Как составить претензию к автосалону? Отвечает юрист
«Неделю назад купил в автосалоне новый автомобиль, Киа Рио. Вчера поехал на автосервис и выяснил, что есть крашеные детали – крыло и бампер. Следовательно, мне продали машину б/у, еще и со скрученным пробегом. Теперь хочу вернуть деньги за нее. Как составить претензию к автосалону? Думаю, мне в возврате откажут. Что делать в случае отказа?»
С таким вопросом к нам обратился Василий. Наши юристы разобрались в ситуации, посоветовали отправить машину на официальную экспертизу, по результатам которой и было установлено, что ему действительно продали автомобиль с пробегом под видом нового. С помощью юристов Василию удалось отсудить всю стоимость машины, дополнительно – неустойку, компенсацию морального вреда и штраф 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя. Всего он получил порядка 2 млн. руб.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, как написать претензию в автосалон в 2024 году. Также я расскажу, в каких случаях ее можно подать, в какой срок автосалон должен дать на нее ответ, на что вы имеете право, и что делать, если салон отказался возвращать деньги за некачественную машину.
Когда можно подать претензию
Автомобиль – технически сложный товар. Если он соответствует заявленному качеству, вернуть его в автосалон нельзя (ст. 25 ЗоЗПП). Другое дело – продажа товара ненадлежащего качества: в таком случае закон на стороне потребителя.
Когда обычно подаются претензии в автосалоны:
- При продаже машины с пробегом под видом новой. Скрученный пробег, как правило, замечают уже после заключения сделки. Обнаружить это можно на автосервисе, если мастер проверит информацию в ЭБУ.
- По гарантийному ремонту, если он выполнен некачественно или с нарушением сроков. На ремонт по гарантии автосалону дается 45 календарных дней.
- За навязанные услуги, если покупатель хочет вернуть их стоимость. Но это сделать не так просто: нужно доказать, что услуги были навязаны, и покупателя намеренно ввели в заблуждение.
- При продаже машины с дефектами, которые не оговорены в договоре купли-продажи (ДКП). Претензию можно подать как в отношении нового, так и подержанного автомобиля, если его качество не соответствует договору.
Обратиться в автосалон с претензией по качеству автомобиля можно в течение всего гарантийного срока. В отдельных случаях претензию можно подать в течение срока службы машины, он указывается в документах.
На что имеет право покупатель
Если вы купили машину и обнаружили в ней недостаток, который не был указан в договоре, можно расторгнуть ДКП в течение 15 дней после покупки, или потребовать замену автомобиля на равнозначный или другой с вашей доплатой или соразмерным уменьшением стоимости (ст. 18 ЗоЗПП).
Если 15 дней с момента покупки уже прошло, требовать возврат денег или замену автомобиля на другой можно в следующих случаях:
- Обнаружен существенный недостаток. Например, дефект, который нельзя устранить, либо если ремонт будет примерно равен стоимости машины. Также существенным считается недостаток, который приходится устранять неоднократно. В итоге покупатель постоянно передает машину в ремонт, а дилер несет расходы на это.
- Нарушение срока проведения гарантийного ремонта. По закону автосалону дается 45 дней, и этот срок может быть продлен только по соглашению с покупателем.
- Невозможность использования автомобиля более 30 дней в совокупности в течение одного гарантийного года.
В последнем случае нужно учитывать, что гарантийный год отсчитывается с момента покупки автомобиля. Например, если вы купили машину 27 ноября 2023 года, подать претензию о замене автомобиля или возврате вы можете не ранее 27 ноября 2024 года, при условии, что машина была в ремонте более 30 дней за указанный период.
Как составить претензию
Строгих требований к претензии нет. Главное, чтобы в ней были указаны все данные, позволяющие разобраться в ситуации.
Что нужно указать в претензии:
- Название и адрес автосалона.
- ФИО, номер телефона покупателя.
- Дату покупки автомобиля.
- Марку, модель, VIN машины.
- Когда, где и кем обнаружены недостатки.
- Перечень недостатков (неисправностей).
- Требования: выполнить гарантийный ремонт, вернуть деньги за машину, предоставить другой автомобиль взамен.
- Дата составления и подпись.
Как выглядит пример претензии в автосалон:
Что делать после подачи претензии
На рассмотрение претензии автосалону отводится 10 календарных дней с момента ее получения, если вы хотите, чтобы вам вернули деньги за машину. В остальных случаях претензия должна быть рассмотрена в течение 20 дней.
