8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Госпошлина за приватизацию квартиры

Если вы приватизируете квартиру, нужно заплатить госпошлину за регистрацию перехода права собственности в Росреестре. Также госпошлина предусмотрена за совершение нотариальных действий, если приходится обращаться к нотариусу.

Я юрист по приватизации. В этой статье я расскажу, сколько стоит приватизация в 2024 году и каков размер госпошлины. Также вы узнаете, кому предоставляются льготы, когда можно воспользоваться рассрочкой или отсрочкой, и что делать, если вы переплатили.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Госпошлина для Росреестра

Приватизация жилья в России полностью бесплатна, т.е. вам не придется выкупать квартиру. А вот за регистрацию перехода права собственности в Росреестре заплатить придется.

Примечание: размер госпошлины за регистрацию прав на недвижимость для физических лиц – 2 000 руб., для юридических лиц – 22 000 руб. (пп. 26.1 п.1 ст. 333.33 НК РФ). Если участников приватизации несколько, она делится поровну между близкими родственниками, которые оформляют право. Например, при приватизации квартиры на трех человек каждый заплатит 666,67 руб.

Какие еще бывают госпошлины при совершении сделок с недвижимостью:

Вид сделки Размер пошлины (руб.)
Регистрация ипотеки с внесением записи в ЕГРН Для физлиц – 1 000, для организаций – 4 000
Регистрация договора участия в долевом строительстве Для физлиц – 350, для юридических лиц – 6 000
Регистрация доли в праве общей собственности в МКД 200
Оформление прав на земельный участок ИЖС или ЛПХ 350
Регистрация права общей совместной собственности 2 000

Кто платит

Госпошлину оплачивает арендатор (наниматель) как участник приватизации, а не арендодатель (наймодатель). Если оформляете право на квартиру без ипотеки, расходы ограничатся 2 000 руб.

Как оплатить

Срок уплаты госпошлины при приватизации точно не определен. Однако в пп.3 п.1 ст. 25 ФЗ от 13.97.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сказано, что заявление о регистрации права остается без рассмотрения, если в Единой информационной системе нет информации об уплате госпошлины по истечении пяти рабочих дней с момента подачи заявления, и документ, подтверждающий оплату, заявителем не представлен.

Как обычно происходит оплата:

  1. Заявление подается через МФЦ. Оплатить госпошлину можно на месте через терминал с помощью банковской карты. Также вам могут дать квитанцию для оплаты через терминал Сбербанка или отделение банка.
  2. Документы подаются через Госуслуги. Регистрация заявления в системе происходит автоматически, вам направят уведомление через несколько минут. Потом получите уведомление о необходимости оплаты госпошлины – оно придет в личный кабинет и на электронную почту. Перечислить деньги можно с банковской карты или электронного кошелька.

Наличными можно расплатиться только в отделении банка.

Как узнать реквизиты для оплаты

Квитанцию со всеми реквизитами вам выдадут в МФЦ. Если подаете заявление через Госуслуги, отправят ссылку для оплаты. Также вы можете оплатить госпошлину через мобильное приложение банка.

Для этого нужно узнать реквизиты территориального отделения Росреестра. Обычно они размещаются на сайтах МФЦ, но можно посмотреть и на сайте самого Росреестра, выбрав свой регион.

Сколько действует

Срок действия документов об уплате госпошлины законодательством не определен. Такие разъяснения дал Минфин России в Письме от 03.08.09 №03-05-04-03/20. Но судебная практика по таким делам неоднозначна: если одни суды считают, что можно оплатить госпошлину, а потом подать документы на регистрацию даже через 5 лет, то другие утверждают, что квитанция действительно только в течение одного года.

Если у вас есть старый чек об уплате госпошлины за приватизацию, попробуйте подать заявление по нему. В реальности каждый определяет срок по-разному, хотя НК РФ он не ограничивается. Но помните: если с момента уплаты размер пошлины увеличился, придется доплатить недостающую сумму.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Возможна отсрочка или рассрочка

Ст. 333.16 НК РФ госпошлина определяется как сбор, взимаемый с людей при обращении в органы местного самоуправления или государственной власти. Рассрочку или рассрочку по уплате госпошлины за приватизацию можно получить на срок, не превышающий один год (ст. 64 НК РФ).

