8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Что считается существенным недостатком товара

Если вы купили технически сложный товар, он сломался и с момента покупки прошло более 15 дней, вернуть его в магазин можно только при обнаружении существенного недостатка. Есть и другие основания: например, несоблюдение продавцом срока проведения ремонта или невозможность использования товара более 30 дней в течение гарантийного года (ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, какой товар относится к технически сложному; что считается существенным недостатком товара, работы или услуги; как вернуть товар с недостатком продавцу, если прошло более 15 дней.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Какой товар считается технически сложным

Перечень технически сложных товаров определен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924 «Об утверждении…». Именно эти товары можно вернуть при выявлении существенного недостатка, если прошло с момента покупки более 15 дней.

Что входит в указанный перечень:

  • самолеты, вертолеты;
  • летательные аппараты с ДВС;
  • автомобили и мотоциклы;
  • лодки, катера, яхты, суда с двигателями;
  • снегоходы и иные транспортные средства для передвижения по снегу;
  • навигационное оборудование, устройства связи для бытового применения;
  • ноутбуки, персональные ЭВМ;
  • стационарные компьютеры;
  • системные блоки;
  • МФУ (лазерные и струйные);
  • мониторы с ЦБУ;
  • проекторы и телевизоры с ЦБУ;
  • наручные и карманные часы с двумя и более функциями;
  • электрифицированный инструмент.

Также технически сложной считается бытовая техника: холодильники, морозильные камеры, плиты, кофемашины, кухонные комбайны, кондиционеры, бойлеры, микроволновки, роботы-пылесосы, варочные панели и духовые шкафы.

Что считается существенным недостатком

Понятие существенного недостатка закреплено в п.13 Постановления Пленума Верховного суда от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами…».

Недостаток может быть признан существенным, если:

  • его нельзя устранить;
  • для ремонта нужно много денег;
  • ремонт займет много времени;
  • дефекты выявляются неоднократно;
  • один и тот же недостаток возникает вновь после ремонта.

Рассмотрим все детально.

Неустранимый

Неустранимым считается недостаток товара, услуги или работы, который нельзя исправить в ходе ремонта. Важно, чтобы и сам товар из-за этого нельзя или недопустимо было использовать. Чаще всего – из-за заводского брака.

Пример. Мужчина купил автомобиль у дилера. Через некоторое время он перестал заводиться, машину отбуксировали в сервис. В ходе диагностики выявлены неисправности системы зажигания, двигателя и коробки переключения передач (автомат). В заключении указано, что поломка случилась из-за заводского брака и низкого качества запчастей. Машину в нельзя использовать по назначению, неполадки тоже не устранить.

Если на устранение нужно много денег

Если стоимость ремонта примерно равна цене товара или превышает ее, недостаток может быть признан существенным. То же самое касается случая, если стоимость ремонта приблизительно равна или может превысить выгоду, которую вы могли бы получить от использования техники.

Другой пример с автомобилем. Женщина купила машину за 2 000 000 руб., а через год обнаружила на кузове ржавчину: на капоте, арках, крышке багажника. Отправилась к дилеру, автомобиль загнали в сервис на экспертизу. После исследования было установлено, что краска облезла и появились «рыжики» из-за заводского брака. Чтобы это исправить, нужно полностью менять весь кузов – это экономически нецелесообразно.

Если на устранение нужно много времени

Стандартный срок ремонта составляет 45 календарных дней (ст. 20 Закона №2300-1). Если на ремонт нужно больше времени и вы откажетесь продлять срок по соглашению, продавец обязан будет вернуть вам деньги за неисправный товар. Недостаток считается существенным.

Продавец должен успеть за 45 дней проверить качество товара, устранить причину неисправности и отремонтировать его. Также в этот срок входит доставка запчастей. Продлять его в одностороннем порядке он не имеет права.

Выявленный неоднократно

Теперь о том, что считается недостатком, выявленным неоднократно. По закону это любые неисправности, возникающие систематически после ремонта, в том числе и дефекты разного характера.

Пример. Женщина купила Айфон. Через месяц после покупки сенсор начал работать через раз, стала плохо ловить связь. Она обратилась в сервисный центр за ремонтом, неполадки устранены в установленные сроки.

Через неделю после того, как она забрала Айфон в СЦ, перестала работать клавиша регулировки громкости, устройство стало «виснуть».

Здесь все очевидно: в короткий промежуток времени Айфон ломается несколько раз, все неисправности разные.

Появляющийся вновь после устранения

В данной ситуации речь идет уже об одном и том же дефекте, который регулярно появляется после ремонта. Например, если вы купили системный блок, он перестал работать и в ходе диагностики установлена неисправность материнской платы, а после получения в СЦ проблема повторилась, недостаток считается существенным. Но при условии, что системник нельзя использовать более 30 дней в течение гарантийного года – такой товар считается технически сложным. В остальных случаях у вас есть право на обмен или ремонт.

Я рассказала о том, как должно быть по закону. На практике же ситуация выглядит не так радужно, и то, что недостаток существенный, людям приходится доказывать в суде.

Права потребителя

Вы можете обменять любой товар, бывший в употреблении, если он полностью неисправен или есть неполадки, затрудняющие его использование. Для этого достаточно обратиться к продавцу в течение гарантийного срока, а если он не установлен – в течение двух лет с момента покупки (ст. 19 Закона №2300-1).