Чаще всего автосалоны отказывают в удовлетворении претензий. Если вам отказали или проигнорировали вашу претензию, придется обращаться в суд.
Шаг 1: составляем исковое заявление
Исковое заявление составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ. В нем, помимо общих сведений, нужно указать, когда, где и какую машину вы купили, номер ДКП, по какой причине хотите расторгнуть ДКП, обращались ли вы в автосалон с претензией, и как продавец на нее отреагировал.
Также в исковом заявлении нужно указать требования:
- Расторгнуть ДКП или обязать ответчика предоставить другой автомобиль вместо неисправного.
- Взыскать с ответчика неустойку в размере 1% за просрочку удовлетворения требований потребителя.
- Взыскать штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований покупателя.
- Взыскать компенсацию морального вреда.
Шаг 2: готовим документы
Для суда вам понадобится:
- Исковое заявление в двух экземплярах: один – ответчику, второй – в суд.
- Паспорт.
- ДКП.
- Экспертное заключение, подтверждающее наличие неисправностей и причины их возникновения (например, заводской брак).
- Акт приема-передачи автомобиля.
- Чек, подтверждающий оплату стоимости машины.
- Кредитный договор, если оформлялся автокредит.
Шаг 3: отправляем документы ответчику
Копии всех документов, кроме паспорта, нужно отправить ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление вам понадобится для суда: с 2019 года истцы сами отправляют все документы, а затем подтверждают, что ответчик уведомлен о предстоящем судебном разбирательстве.
Шаг 4: обращаемся в суд
Документы вы можете подать в районный или городской суд по адресу заключения ДКП или своему месту жительства – на ваш выбор. Если есть подтвержденный профиль на Госуслугах, их можно подать в суд в электронном виде.
Шаг 5: участвуем в разбирательствах
Сначала судья назначит предварительное заседание, потом дело будет передано к разбирательству. После этого уже изучаются все доказательства, при необходимости заслушиваются показания свидетелей.
Шаг 6: получаем решение
Решение судья принимает единолично в совещательной комнате. Удостоверенную копию вам должны выдать в течение пяти дней после принятия в окончательной форме. В силу оно вступит только через месяц. Когда решение вступит в силу, обратитесь в суд и получите исполнительный лист.
Шаг 7: добиваемся исполнения решения
Если по решению суда с ответчика взыскали деньги (неустойка, стоимость автомобиля, и пр.), и он не спешит его исполнять, обратитесь в банк, в котором у ответчика открыт расчетный счет. Банк будет удерживать деньги на основании вашего заявления и исполнительного листа. Также можно подать лист приставам, но удержание займет больше времени.
Судебная практика
Шабалина Н.Б. обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении ДКП автомобиля, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда. Ответчиком выступало ООО «Артан».
В обоснование требований Шабалина Н.Б. пояснила, что купила у ответчика автомобиль с пробегом. Часть стоимости она оплатила из своих денег, еще часть – взяла автокредит. В процессе использования автомобиля она выяснила, что он неисправен. Об этом свидетельствуют загорающиеся в автомобиле датчики неисправности двигателя, а также буква F где указываются данные по коробке передач. При данной неисправности эксплуатировать автомобиль не представляется возможным, поскольку отключается педаль газа и машина не едет.
Со слов истицы, выявить неисправность до подписания ДКП было нельзя, потому что в то время в машине не было бензина. Шабалина Н.Б. перед покупкой визуально осмотрела автомобиль, проверила общую работоспособность. Однако оценить работоспособность автомобиля более детально не представлялось возможным, поскольку истец не обладает специальными познаниями относительно надлежащей проверки работоспособности автомобиля, Кроме того, на момент осмотра автомобиля у истца отсутствовали специальные технические и иные средства для того, чтобы комплексно удостовериться в надлежащей работоспособности автомобиля.
Обнаружив недостатки, Шабалина Н.Б. отправила в автосалон претензию на проведение ремонта, но ответа не последовало. Тогда она направила еще одну претензию, но уже на расторжение ДКП, и ответчик ей отказал.
Судом была назначена экспертиза, которая подтвердила наличие неисправностей, не указанных в ДКП и передаточном акте. Суд удовлетворил требования Шабалиной Н.Б. частично. ДКП расторгнут, ответчика обязали выплатить истице стоимость автомобиля, неустойку, штраф, моральную компенсацию, а также возместить судебные расходы (Решение № 2-1647/2019 2-45/2020 2-45/2020(2-1647/2019;)~М-1273/2019 М-1273/2019 от 26 мая 2020 г. по делу № 2-1647/2019).