Срок действия кадастрового паспорта
Кадастровый паспорт нельзя получить с 2017 года, вместо него оформляется выписка из ЕГРН. Но многие по привычке называют ее по-старому. Такая выписка нужна для всех сделок с недвижимостью, но нужно учитывать срок ее действия.
Я юрист и в этой статье я расскажу, каков срок действия кадастрового паспорта на земельный участок и другую недвижимость в 2024 году в России. Также вы узнаете, для чего он может понадобиться, где его получить и сколько это будет стоить.
Для чего нужен кадастровый паспорт?
Как я уже писала, вместо кадастрового паспорта сейчас выдается выписка из ЕГРН «Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости». Но я буду называть ее по-старому: для многих так привычнее. Паспорт оформляется на землю, гараж, нежилое помещение, иные здания.
Когда может понадобиться кадастровый паспорт:
- При продаже, обмене, дарении квартиры, совершении иных сделок.
- Паспорт на земельный участок нужен при установлении границ кадастровым инженером.
- Планируется перевод из одной категории земель в другую.
- Для судебных разбирательств: например, если нужно оспорить кадастровую стоимость земельного участка, заставить соседа перенести забор с вашей территории.
Также выписка из ЕГРН (кадастровый паспорт) нужен для вступления в наследство, но все необходимые сведения нотариус сам запрашивает в Росреестре.
Как выглядит кадастровый паспорт?
Форма выписки из ЕГРН утверждена Приказом Росреестра от 04.09.2020 №П/0329 «Об утверждении форм выписок…».
Кадастровый паспорт состоит из пяти разделов:
- Сведения об основных характеристиках недвижимости.
- Информация о зарегистрированных правах, обременениях и ограничениях.
- Описание местоположения участка.
- Описание местоположения объекта недвижимости.
- План расположения помещений, машино-мест на этаже.
Примечание: кадастровый паспорт (выписка) на земельный участок выдается в бумажном или электронном виде, заверяется подписью уполномоченного сотрудника Росреестра.
Срок действия кадастрового паспорта
Данные выписки из ЕГРН считаются актуальными на дату ее подписания работником Росреестра (ч.4 ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О регистрации недвижимости»). Срок ее действия при этом не ограничивается. Но у учреждения, для которого она нужна, могут быть свои требования к срокам.
Если вы планируете сделку с земельным участком, лучше заказать выписку непосредственно перед ее совершением. Покупатель все равно у вас ее запросит. Кроме того, в большинстве учреждений не принимают паспорта, оформленные более одного месяца назад. Ориентируйтесь на этот срок.
И учтите: если у вас есть старый кадастровый паспорт (не выписка), он тоже действителен. Но для сделок с недвижимостью придется оформлять свежую выписку.
Примечание: помимо кадастровых, есть еще технические паспорта на квартиры и иные объекты недвижимости. Их тоже сейчас не выдают, но техпаспорт, полученный до 2013 года, может использоваться для подготовки технического плана, который нужен для постановки объекта на кадастровый учет.
Когда нужен новый паспорт?
Изменения обязательно вносятся в ЕГРН и выдается новый кадастровый паспорт, если поменялись границы земельного участка, а также при смене собственника.
Когда еще придется оформлять новый паспорт:
- При совершении сделок.
- После переоформления права собственности новому владельцу выдается выписка из ЕГРН, где в качестве собственника уже указан он.
- Оспорена кадастровая стоимость участка, решение суда вступило в законную силу.
- Земельный участок реорганизован по распоряжению руководителя администрации.
Получать новый кадастровый паспорт (выписку) при утере необязательно. Если данные в ЕГРН не поменялись и никакие сделки не планируются, он вам не понадобится.
Где взять кадастровый паспорт?
Заказать кадастровый паспорт земельного участка можно в МФЦ, через Госуслуги или на сайте Росреестра. В последних двух случаях возможно оформление только в электронном виде. В МФЦ можно заказать как электронную, так и бумажную выписку.
Что для этого нужно:
- Подготовить документы и записаться на прием в МФЦ.
- Прийти в назначенный день, подать заявление и оплатить госпошлину.
- Получить готовую выписку через 5-7 дней.
Электронную выписку оформляют в более короткие сроки – три рабочих дня.
Документы
Для заказа кадастрового паспорта достаточно гражданского паспорта. Если она запрашивается представителем от имени собственника, нужна доверенность.
Госпошлина
Стоимость кадастрового паспорта в электронном виде – 290 руб., для юридических лиц – 820 руб. Если нужна бумажная выписка и оформляете через МФЦ, придется заплатить 390 руб., для организаций – 1 080 руб.
Примечание: госпошлина уплачивается при подаче заявления. Если подаете онлайн, оплатить можно с банковской карты или электронного кошелька. В МФЦ же стоят терминалы для оплаты с карт, но можно попросить квитанцию и внести деньги через отделение банка.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Срок действия кадастрового паспорта законом не ограничивается.
- Вместо кадастровых паспортов сейчас оформляются выписки из ЕГРН.
- Ранее выданные паспорта действительны, но собственникам для сделок с земельными участками и иными объектами недвижимости нужно заказывать новые выписки из ЕГРН.
- Для оформления наследства кадастровый паспорт необязателен, нотариус сам запросит все сведения в ЕГРН.
- Ряд государственных и муниципальных учреждений устанавливают свои требования к срокам действия кадастровых паспортов. В среднем это один месяц с момента подписания регистратором.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно!