 855 358 рублей 04 копеек.
Согласно п.11 кредитного договора, потребительский кредит предоставлялся на следующие цели: 677 000 рублей оплачивались в пользу ООО «СТИМУЛ» по договору МД/151, 88 358 рублей 04 копейки оплачивались в пользу ООО «Альфа Страхование» по полису №, 90 000 рублей оплачивались в пользу ООО «СТИМУЛ А» в качестве оплаты за услуги сервиса дополнительного оборудования. Таким образом, при заключении кредитного договора истцу были навязаны дополнительные услуги /сервиса/ дополнительного оборудования на сумму 90 000 рублей.
В суде истец просил расторгнуть договор об оказании услуг, взыскать стоимость оплаченных услуг, неустойку, компенсацию морального вреда, и штраф.
Суд установил, что истцом была направлена претензия в адрес ООО «Все Эвакуаторы» с требованием вернуть полученные за карту помощи на дорогах 90 000 рублей, в связи с отказом истца от данной услуги. Истцом был получен ответ на претензию, и ответчик отказался возвращать деньги.
Мнение суда: ответчик неправ, он нарушил право истца на отказ от дополнительных услуг.
Решение: исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с ответчика денежные средства в размере 90 000 рублей, неустойку в размере 39 600 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, сумму штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя – 67 300 рублей, всего взыскать – 201 900 рублей. Также с него взыскали госпошлину – 4 092 руб. (Решение № 2-1994/2020 2-1994/2020~М-1577/2020 М-1577/2020 от 23 ноября 2020 г. по делу № 2-1994/2020).
Вопросы к юристу об отказе от навязанных услуг