8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

В химчистке испортили вещь: что делать? Отвечает юрист

«Я отдала свадебное платье после торжества в химчистку, заплатив 4 000 руб. Когда получала после стирки, заметила, что на платье появились пятна. Это я сразу указала в акте. Что мне делать дальше? Химчистка отказывается что-либо исправлять».

Такой вопрос задала одна из моих клиенток на первой консультации. Нам удалось взыскать с химчистки двукратную стоимость платья (350 000 руб.), компенсацию морального вреда, неустойку и штраф, а также вернуть те 4 000 руб., которые она заплатила за услугу. Для этого пришлось направить в химчистку претензию, на которую нам не ответили. Потом мы обратились в суд, и решение было вынесено в нашу пользу.

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, что делать и куда обращаться в 2024 году, если в химчистке испортили вещь: джинсы, платье, футболку, свитер, и другое. Также я расскажу, как правильно составить претензию и что именно понадобится для суда.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Как правильно забрать вещь из химчистки?

От ваших действий во время передачи и получения вещи из химчистки зависит многое: например, получите ли вы возмещение двукратной стоимости испорченного платья, брюк или другой вещи.

Важно соблюдать несколько правил:

  1. Когда передаете вещь в химчистку, попросите указать в квитанции, что она не испорчена, на нет никаких пятен и других недостатков. Хотя это обычно указывают и без просьб.
  2. Проверяйте вещь сразу после химчистки. Если она испорчена, укажите сразу все недостатки в квитанции.
  3. Сохраните чек о покупке. Если вещь испортят после стирки, так будет проще доказать ее стоимость. Без чека это сделать проблематично. Также понадобится чек об оплате услуг химчистки.
  4. Заберите акт или его копию, где будут указаны недостатки, появившиеся после химчистки.

Вкратце все описано в п. 16 Правил бытового обслуживания населения:

Рассмотрим теперь способы решения проблемы в зависимости от того, когда вы обнаружили пятна.

Пятно обнаружили при приемке вещи

Обязательно укажите в акте все недостатки: какого цвета пятно, где оно расположено. Претензию можно написать и подать сразу на месте, потребовав устранить недостатки или вернуть стоимость услуги (ст. 29 ЗоЗПП). Если вещь безнадежно испорчена – предоставление аналогичной вещи или возврат двукратной стоимости (ст. 35 ЗоЗПП). Но рассчитывать ее будут с учетом степени износа вещи.

Если ведь забрали давно, а пятно увидели только сейчас

Проверять вещи нужно на месте, хоть в Правилах бытового обслуживания и указано, что потребитель вправе проверить сохранность, а не обязан. Причина проста: придя в химчистку через несколько дней, вы можете столкнуться с отказом. Там могут сказать, что передавали вам вещь после химчистки без пятен, к тому же они не указаны в акте или квитанции.

Кроме того, появление пятен по вине химчистки должны доказывать именно вы (п. 4 ст. 29 ЗоЗПП):

Что можно потребовать от химчистки?

Ответственность химчистки за испорченную вещь зависит от того, когда вы заметили пятна. Если при приемке, и это указано в квитанции или акте, можно потребовать:

  1. Неустойку в размере 3% стоимости услуги за каждый день просрочки (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП).
  2. Возврат стоимости услуги.
  3. Двукратную стоимость вещи, если она испорчена и ее нельзя восстановить, а химчистка не может предоставить вам такую же.
  4. Компенсацию услуг юриста, если пришлось обращаться к нему.
  5. Компенсацию морального вреда.

Если химчистка откажется возмещать добровольно и вам придется обращаться в суд, можно взыскать еще и штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП).

Если пятно обнаружено через несколько дней после того, как забрали вещь из химчистки, вам могут вернуть стоимость услуг только добровольно. Но могут и отказать, потому что неизвестно, по чьей именно вине появились пятна – это законно.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Как отстоять свои права: пошаговая инструкция

Теперь расскажу о том, куда жаловаться, если в химчистке испортили вещь. Жалоба в Роспотребнадзор в данном случае бесполезна: там могут только оштрафовать химчистку, если действительно обнаружат нарушения. Взыскивать стоимость услуг, неустойку и штраф придется через суд.

Обо всем по порядку.

Шаг 1: составляем претензию

В претензии укажите полное наименование организации, куда вы сдали вещь в химчистку. Также понадобятся ИНН, ОГРН, ваши данные: Ф.И.О., адрес, номер телефона.

Что еще нужно указать:

  • дату заключения договора оказания услуг (передачи вещи в химчистку);
  • когда забрали вещь (дата);
  • какие недостатки обнаружены;
  • ваши требования;
  • перечень документов;
  • дату составления и подпись.

Как выглядит заполненный образец претензии к химчистке по поводу испорченной вещи:

Скачать образец претензии в химчистку за испорченную вещь

Шаг 2: отправляем претензию в химчистку

Лучше всего отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Вместе с ней отправьте копию чека или другого документа, подтверждающего ваше обращение именно в эту химчистку.

Шаг 3: получаем ответ

Если химчистка дорожит репутацией, недостатки выполненной работы исправят за три дня. На возврат денег отводится 10 дней. Если же вам откажут или проигнорируют претензию, переходите к следующему шагу.

Шаг 4: отправляем вещь на экспертизу

Экспертиза нужна, чтобы доказать, что вещь испортили именно в химчистке. Там установят, от чего именно появились пятна, при каких обстоятельствах была порвана вещь, каков процент износа на момент передачи в химчистку и после стирки.

Шаг 5: готовим документы для суда

Вам понадобится паспорт, чек об оплате услуг химчистки, а также акт, в котором указаны все недостатки при приемке. Еще нужно экспертное заключение.

Шаг 6: составляем исковое заявление

Исковое заявление должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Что в нем нужно указать:

  1. Наименование и адрес суда.
  2. Данные истца: Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, адрес.
  3. Данные ответчика: наименование, адрес, ИНН, ОГРН.
  4. Дату обращения в химчистку, описание переданной вещи.
  5. Дату, когда забрали вещь из химчистки, описание появившихся дефектов.
  6. Какие меры досудебного урегулирования были предприняты (претензия, и пр.).
  7. Исковые требования: взыскать стоимость услуги, стоимость испорченной вещи, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф.
  8. Опись представленных документов.
  9. Дату, подпись.

Скачать образец искового заявления к химчистке за испорченную вещь

Шаг 7: отправляем судебные документы ответчику

Это входит в обязанности истцов с 2019 года. Нужно отправить один экземпляр искового заявления, и копию остальных документов ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 8: обращаемся в суд

Исковое заявление можете подать в мировой суд, если цена иска не превышает 100 000 руб. Если больше 100 000 руб., обращаться следует в районный суд.

Территориальную подсудность определяете вы. Можете подать документы как в суд по адресу ответчика, так и по своему месту жительства.

Шаг 9: участвуем в разбирательствах

Если обратились в мировой суд, дело должны рассмотреть за один месяц. Районный – два месяца.

Я бы не рекомендовала рассчитывать на то, что дело будет рассмотрено быстро. На практике на это уходит около 2-3 месяцев.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Шаг 10: получаем решение

Суд может удовлетворить ваши требования полностью или частично, как это было в нашем случае. Моей доверительнице компенсировали двукратную стоимость платья, вернули стоимость услуги, а также взыскали штраф 50%, а вот компенсацию морального вреда снизили с заявленных 20 000 руб. до 5 000 руб.

Удостоверенную копию решения вам должны выдать в течение пяти дней после принятия в окончательной форме. В силу оно вступит только через месяц, после чего вы можете забрать исполнительный лист и предъявить его в ФССП, если химчистка до этого сама не выплатит вам деньги.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Судебная практика

Белоусов Е.В. сдал в химчистку пиджак Armani, заплатив 575 руб. Также он оплатил услугу пришивания пуговиц – 330 руб. Когда он пришел за пиджаком, обнаружил, что тот потерял вид, вся спина в полосах и разводах, которых до передачи в химчистку не было. Об этом он сказал сотруднику химчистку, и он согласился с клиентом, приняв пиджак на повторную химчистку.

В итоге пятна так и остались, а Белоусов Е.В. отправил претензию к химчистке, в которой потребовал устранить дефекты и компенсировать ущерб. Однако претензия осталась без ответа, тогда мужчина обратился в суд.

К участию в деле для выдачи заключения привлечен представитель Роспотребнадзора, а также соответчик – другое ООО. Сам истец пояснил, что испорченный пиджак носил два года, но в исковом заявлении указал стоимость нового, так как ему теперь нужно покупать другой на замену испорченному.

Соответчик, привлеченный судом, пояснил, что никакого отношения к делу не имеет. Его сотрудники только удаляли пуговицы с пиджака, это нужно было для химической чистки. Потом пуговицы были пришиты обратно.

Ответчик (химчистка) в судебных заседаниях не участвовал, хотя неоднократно извещался судом о дате, времени и месте проведения.

Судом установлено, что доказательств, подтверждающих появление пятен на пиджаке до передачи в химчистку, у ответчика нет. Кроме того, в договоре, заключенном между ним и истцом при передаче вещи на химчистку, недостатки не указаны.

Чтобы установить стоимость пиджака, была проведена товароведческая экспертиза. Эксперт указал, что рыночная стоимость вещи на момент передачи в химчистку составляла 8 892 руб., степень износа за два года – 40%. На момент проведения экспертизы рыночная стоимость вещи составляет 0 руб.

В итоге суд пришел к выводу, что пиджак истца испорчен ввиду оказания услуг ненадлежащего качества ответчиком. Требования удовлетворены частично. С химчистки удалось взыскать двукратную стоимость вещи (17 784 руб.), убытки в размере 905 руб., 3 000 руб. компенсации морального вреда, штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке – 10 844, 50 руб., расходы на оплату услуг представителя – 2 080,20 руб. (Решение № 2-599/2018 от 5 октября 2018 г. по делу № 2-599/2018).

Ответы юриста на частые вопросы

Купила дорогое платье, сходила на День рождения к подруге, там пролила вино. Дома пятно не отстиралось, я отдала платье в химчистку. После стирки появились другие пятна, а в повторной чистке мне отказали. Могу ли я вернуть платье продавцу, если оно без бирки?
Сдала в химчистку светлые джинсы. Когда забирала, увидела, что сломалась молния, появились темные пятна. Сказала об этом сотруднику сразу после химчистки, а он говорит, что это краска такая была, и вины организации в этом нет. Что мне делать?
Неделю назад муж отнес в химчистку мою норковую шубу. Потом пошел забирать и увидел, что местами нет меха, оторваны некоторые пуговицы, в итоге оставил ее там. Хотим теперь судиться, на претензию – молчание. Шуба еще там. Стоит ли забирать ее из химчистки?
Была в магазине, на одежду просыпалась какая-то химия, появилось пятно. Я сдала все в химчистку, пятно так и осталось. Что мне делать?
Что делать, если нет товарного чека, а нужно взыскать двукратную стоимость вещи с химчистки? Как ее подтвердить?
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