В химчистке испортили вещь: что делать? Отвечает юрист
«Я отдала свадебное платье после торжества в химчистку, заплатив 4 000 руб. Когда получала после стирки, заметила, что на платье появились пятна. Это я сразу указала в акте. Что мне делать дальше? Химчистка отказывается что-либо исправлять».
Такой вопрос задала одна из моих клиенток на первой консультации. Нам удалось взыскать с химчистки двукратную стоимость платья (350 000 руб.), компенсацию морального вреда, неустойку и штраф, а также вернуть те 4 000 руб., которые она заплатила за услугу. Для этого пришлось направить в химчистку претензию, на которую нам не ответили. Потом мы обратились в суд, и решение было вынесено в нашу пользу.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, что делать и куда обращаться в 2024 году, если в химчистке испортили вещь: джинсы, платье, футболку, свитер, и другое. Также я расскажу, как правильно составить претензию и что именно понадобится для суда.
Как правильно забрать вещь из химчистки?
От ваших действий во время передачи и получения вещи из химчистки зависит многое: например, получите ли вы возмещение двукратной стоимости испорченного платья, брюк или другой вещи.
Важно соблюдать несколько правил:
- Когда передаете вещь в химчистку, попросите указать в квитанции, что она не испорчена, на нет никаких пятен и других недостатков. Хотя это обычно указывают и без просьб.
- Проверяйте вещь сразу после химчистки. Если она испорчена, укажите сразу все недостатки в квитанции.
- Сохраните чек о покупке. Если вещь испортят после стирки, так будет проще доказать ее стоимость. Без чека это сделать проблематично. Также понадобится чек об оплате услуг химчистки.
- Заберите акт или его копию, где будут указаны недостатки, появившиеся после химчистки.
Вкратце все описано в п. 16 Правил бытового обслуживания населения:
Рассмотрим теперь способы решения проблемы в зависимости от того, когда вы обнаружили пятна.
Пятно обнаружили при приемке вещи
Обязательно укажите в акте все недостатки: какого цвета пятно, где оно расположено. Претензию можно написать и подать сразу на месте, потребовав устранить недостатки или вернуть стоимость услуги (ст. 29 ЗоЗПП). Если вещь безнадежно испорчена – предоставление аналогичной вещи или возврат двукратной стоимости (ст. 35 ЗоЗПП). Но рассчитывать ее будут с учетом степени износа вещи.
Если ведь забрали давно, а пятно увидели только сейчас
Проверять вещи нужно на месте, хоть в Правилах бытового обслуживания и указано, что потребитель вправе проверить сохранность, а не обязан. Причина проста: придя в химчистку через несколько дней, вы можете столкнуться с отказом. Там могут сказать, что передавали вам вещь после химчистки без пятен, к тому же они не указаны в акте или квитанции.
Кроме того, появление пятен по вине химчистки должны доказывать именно вы (п. 4 ст. 29 ЗоЗПП):
Что можно потребовать от химчистки?
Ответственность химчистки за испорченную вещь зависит от того, когда вы заметили пятна. Если при приемке, и это указано в квитанции или акте, можно потребовать:
- Неустойку в размере 3% стоимости услуги за каждый день просрочки (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП).
- Возврат стоимости услуги.
- Двукратную стоимость вещи, если она испорчена и ее нельзя восстановить, а химчистка не может предоставить вам такую же.
- Компенсацию услуг юриста, если пришлось обращаться к нему.
- Компенсацию морального вреда.
Если химчистка откажется возмещать добровольно и вам придется обращаться в суд, можно взыскать еще и штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП).
Если пятно обнаружено через несколько дней после того, как забрали вещь из химчистки, вам могут вернуть стоимость услуг только добровольно. Но могут и отказать, потому что неизвестно, по чьей именно вине появились пятна – это законно.
Как отстоять свои права: пошаговая инструкция
Теперь расскажу о том, куда жаловаться, если в химчистке испортили вещь. Жалоба в Роспотребнадзор в данном случае бесполезна: там могут только оштрафовать химчистку, если действительно обнаружат нарушения. Взыскивать стоимость услуг, неустойку и штраф придется через суд.
Обо всем по порядку.
Шаг 1: составляем претензию
В претензии укажите полное наименование организации, куда вы сдали вещь в химчистку. Также понадобятся ИНН, ОГРН, ваши данные: Ф.И.О., адрес, номер телефона.
Что еще нужно указать:
- дату заключения договора оказания услуг (передачи вещи в химчистку);
- когда забрали вещь (дата);
- какие недостатки обнаружены;
- ваши требования;
- перечень документов;
- дату составления и подпись.
Как выглядит заполненный образец претензии к химчистке по поводу испорченной вещи:
Шаг 2: отправляем претензию в химчистку
Лучше всего отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Вместе с ней отправьте копию чека или другого документа, подтверждающего ваше обращение именно в эту химчистку.