Отсрочить платеж или разделить его на части можно при наличии одного из нескольких оснований:

  1. Вам причинен ущерб стихийным бедствием, технологической катастрофой или иным обстоятельством непреодолимой силы.
  2. У вас много долгов, и уплата госпошлины повлечет появление признаков банкротства.
  3. Плохое имущественное положение, из-за чего вы не можете финансово «потянуть» уплату госпошлины.
  4. У вас сезонная работа по производству товаров или оказанию услуг.

Примечание: любое из вышеуказанных обстоятельств придется доказывать. Например, если ваше имущество пострадало от пожара, понадобится справка от МЧС. Для предоставления рассрочки или отсрочки необходимо подать заявление через МФЦ.

Если деньги не поступили

Сведения об уплате госпошлины передаются в Единую систему, к которой имеют доступ сотрудники Росреестра. Если вы ее оплатили, но средства не зачислены и не отражаются в системе, подтвердить факт оплаты можно чеком.

Если оплачивали госпошлину в банковском отделении, вам должны были выдать чек. При оплате через мобильное приложение банка закажите справку об операции. Ее отправят в личный кабинет или на электронную почту.

Если не предоставите чек, документы оставят без рассмотрения и право собственности не зарегистрируют.

Если переплатили

Вернуть госпошлину можно, если вы переплатили или оплатили заранее по реквизитам Росреестра, но передумали регистрировать сделку до подачи документов в МФЦ (ст. 333.40 НК РФ). Успейте это сделать в течение трех лет с момента оплаты: позднее деньги не вернут.

Как оформить возврат излишне уплаченной пошлины:

  1. Подготовьте чек и расписку о приеме документов в МФЦ.
  2. Подайте в МФЦ заявление на возврат денежных средств.

Деньги будут зачислены в течение одного месяца с момента подачи заявления.

Скачать бланк заявления о возврате госпошлины для Росреестра

Воспользуйтесь льготами

Перед тем, как оплатить госпошлину за приватизацию, уточните, полагаются ли вам льготы.

Кто полностью освобожден от уплаты (ст. 333.35 НК РФ):

  • Ветераны и инвалиды ВОВ;
  • бывшие узники фашистских концлагерей;
  • бывшие военнопленные во время ВОВ;
  • лица, признанные малоимущими;
  • физлица при регистрации права на квартиры или доли в них, предоставленные взамен освобожденного жилья в рамках программы реновации в Москве.

Как и в случае с рассрочкой, основания для освобождения от уплаты госпошлины придется подтверждать документами. Также для этого нужно подать заявление одновременно с заявлением о регистрации перехода права собственности.

Госпошлина для нотариуса

Договор приватизации квартиры не нужно удостоверять у нотариуса. Но в некоторых случаях к нему все же придется обращаться.

Рассмотрим, каков размер госпошлины при совершении нотариальных действий (ст. 333.24 НК РФ):

  1. Удостоверение доверенности – 200 руб. В реальности стоит добавить сюда и оказание правовых и технических услуг, без которых не всегда удается обойтись. Речь идет о консультации и оформлении самого бланка доверенности. В общей сложности она обойдется в 2 000-5 000 руб. в зависимости от вида (разовая, специальная, генеральная).
  2. Свидетельствование верности копии перевода документа – 100 руб. за каждую страницу.
  3. Свидетельствование подлинности подписи на заявлении – 100 руб.

Узнать стоимость дополнительных услуг можно на сайте региональной нотариальной палаты.

Как оплатить

Оплатить госпошлину и другие услуги можно в банковском отделении по квитанции, которую выдаст нотариус. Также возможна оплата через онлайн-банкинг по реквизитам. Узнать их можно на сайте нотариальной конторы или попросить непосредственно у нотариуса.

