Как и куда жаловаться на администрацию города? Отвечает юрист
«У нас в городе очень плохие дороги, несколько раз пробивал колесо в глубоких ямах с острыми краями. Уже надоело все это, хочу пожаловаться на администрацию города за то, что не следит за состоянием дорог. Как это сделать? Как оформить жалобу?»
С таким вопросом к нам обратился Юрий. Ответственность за состояние дорог действительно несет администрация, но не все так просто. Сначала нужно пожаловаться на плохие дороги в администрацию, и только потом уже подавать жалобу на ее бездействие, если ямы не устранят в течение 10 дней.
Я юрист, и в этой статье вы узнаете, как написать жалобу на администрацию города, и куда ее подавать в 2024 году. Также я расскажу, на что можно пожаловаться и куда, и что делать, если администрация не реагирует на обращения.
Обязанности администрации и основания для подачи жалобы
Администрация города – это исполнительно-распорядительный орган, у которого есть полномочия для решения вопросов местного значения. Также администрация наделена некоторыми государственными полномочиями, если это предусмотрено федеральными законами.
Деятельность городской администрации регулируется ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Что входит в обязанности администрации и какие вопросы местного значения она должна решать:
- Рассмотрение, составление бюджета города, исполнение и контроль за исполнением бюджета, оформление отчетов о его использовании.
- Изменение, установление и отмена местных налогов.
- Распоряжение, владение и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности: автомобильные дороги, земельные участки, здания, сооружения, и пр.
- Организация тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения, обеспечение топливом населения.
- Контроль за исполнением обязательств по строительству, модернизации или реконструкции объектов теплоснабжения, за которые отвечают теплоснабжающие организации.
- Создание парковочных мест, обеспечение безопасного функционирования автодорог; контроль за деятельностью организаций, занимающихся городскими пассажирскими перевозками.
- Обеспечение малоимущих жильем.
- Организация транспортного обслуживания в границах города.
- Обеспечение мер противопожарной безопасности в городе.
- Участие в ликвидации и предупреждении последствий ЧС.
- Создание условий для обеспечения жителей питанием, бытовым обслуживанием, услугами связи.
- Организация библиотечного обслуживания.
- Сохранение и популяризация объектов культурного наследия.
- Организация культурно-массовых, спортивных мероприятий.
- Создание условий для отдыха жителей города.
- Формирование и ведение архивных фондов.
- Утверждение правил благоустройства города, контроль за благоустройством.
- Утверждение правил землепользования, генеральных планов поселения.
- Присвоение адресов объектам недвижимости, изменение или аннулирование адресов.
- Содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг.
- Осуществление и организация мероприятий по территориальной обороне.
- Обеспечение безопасности населения на водных и других объектах.
- Принятие мер по противодействию коррупции.
- Контроль и выявление нарушений в области экологии.
Соответственно, подать жалобу на администрацию можно, если были нарушены прямые обязанности.
Пример №1:
В обязанности администрации города N входит создание и поддержание парков, скверов. В городе уже более 50 лет есть парк Памяти, который пользуется популярностью у населения. В 2023 году местные жители узнали, что часть деревьев в парке будут вырубать, а на этом участке земли построят новый жилой комплекс. Населению это не понравилось, люди начали жаловаться в городскую администрацию. Там сказали, что земельный участок на законных основаниях предоставлен строительной организации через торги, и ничего с этим сделать нельзя. Тогда люди подали коллективную жалобу в прокуратуру. В ходе проверки выяснилось, что земельный участок для строительства сформирован с нарушениями, торги тоже без них не обошлись. Результаты торгов аннулировали, участок вернули в собственность муниципалитета.
Пример №2:
В городе D есть план по обеспечению жителей, проживающих в частных домах, центральной канализацией. Согласно плану, канализацию на улице Горького должны были организовать до 20 мая 2020 года. На февраль 2024 года дело с точки не сдвинулось. Жители обратились в администрацию, чтобы узнать измененные сроки, но им прислали невнятную отписку. После этого они пожаловались в областную администрацию, откуда пришел уже внятный ответ о том, что сроки строительства системы водоотведения сдвинулись из-за технических проблем, которые пообещали устранить до конца июня 2024 года.
Пример №3:
В городе F есть улица Супруновская. Каждую весну и осень их участки заливают сточные воды, которые появляются из-за проливных дождей. Еще в 2020 году администрация города обещала устранить эту проблему: установить новый ливневки, почистить имеющиеся. С тех пор ситуация не изменилась, и дома людей систематически затапливало при сильных дождях или таянии снега. В 2023 году собственники отправили коллективную жалобу в областную администрацию, представив фотографии затоплений и испорченного имущества. Через две недели им прислали ответ, и еще через неделю проблема с ливневками была решена.
Чаще всего подаются жалобы на бездействие городской администрации. Например, если на дорогах общего пользования есть глубокие ямы, на улицах нет ночного освещения, есть проблемы с организацией общественного транспорта. Также пожаловаться на администрацию за бездействие можно, если ранее туда подавалась жалоба на управляющую компанию или другую организацию, подчиняющуюся муниципалитету, но меры так и не были приняты.
Куда подавать жалобу
Пожаловаться на администрацию города можно в прокуратуру, в администрацию области, в некоторых случаях – в Правительство РФ.
Важно учитывать, что некоторые обращения не могут быть рассмотрены вне зависимости от того, куда вы будете жаловаться. На жалобу не ответят, если она:
- Содержит оскорбления, нецензурную лексику, угрозы.
- Пропагандирует ненависть по расовому, национальному, половому, религиозным признакам.
- Включает в себя призыв к причинению вреда здоровью или имуществу, или персональные данные другого человека, который не давал согласие на их распространение.
- Составлена неграмотно или непонятным почерком, из-за чего нельзя понять ее содержимое.
- Уже подавалась по одному и тому же вопросу одним и тем же лицом.
Если жалоба подается в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, ее должны рассмотреть в течение 30 дней. Порядок рассмотрения регламентируется ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ.
Рассмотрим, на что можно пожаловаться и куда, если администрация города допускает нарушения.
В прокуратуру
Пожаловаться на администрацию города в прокуратуру можно практически из-за любого нарушения. Например, если на дороге есть глубокие ямы, затрудняющие проезд, жители уже обращались по этой проблеме в муниципалитет, но ничего так и не решили. Также обратиться в прокуратуру можно, если сотрудники администрации требуют с вас взятку, превышают должностные полномочия.
Есть несколько способов подачи жалобы в прокуратуру на бездействие администрации:
- Лично.
- Через представителя по доверенности.
- Заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Онлайн на сайте прокуратуры.
- Через Госуслуги.
В областную администрацию
Деятельность городской администрации контролирует областная. Если вы уже обращались в муниципалитет для решения какой-либо проблемы, но вас проигнорировали, можете прийти к губернатору на личный прием, оставить обращение онлайн на сайте или позвонить по телефону в профильный отдел.
Реакция администрации области во многом зависит от губернатора. Например, у нас в Белгородской области губернатор Гладков В.В. реагирует даже на сообщения в социальных сетях. Если у человека действительно серьезная проблема, на которую администрация города никак не повиляла, она обычно решается в течение 3-5 дней, его обращение отправляют в профильное министерство и держат на контроле.
Я лично обращалась к губернатору по вопросу здравоохранения, проблема была решена за два дня. Если вам так же повезло с губернатором, как и вам, можете даже не переживать, что останетесь один на один со своей бедой.
Руководителю городской администрации
Чаще всего проблемы в сфере благоустройства города возникают из-за безответственного отношения руководителей соответствующих отделов администрации, и главы муниципалитетов не всегда бывают в курсе. В большинстве случаев все вопросы можно решить, обратившись лично к мэру: например, на личном приеме, или оставив электронное обращение на сайте мэрии.
В Правительство РФ
В Правительство РФ есть смысл жаловаться, когда по вашей проблеме все отправляют отписки: городская, областная администрация, прокуратуру. В противном случае жалобу направят в саму администрацию.
На что обычно жалуются в Правительство РФ:
- Необоснованное повышение тарифов на ЖКУ.
- Рост стоимости авиабилетов.
- Систематические перебои в водо-, тепло-, газоснабжении, если местная администрация никаких мер не предпринимает.
- Некачественная уборка снега и ремонт дорог.
- Отсутствие организации уличного освещения.
По данным Правительства РФ, в январе 2024 года к ним поступило больше всего обращений из Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В первую очередь жалобы были из Московской, Воронежской, Вологодской, Тамбовской областей. Меньше всего жаловались жители Уральского, Южного, Приволжского, Северо-Кавказского, Дальневосточного федеральных округов.
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение
- Подать жалобу на администрацию города можно практически по любому вопросу в администрацию области, прокуратуру, Правительство РФ.
- Чаще всего для решения проблемы достаточно жалобы мэру или губернатору.
- Жалобы на городскую администрацию рассматриваются в срок до 30 дней. Ответ направят на электронную почту или по адресу регистрации заявителя.
- Отправить жалобу на администрацию муниципалитета можно лично, онлайн, через представителя или заказным письмом.
- Если нужно оспорить законодательный акт администрации, подается не жалоба, а исковое заявление в суд.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!