Перепланировка квартиры через МФЦ
Желающие сделать перепланировку в квартире должны согласовать её с жилищной инспекцией. Сейчас есть максимально простой и быстрый вариант подачи пакета документов на согласование – через МФЦ. Услуга оказывается быстро, не нужно стоять в очередях. Рассмотрим, как правильно согласовать перепланировку квартиры через МФЦ, в какой офис обращаться, какой список документов, сколько это займёт и можно ли узаконить уже сделанную перепланировку жилья?
Можно ли согласовать перепланировку в МФЦ
Да, можно. Тем более, что сейчас во многих городах государственные услуги сосредоточены только в офисах МФЦ. Если раньше нужно было обращаться напрямую в жилинспекцию, то сейчас заявителей направляют в Центры «Мои документы». Наверняка и в вашем городе или районе есть отделения МФЦ.
Но в то же время, Многофункциональные центры не выдают разрешение на перепланировку квартир и не согласовывают проекты. Это лишь посредники между гражданами и органами государственной власти. То есть максимум они примут у вас документы, помогут с заявлением и оповестят о результате оказанной услуги. Согласование происходит при непосредственном участии экспертов в самой жилищной инспекции.
Внимание! Жители Москвы не смогут согласовать перепланировку через МФЦ. Согласно изменениям от 21 августа 2020 года, на сегодня в Москве доступен только электронный способ подачи документов в Мосжилинспекцию – на официальном сайте Мэра Москвы. Для остальных регионов России ограничений нет.
Как согласовать перепланировку в квартире через МФЦ
Достаточно собрать документы, записаться на приём, посетить офис и подать заявление.
В какой офис обращаться
В ближайший к дому, независимо от места проживания.
Раньше заявители могли обращаться за государственными услугами только в «родной» МФЦ по месту регистрации. С 1 января 2017 года это ограничение убрали и сейчас «Мои документы» работают по экстерриториальному принципу.
Пример. Если вы в данный момент находитесь в г. Воронеж, а перепланировка по адресу в вашей самарской квартире – обращайтесь в воронежский МФЦ, отказать в приёме документов вам не могут.
Пошаговая инструкция
Обращаться в МФЦ придётся несколько раз: за получением разрешения на перепланировку, за приглашением приёмочной комиссии и за внесением сведений в кадастровый учёт – но в целом, инструкция не отличается.
- Предварительная запись в «Мои документы». Позволяет ускорить время обращения к специалисту. Пользоваться предварительной записью в МФЦ или нет – на ваше усмотрение.Как можно записаться:
- по телефону «горячей линии» или контактному номеру в вашем регионе;
- через интернет – на официальном сайте МФЦ или через портал Госуслуги (причём региональный сайт будет отличаться, например – по Москве – https://md.mos.ru/, а по Республике Татарстан – https://mfc16.tatarstan.ru/ и т.д.)
- взять терминал электронной очереди в офисе «Мои документы».
После записи у вас будет бумажный или электронный талончик с датой и временем посещения нужного отделения.
- Визит в МФЦ. Посетите один из офисов. В каждом отделении «Мои документы» есть электронные табло и громкоговоритель. Диктор объявляет номера талонов и сообщает, к какому «окошку» подойти. Как только очередь дойдет до вас, проследуйте к освободившемуся специалисту.
- Передача документов. Сообщите, что собираетесь согласовать перепланировку в квартире и передайте пакет документов. Сотрудник МФЦ отсканирует оригиналы, а затем вернёт вам их обратно.
- Заполнение заявления. Обычно заявление составляет сам специалист, но в ряде случаев может потребоваться и ваше участие. Бланки заявления есть в офисе «Мои документы», вам их предоставят. Заполнять заявление дома не нужно, иначе могут быть ошибки.
- Получение расписки. Приняв документы и заявление, специалист Центра выдаст опись, а в дополнение к описи – талон с датой следующего посещения МФЦ.
- Готовый результат. Предварительно вас уведомят о готовом решении жилищной инспекции: в SMS-сообщении или по электронной почте. В назначенный день нужно будет явиться в офис МФЦ и получить решение:
- Либо о согласовании перепланировки квартиры;
- Либо об отказе в переделках.
На основании с выданным разрешением и разработанным проектом можно приступать к изменению жилого помещения. После этого еще раз обратитесь в МФЦ по описанному выше алгоритму.
Документы для согласования перепланировки
Список, который вы собираете для жилищной инспекции, не очень большой:
- заявление на согласование перепланировки – по образцу в МФЦ;
- техпаспорт на квартиру – если прошло свыше 5 лет; если меньше 5 лет – техпаспорт запросят по межведомственному взаимодействию в самом органе;
- проект перепланировки + техническое заключение от компании или автора проекта дома;
- нотариальная доверенность – если документы подаёт один из собственников.
Также могут быть нужны и другие документы, не из обязательного списка. Например, согласие от банка, справка из газовой службы, согласие жильцов МКД и управляющей компании.
А вот свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН с вас требовать не должны. Если квартира зарегистрирована в реестре недвижимости, информация и так есть в базах. Но на всякий случай можете взять с собой оригинал одного из вышеназванных документов – свидетельства или выписки из ЕГРН.
Образец заявления на перепланировку квартиры в МФЦ
Сроки оказания услуги
45 дней с момента получения ведомством документов.
Столько даётся территориальному органу власти для вынесения решения по вашему заявлению в его адрес (п. 4 ст. 26 ЖК РФ). Отсчёт сроков начинается с того момента, как МФЦ передаст документы в жилищную инспекцию. Обычно это происходит в течение 1-3 дней с момента их получения от заявителя. Время на пересылку документов от МФЦ в жилинспекцию, и обратно в 45 дней не входит.
На заметку! Чтобы узнать статус обращения, зайдите на сайт МФЦ. Например, заявители из Ростова-на-Дону могут это сделать в разделе «Просмотр статуса дела», а из Екатеринбурга – «Статус заявления». Также может потребоваться авторизация в ЕСИА. Если учётной записи нет или отсутствует возможность зайти на сайт, позвоните по телефону и уточните информацию о готовности вашего дела. Горячая линия МФЦ в Москве +7 (495) 777-77-77, а в Московской области – 8-800-550-50-30. Звоните, узнавайте.
Стоимость
Процедура согласования перепланировки квартиры через МФЦ – бесплатная.
Можно ли узаконить перепланировку через МФЦ
Да, но речь идёт о подаче документов на рассмотрение в ведомство.
Центры «Мои документы» не уполномочены легализовать переделки в жилых помещениях граждан. Этим занимается исключительно целевое ведомство. Например, в Москве – это Мосжилинспекция, в регионах может быть отдел по делам архитектуры или БТИ. Обращаться нужно именно туда, а МФЦ выступит посредником.
Если вы сделали перепланировку и только сейчас хотите её согласовать, потребуются проект и техническое заключение. Их смотрят для определения технических параметров. То есть, что было изначально, какие элементы вы изменили, повлияло ли это на несущие стены, инженерные узлы, вентиляцию, газовые линии и т.д.
Далее вам нужно обратиться в МФЦ с теми же документами, что и при обычной перепланировке. Вместе с тем придётся заплатить штраф за незаконное изменение жилого помещения – от 2 000 до 2 500 рублей (его выписывает жилинспекция) – в силу ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.
Возможный отказ
МФЦ отказать не может, а вот уполномоченный орган запросто.
Основания, при которых вам могут отказать в согласовании перепланировки, отмечены в ст. 27 ЖК РФ:
- Нет обязательных или дополнительных документов. Например, если вы предоставили эскиз, а в вашем случае нужен полноценный проект перепланировки квартиры. Либо не приложили к пакету экспертное заключение – о том, что после ваших переустройств здание сохранит былую устойчивость, а не «разойдётся по швам».
- Проект не отвечает стандартам.
- Подача документов не в тот орган, например – не в жилищную инспекцию через МФЦ, а напрямую в БТИ или вообще в Земельный комитет.
Если вы подаёте пакет через Центр госуслуг и у вас его приняли – отказ могут вынести позднее, на этапе рассмотрения в жилищном органе. В таком случае МФЦ лишь передаёт вам отрицательное решение.
Что делать?
Во-первых, изучите текст отказа в перепланировке квартиры. Если причиной значится неполный комплект документов, вам укажут, каких не хватает. Отмеченные в отказе бумаги нужно будет собрать – а после заново передать через МФЦ в уполномоченный орган. На сбор и подачу недостающих документов отводится 15 дней, иначе в согласовании откажут уже окончательно (пп. 1.1 п. 1 ст. 27 ЖК РФ).
Во-вторых, в случае отказа в согласовании по причине несоответствия проекта – нужно найти типовые формы переустройства жилых помещений. Затем сравнить их с вашим проектом и найти разночтения. Если никаких проблем нет, закажите экспертное заключение о том, что ваш проект соответствует законодательству. При повторном отказе жилинспекции, можно обжаловать это решение в суде.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- МФЦ выполняет роль посредника между заявителем и жилищной инспекцией – согласовать перепланировку через «Мои документы» нельзя.
- Зато можно сэкономить время, подав документы с заявлением в уполномоченное ведомство в одном месте.
- Удобнее записываться на приём в МФЦ заранее – на официальном сайте, через Госуслуги или по телефону.
- Вам дадут опись и талон, сохраните их до полного оказания услуги.
- Пересылка документов через МФЦ занимает около 4-5 рабочих дней в дополнение к 45 дням на согласование перепланировки квартиры в жилинспекции.
- Услуга бесплатная.
- Если отказали в согласовании или узаконивании перепланировки квартиры, можно обратиться в суд.
Порядок обращения в ведомства через МФЦ в целом понятен. Но по ходу дела могут возникать разные сложности с согласованием переделок, а знаний и опыта в таких делах у вас может не быть. Если ситуация зашла в тупик, обратитесь за помощью к юристам нашего сайта. Они помогут с жилищными тонкостями, а в случае конфликтных ситуаций – с составлением жалоб, исков, ходатайств и прочих обращений.