8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Постгарантийное обслуживание – что это такое и на что может рассчитывать потребитель

На некоторые товары производители предоставляют не только гарантийное, но и постгарантийное обслуживание. Это нужно для того, чтобы потребителем смог пользоваться купленной вещью в течение всего срока службы. Обычно постгарантия дается на технику и автомобили, но может предоставляться и на другие товары.

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, что такое постгарантийное обслуживание и чем оно отличается от гарантийного; когда можно рассчитывать на бесплатный ремонт по истечении срока гарантии и на каких условиях; как оформить договор постгарантийного обслуживания и что делать, если продавец отказывается выполнять его условия.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое постгарантийное обслуживание

Постгарантийное обслуживание – это услуга, благодаря которой можно сдать товар в ремонт при выявлении неисправностей. От гарантии она отличается несколькими пунктами:

  1. Стоимость. Цена гарантии обычно закладывается в стоимость товара. Постгарантийное обслуживание предоставляется платно: по договору вносится плата, а потом уже можно рассчитывать на бесплатный ремонт вне зависимости от неисправности.
  2. Срок действия. Его производитель в обоих случаях определяет самостоятельно.

Например, если вы покупаете машину и она у вас сломается уже после гарантии, по договору постгарантийного обслуживания автодилер будет обязан забрать автомобиль на бесплатный ремонт. Но плата за это вносится при заключении договора.

Примечание: в ст.6 Закона от 07.02.1990 №2300-1 «О защите прав потребителей» говорится, что производитель обязан обеспечить возможность использования и ремонта товара в течение всего срока службы. Если он не установлен, такой срок равен 10 годам с момента покупки. В течение этого периода должно поставляться оборудование и запчасти для ремонта, даже если товар уже снят с производства. Но там не говорится, что постгарантийное обслуживание должно предоставляться бесплатно.

На какие товары распространяется постгарантийное обслуживание

Законом не определен точный перечень товаров, на которые должна распространяться постгарантия – его устанавливает изготовитель.

Обычно постгарантийное обслуживание распространяется на:

  • Автомобили: Мерседес, БМВ, Тойота, Фольксваген, КИА, Ауди, Ниссан, Лексус, Вольво, Лада;
  • Сложную дорогостоящую технику: посудомоечные, стиральные машины; роботы-пылесосы промышленные пылесосы; компьютеры, и пр.;
  • Объекты строительства;
  • Производственное оборудование: печи, станки, и пр.

При покупке товара следует уточнить, есть ли постгарантийное обслуживание. Его может предоставлять как продавец, так и завод-производитель.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Условия постгарантийного обслуживания

Везде условия по постгарантии разные. Обычно она предоставляется на неисправности, возникшие из-за заводского брака, если он не был обнаружен во время гарантии. Но могут быть и иные условия вплоть до бесплатного ремонта поломки по вине потребителя.

Например, по программе «Nissan Service 3+» можно рассчитывать на ремонт по постгарантии, если ломается:

  • двигатель, дифференциал и карданная передача;
  • электрооборудование;
  • система кондиционирования или отопления;
  • рулевое управление;
  • коробка переключения передач;
  • тормоза.

Программой можно воспользоваться лишь в том случае, если вы будете правильно эксплуатировать машину, вовремя проходить ТО и обращаться к дилеру сразу, как только появится подозрение о неисправности.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как оформить договор постгарантийного обслуживания

В магазине вам могут сразу предложить заключить такой договор, но его можно оформить в любое время до окончания гарантии – даже в последний день гарантийного срока. Никуда специально для этого ехать не нужно, все документы оформляются через продавца.

Если же сотрудник магазина настаивает о покупке постгарантии и заключении договора, аргументируя это тем, что при отказе вам не продадут товар, так делать нельзя. Своими действиями он нарушает положения ст. 16 Закона №2300-1, где сказано:

«Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

Если вам отказались продавать товар без покупки постгарантии, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор. После проверки магазин привлекут к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ, если нарушение будет установлено.

Примечание: за навязывание услуг организацию могут оштрафовать на сумму до 30 000 руб. Если продавец работает как ИП – до 20 000 руб.

Содержание и образец договора

Содержание договора сервисного постгарантийного обслуживания изготовитель или продавец определяют самостоятельно. Поэтому очень важно внимательно читать его перед тем, как подписывать.