Шаг 3: получаем ответ
Если химчистка дорожит репутацией, недостатки выполненной работы исправят за три дня. На возврат денег отводится 10 дней. Если же вам откажут или проигнорируют претензию, переходите к следующему шагу.
Шаг 4: отправляем вещь на экспертизу
Экспертиза нужна, чтобы доказать, что вещь испортили именно в химчистке. Там установят, от чего именно появились пятна, при каких обстоятельствах была порвана вещь, каков процент износа на момент передачи в химчистку и после стирки.
Шаг 5: готовим документы для суда
Вам понадобится паспорт, чек об оплате услуг химчистки, а также акт, в котором указаны все недостатки при приемке. Еще нужно экспертное заключение.
Шаг 6: составляем исковое заявление
Исковое заявление должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ.
Что в нем нужно указать:
- Наименование и адрес суда.
- Данные истца: Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, адрес.
- Данные ответчика: наименование, адрес, ИНН, ОГРН.
- Дату обращения в химчистку, описание переданной вещи.
- Дату, когда забрали вещь из химчистки, описание появившихся дефектов.
- Какие меры досудебного урегулирования были предприняты (претензия, и пр.).
- Исковые требования: взыскать стоимость услуги, стоимость испорченной вещи, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф.
- Опись представленных документов.
- Дату, подпись.
Шаг 7: отправляем судебные документы ответчику
Это входит в обязанности истцов с 2019 года. Нужно отправить один экземпляр искового заявления, и копию остальных документов ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.
Шаг 8: обращаемся в суд
Исковое заявление можете подать в мировой суд, если цена иска не превышает 100 000 руб. Если больше 100 000 руб., обращаться следует в районный суд.
Территориальную подсудность определяете вы. Можете подать документы как в суд по адресу ответчика, так и по своему месту жительства.
Шаг 9: участвуем в разбирательствах
Если обратились в мировой суд, дело должны рассмотреть за один месяц. Районный – два месяца.
Я бы не рекомендовала рассчитывать на то, что дело будет рассмотрено быстро. На практике на это уходит около 2-3 месяцев.
Шаг 10: получаем решение
Суд может удовлетворить ваши требования полностью или частично, как это было в нашем случае. Моей доверительнице компенсировали двукратную стоимость платья, вернули стоимость услуги, а также взыскали штраф 50%, а вот компенсацию морального вреда снизили с заявленных 20 000 руб. до 5 000 руб.
Удостоверенную копию решения вам должны выдать в течение пяти дней после принятия в окончательной форме. В силу оно вступит только через месяц, после чего вы можете забрать исполнительный лист и предъявить его в ФССП, если химчистка до этого сама не выплатит вам деньги.
Судебная практика
Белоусов Е.В. сдал в химчистку пиджак Armani, заплатив 575 руб. Также он оплатил услугу пришивания пуговиц – 330 руб. Когда он пришел за пиджаком, обнаружил, что тот потерял вид, вся спина в полосах и разводах, которых до передачи в химчистку не было. Об этом он сказал сотруднику химчистку, и он согласился с клиентом, приняв пиджак на повторную химчистку.
В итоге пятна так и остались, а Белоусов Е.В. отправил претензию к химчистке, в которой потребовал устранить дефекты и компенсировать ущерб. Однако претензия осталась без ответа, тогда мужчина обратился в суд.
К участию в деле для выдачи заключения привлечен представитель Роспотребнадзора, а также соответчик – другое ООО. Сам истец пояснил, что испорченный пиджак носил два года, но в исковом заявлении указал стоимость нового, так как ему теперь нужно покупать другой на замену испорченному.
Соответчик, привлеченный судом, пояснил, что никакого отношения к делу не имеет. Его сотрудники только удаляли пуговицы с пиджака, это нужно было для химической чистки. Потом пуговицы были пришиты обратно.
Ответчик (химчистка) в судебных заседаниях не участвовал, хотя неоднократно извещался судом о дате, времени и месте проведения.
Судом установлено, что доказательств, подтверждающих появление пятен на пиджаке до передачи в химчистку, у ответчика нет. Кроме того, в договоре, заключенном между ним и истцом при передаче вещи на химчистку, недостатки не указаны.
Чтобы установить стоимость пиджака, была проведена товароведческая экспертиза. Эксперт указал, что рыночная стоимость вещи на момент передачи в химчистку составляла 8 892 руб., степень износа за два года – 40%. На момент проведения экспертизы рыночная стоимость вещи составляет 0 руб.
В итоге суд пришел к выводу, что пиджак истца испорчен ввиду оказания услуг ненадлежащего качества ответчиком. Требования удовлетворены частично. С химчистки удалось взыскать двукратную стоимость вещи (17 784 руб.), убытки в размере 905 руб., 3 000 руб. компенсации морального вреда, штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке – 10 844, 50 руб., расходы на оплату услуг представителя – 2 080,20 руб. (Решение № 2-599/2018 от 5 октября 2018 г. по делу № 2-599/2018).