Помимо обмена, вы имеете право на:

  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • бесплатный ремонт;
  • расторжение договора купли-продажи и возврат денег.

Правило «15 дней» действует только в отношении технически сложных товаров. Если прошло более 15 дней с даты покупки и обнаружен существенный недостаток, вы можете потребовать бесплатный ремонт или уменьшение покупной цены. Если в общей сложности технику нельзя использовать более 30 дней в течение гарантийного года, можно расторгнуть договор и вернуть деньги.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как вернуть деньги за товар

Сначала нужно обратиться к продавцу, чтобы он провел диагностику, установил неисправность и причину ее появления. Если в неполадке виноваты вы, в возврате могут отказать.

Если в результате исследования будет установлено, что ремонтировать технику долго или нецелесообразно, недостаток признают существенным и вам вернут деньги.

Можно сделать экспертизу и в сторонней организации, но тогда магазин, скорее всего, откажет вам в возврате, и свои права придется отстаивать в суде.

Документы

Бланк и образец заявления вам выдадут на месте. С собой нужно взять гарантийный талон, чек об оплате, технические документы на товар.

Сроки

На возврат денежных средств отводится 10 дней, на замену – 7 дней. Если нужна дополнительная проверка качества, срок замены больше – 20 дней. Если в момент вашего обращения у продавца не будет другой техники на замену, поменять неисправное устройство вам должны в течение одного месяца (ст. 21 Закона №2300-1).

В возврате обычно отказывают

Так происходит нередко, ведь продавцу невыгодно принимать неисправный товар и лишать себя прибыли. Если вы считаете, что вам необоснованно отказали в возврате денег за неисправную технику с существенным недостатком, обращайтесь в суд.

В суде можно заявить сразу несколько требований:

  • о возврате стоимости товара;
  • о признании недостатка существенным;
  • о взыскании моральной компенсации;
  • о взыскании штрафа в размере 50% за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя;
  • о взыскании судебных расходов.

Также можно взыскать неустойку – 1% цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона №2300-1).

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел о признании недостатка товара существенным:

№1. Женщина купила смартфон, через некоторое время он сломался. Она отнесла его в ремонт в АСЦ. Там сказали, что устройство неремонтопригодно.

Покупательница обратилась в магазин, но там отказались возвращать деньги. Тогда она пошла в суд, однако и здесь ей отказали в удовлетворении иска, т.к. недостаток сочли устранимым. Ответчика обязали отремонтировать смартфон по гарантии.

Истица обратилась в другой суд, но и там ей отказали, потому как иск предъявлен с теми же требованиями и по тем же основаниям, что и вынесено решение (Определение № 2-773/2016 2-773/2016~М-390/2016 М-390/2016 от 5 апреля 2016 г. по делу № 2-773/2016).

№2. Мужчина купил в автосалоне машину. Через 25 000 км пробега информационная система сообщила о неисправности двигателя. В ходе диагностики выявлено загрязнение противосажевого фильтра. В дальнейшем покупатель обращался с такой же проблемой еще 13-14 раз.

Каждый раз мужчина оплачивал ремонт из своего кармана, т.к. дилер не видел проблем и отказывал в нем. После отказа покупатель подал иск в суд с требованием о признании недостатка существенным, взыскании расходов на ремонт, расторжении договора купли-продажи и взыскании стоимости автомобиля, а также неустойки и компенсации морального вреда.

Рассмотрев дело, суд отказал в удовлетворении иска, т.к. выявленные недостатки не считаются существенными. Кроме того, неисправность сочли эксплуатационной, то есть зависящей от истца (Решение № 2-1977/2013 2-31/2014 2-31/2014(2-1977/2013;) от 23 мая 2014 г.).

Ответы юриста на частные вопросы

Чем отличается обычный недостаток от существенного?
Кто признает, что недостаток в товаре существенный?
Какой недостаток можно считать существенным, если покупается квартира по ДДУ?
Смартфон ломался трижды, неисправность одна и та же. Можно ли вернуть за него деньги?
Что значит существенный недостаток услуги?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Существенным признается недостаток, который нельзя устранить в течение 45 дней или если на ремонт нужны большие финансовые затраты, примерно равные стоимости товара.
  2. В отношении технически сложного товара недостаток считается существенным, если устройство нельзя использовать по назначению более 30 дней в каждом календарном году.
  3. Если магазин отказывается признавать дефекты существенными и возвращать деньги за технику, следует обращаться в суд.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Чем отличается обычный недостаток от существенного?
Первый можно устранить вовремя и с минимальный затратами. Второй – нет, либо если из-за дефекта нельзя использовать технику более 30 дней.
Кто признает, что недостаток в товаре существенный?
Специалисты сервисного центра, куда отправляется техника для диагностики и ремонта. Но можно обратиться и в иное учреждение для экспертизы, а потом передать заключение продавцу.
Какой недостаток можно считать существенным, если покупается квартира по ДДУ?
Такой дефект, при котором невозможно или небезопасно проживание в этой квартире. Например, если повреждены несущие конструкции.
Смартфон ломался трижды, неисправность одна и та же. Можно ли вернуть за него деньги?
Да, если смартфон из-за поломок не получается использовать более 30 дней в течение каждого гарантийного года.
Что значит существенный недостаток услуги?
Например, если вы оплатили ремонт дома по договору подряда с организацией, а в итоге обнаружили, что все сделали некачественно и не в соответствии с проектом, а на переделку нужно потратить еще столько же денег. Вариантов и примеров много.