Какая информация указывается в договоре:

  • номер и название договора;
  • наименование и адрес организации;
  • Ф.И.О. потребителя;
  • предмет договора – информация о товаре: название, артикул, марка, модель, и пр.;
  • какие услуги предоставляются по постгарантии;
  • условия обслуживания и сроки;
  • обязанность и ответственность сторон;
  • форс-мажорные ситуации;
  • стоимость;
  • гарантийные обязательства;
  • порядок разрешения споров;
  • срок действия и порядок оплаты договора;
  • дата заключения, подписи сторон;
  • печать компании.

Что делать, если отказали в постгарантийном обслуживании

Отказать в обслуживании по постгарантии могут, если поломка не входит в перечень неисправностей, которые должен устранять продавец или производитель. Посмотрите условия договора – там все написано.

Если же неисправность входит в перечень, но вам необоснованно отказали в ремонте, вы можете обязать продавца выполнить ремонт в судебном порядке, в некоторых случаях – обменять неисправную технику на новую надлежащего качества.

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров споров между продавцами и покупателями по окончании срока гарантии:

№1. Мужчина купил автомобиль. В течение гарантийного срока он стал неисправен. Собственник неоднократно обращался к дилеру за ремонтом, но ему отказывали, ссылаясь на ненадлежащие условия эксплуатации, отсутствие неисправности в перечне гарантийных случаев.

В суде истец просил заменить неисправный автомобиль на машину такой же марки, взыскать с ответчика моральную компенсацию и неустойку за задержку выполнения требований. Ответчик подал возражение, аргументировав это тем, что истец обратился за ремонтом в постгарантийный период.

Решением № 2-114/2015 2-114/2015(2-3882/2014;)~М-3567/2014 2-3882/2014 М-3567/2014 от 21 января 2015 г. по делу № 2-114/2015 суд удовлетворил требования, обязав ответчика, помимо всего, выплатить еще и штраф в размере 50% от присужденной суммы.

№2. Мужчина заключил с компанией договор поставки и монтажа системы кондиционирования. Работы были выполнены, от договора постгарантийного обслуживания покупатель отказался. Гарантия давалась на 12 месяцев.

Через два года система перестала работать, жилье покупателя было затоплено из-за неисправности. Он обратился к организации за возмещением убытков, но там ему отказали. Тогда он подал исковое заявление в суд и потребовал взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта, возмещение морального вреда, неустойку и судебные расходы.

Решением от 14 июня 2013 г. требования удовлетворены.

Ответы юриста на частные вопросы

Могу ли я рассчитывать на постгарантийное обслуживание автомобиля после ДТП?
На какой срок предоставляется постгарантийное обслуживание пластиковых окон?
Можно ли вернуть товар обратно в период постгарантийного обслуживания?
Могу ли я взыскать с продавца ущерб, причиненный моему имуществу из-за неправильной установки его оборудования?
Можно ли расторгнуть договор постгарантийного обслуживания?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Постгарантийное обслуживание чаще всего предоставляется на транспортные средства и технику.
  2. В рамках постгарантии можно рассчитывать на ремонт, сдав товар производителю или продавцу.
  3. В некоторых случаях постгарантийное обслуживание предоставляется в обязательном порядке, даже если не заключен договор: например, если техника сломалась до конца срока эксплуатации и установлено, что причина поломки – заводской брак.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются бесплатно и в любое время суток.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Могу ли я рассчитывать на постгарантийное обслуживание автомобиля после ДТП?
Нет. Автомобиль в таком случае ремонтируется, только если есть ОСАГО. Дилер к этому не имеет никакого отношения, нужно обращаться к страховщику.
На какой срок предоставляется постгарантийное обслуживание пластиковых окон?
Срок определяет производитель. Обычно постгарантия оформляется на 10 лет.
Можно ли вернуть товар обратно в период постгарантийного обслуживания?
Да, если недостаток возник по вине производителя. Нужно смотреть условия договора.
Могу ли я взыскать с продавца ущерб, причиненный моему имуществу из-за неправильной установки его оборудования?
Да, это позволяет сделать п.35 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17 с гарантийный или постгарантийный период. Например, если срок службы техники не установлен в нарушение закона, или потребитель не был предупрежден о последствиях неправильной эксплуатации.
Можно ли расторгнуть договор постгарантийного обслуживания?
Да. Вы можете обратиться к продавцу с заявлением в любое время. Но уже понесенные расходы по договору вам возмещать не будут.