Есть льготы

Некоторым гражданам предоставляются льготы по уплате госпошлины при совершении нотариальных действий в рамках приватизации (ст. 333.38 НК РФ):

  1. Инвалидам 1 и 2 групп – скидка в размере 50% на все услуги.
  2. Лицам, получившим ранения во время боевых действий при СССР или РФ – полное освобождение от уплаты за свидетельствование копий верности документов, оформляемых для получения льгот.

Указанные основания придется подтверждать. Например, если вы на инвалидности, возьмите с собой соответствующую справку.

Госпошлина при приватизации через суд

При подаче искового заявления тоже придется заплатить госпошлину (ст. 333.19 НК РФ). Здесь все зависит от исковых требований. Например, за признание приватизации состоявшейся – 300 руб. Такое требование носит неимущественный характер и не подлежит оценке.

Какие еще могут быть требования и каков размер пошлины:

  1. Оспаривание отказа в приватизации – 300 руб.
  2. Признание права собственности в порядке приватизации или наследования – в зависимости от рыночной стоимости недвижимости: от 200 000 до 1 млн. руб. – 3 200 + 2% от суммы свыше 100 000. Если квартира стоит более 1 млн. – 13 200 + 0,5% суммы свыше 1 млн., но не более 60 000 руб. (Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 января 2018 г. N 03-05-06-03/3979 «Об исчислении размера государственной пошлины…»).
  3. Расторжение договора приватизации – 300 руб.

Примечание: вы можете оспорить приватизацию, если она совершена без вашего согласия или письменного отказа. Размер госпошлины – 300 руб. Она оплачивается за каждое отдельное требование.

Способы уплаты

Если подаете исковое заявление онлайн через ГАС «Правосудие», оплатить пошлину можно там же с электронного кошелька или банковской карты. В остальных случаях она перечисляется через терминал или отделение банка по квитанции. Также можно оплатить с помощью мобильного приложения по реквизитам суда.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как приватизировать квартиру: краткая инструкция

Для приватизации квартиры сначала нужно спросить согласие у всех родственников, которые в ней зарегистрированы. Если кто-то против, оформить жилье в собственность не получится. Но можно договориться, чтобы он оформил нотариальный отказ: тогда за ним сохранится право пожизненного проживания, а вот права собственности он иметь не будет.

Как все выглядит пошагово:

  1. Согласование приватизации с родственниками, прописанными на жилплощади.
  2. Оформление заявления для администрации (наймодателя), сбор документов.
  3. Подача документов в администрацию. Срок рассмотрения – до двух месяцев.
  4. Заключение договора о переходе права собственности в порядке приватизации с муниципалитетом.
  5. Подача документов на регистрацию в Росреестре через МФЦ, но можно и отправить онлайн. В это же время оплачивается госпошлина.
  6. Получение новой выписки их ЕГРН. В ней указываются технические характеристики жилья и сведения о собственниках.

В среднем на регистрацию права собственности уходит 10-15 календарных дней, а сама приватизация занимает 3-4 месяца.

Ответы юриста на частные вопросы

Есть ли льготы при приватизации квартиры для многодетных?
Обязательно ли предоставлять квитанцию об оплате госпошлины?
Если подавать документы на регистрацию через Госуслуги, будет ли скидка 30%?
Квартиру приватизировала через суд, есть решение в мою пользу. Обязана ли я платить госпошлину при подаче документов в МФЦ?
Приватизирую квартиру только на своего ребенка, сама отказалась от доли. Нужно ли платить госпошлину, если он несовершеннолетний?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. При приватизации квартиры госпошлина платится за регистрацию перехода права собственности. Сам договор с муниципалитетом заключается бесплатно.
  2. В некоторых случаях приватизировать жилье можно только через суд. Тогда пошлина уплачивается при подаче искового заявления.
  3. Для отдельных категорий граждан есть льготы при обращении в Росреестр, к нотариусам или в суды.
  4. Оплатить госпошлину можно через онлайн-банкинг, в банковском отделении или с помощью терминала. Наличные ни в одном учреждении не принимаются, только в самом банке.
  5. Квитанцию об уплате предоставлять необязательно – все сведения регистратор может получить через единую систему. Но лучше взять поручение или чек с собой, чтобы при необходимости подтвердить факт оплаты.

Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими юристами. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