Куда жаловаться на коллекторов? Отвечает юрист
«У меня временные финансовые трудности, не получается полностью выплачивать кредит уже полгода. Недавно узнал, что мой долг продали коллекторскому агентству, и теперь коллекторы звонят мне каждый день, иногда и поздним вечером. Я объяснял ситуацию, но идти навстречу мне не хотят. Куда мне пожаловаться на действия коллекторов?»
С таким вопросом к нам обратился Александр. Наши юристы разобрались в проблеме и выяснили, что коллекторы действительно нарушают закон, поскольку звонят и в позднее время, а также превышают «лимит» по звонкам должнику. Это подтверждается детализацией. Юристы помогли ему составить жалобу в ФССП, и частые и поздние звонки прекратились. Через некоторое время Александр прошел процедуру банкротства, и долги были списаны.
Я юрист, и в этой статье вы узнаете, куда обращаться с жалобой на деятельность коллекторов в 2024 году. Также я расскажу, когда можно пожаловаться, и какие есть права у коллекторов.
Права коллекторов
Чаще всего коллекторские агентства сотрудничают с банками на основании агентских договоров, когда долг остается у банка, а коллекторы просто помогают добиться возврата денег. Если же долг передается агентству, должнику обязаны направить уведомление об этом и указать новые реквизиты, по которым необходимо перечислять деньги.
Деятельность коллекторских агентств регламентируется ФЗ от 03.07.2016 №230-ФЗ. Так, согласно ст. 7, коллекторы могут звонить и отправлять СМС в период с 08.00 до 22.00 час. в рабочие дни, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 09.00 до 20.00 час.
Что еще могут коллекторы:
- Организовывать личные встречи не более одного раза в неделю.
- Звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, 8 раз в течение календарного месяца.
- Уведомлять должника об изменении суммы задолженности.
- Взыскивать долги через суд.
Также коллекторы могут звонить родственникам, но только с их письменного согласия.
Если у вас возникли материальные трудности, лучше договориться с коллекторами о реструктуризации или отсрочке платежей. Агентства, которые работают «по-белому», часто идут навстречу, поскольку им невыгодно тратить время и деньги на судебные разбирательства. Однако реструктуризация или отсрочка – это право, а не обязанность агентства. Могут и отказать.
Какие действия коллекторов считаются противоправными
Незаконными считаются любые действия коллекторов, нарушающие положения ФЗ №230-ФЗ.
Когда можно написать жалобу на коллекторов:
- Слишком частые звонки или сообщения.
- Угрозы, применение психологического или физического насилия.
- Преследование.
- Незаконное изъятие имущества.
- Разглашение персональных данных.
В некоторых случаях коллекторов могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
Куда пожаловаться
Пожаловаться на коллекторов можно приставам, в прокуратуру, НАПКА, Роскомнадзор или Центробанк. Все зависит от причины подачи жалобы.
Перед обращением в любой из органов нужно собрать доказательства: аудио- и видеозаписи, скриншоты переписки. Если вам звонят в неустановленное время, закажите детализацию звонков.
Разберемся, куда и в каких случаях следует обращаться.
ФССП
Подать жалобу на коллекторов в электронном виде можно через интернет-приемную на сайте ФССП. Например, если они звонят во внеурочное время, угрожают, допускают иные нарушения.
ФССП – главный орган, который регулирует деятельность коллекторских агентств. Если ситуация не будет относиться к полномочиям приставам, жалобу перенаправят в профильное учреждение, а вас уведомят об этом письменно.
Прокуратура
Если коллекторы угрожают вам или вашим родственникам, испортили имущество, есть основание для возбуждения уголовного дела. В этом случае вы можете сразу пожаловаться в прокуратуру.
НАПКА
НАПКА – это Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Сюда есть смысл жаловаться, если коллекторы просто нарушают ФЗ №230-ФЗ, звонят и пишут слишком часто. Если в ход уже пошли угрозы, НАПКА ничем не поможет.
Роскомнадзор
Пожаловаться на коллекторов можно в Роскомнадзор, если коллекторы разглашают ваши персональные данные. Например, размещают посты в соцсетях, где указано, что вы являетесь должником, ваши ФИО, адрес, номер телефона, и другие сведения. Также Роскомнадзор рассматривает жалобы на нарушение ФЗ №230-ФЗ.
Центробанк
Направить жалобу в Центробанк можно, если вас не уведомили о передаче долга, не предоставляют информацию о коллекторском агентстве. Жалоба подается через раздел «Интернет-приемная».
Жизненные ситуации
Жалобой на коллекторов получается ограничиться далеко не всегда. В некоторых случаях это просто не работает, и нужно предпринять дополнительные действия, а иногда и обратиться в суд.
Разберемся, как действовать в конкретной ситуации.
Коллекторы звонят родственникам
В п. 5 ст. 4 ФЗ №230-ФЗ сказано, что коллекторы могут звонить родственникам должника в рамках процедуры возврата задолженности, если есть согласие должника на взаимодействие кредитора с третьим лицом, а также согласие самого третьего лица на взаимодействие с ним. Оба согласия должны быть оформлены письменно. Более подробно об этом читайте здесь.
Заемщик может дать согласие при заключении кредитного договора, а вот его родственники редко его дают. Я такие случаи не встречала. Соответственно, звонки третьим лицам от коллекторов по вопросу возврата просроченной задолженности незаконны.
Звонят из-за чужого кредита
Такое возможно, если вы недавно купили СИМ-карту, и номер ранее принадлежал родственнику должника, ваш номер указали ошибочно, или кто-то из ваших знакомых вписал его в анкету при подаче заявки на кредит, где требуются сведения о контактном лице.
В такой ситуации обычно достаточно жалобы в ФССП, и звонки по чужому кредиту прекращаются довольно быстро. Но, если коллекторское агентство работает «по-серому», то есть с грубым нарушением ФЗ №230-ФЗ и Уголовного кодекса, лучше сразу пожаловаться в прокуратуру.
Завершена процедура банкротства
Банки и коллекторы не могут совершать действия, направленные на возврат просроченной задолженности, с момента признания заявления о банкротстве обоснованным, тем более – после признания гражданина банкротом.
Если коллекторы нарушают положения ст. 7 ФЗ №230-ФЗ, пожаловаться можно в НАПКА или приставам.
Кредит оформлен мошенниками
Самый сложный случай. Сначала вам нужно доказать, что кредит на ваше имя оформили мошенники. Для этого необходимо обратиться в полицию и написать заявление о мошенничестве. Если вам признают потерпевшим по уголовному делу, подайте в суд исковое заявление о признании кредитного договора недействительным.
Если полиция найдет преступника, расторгнуть договор будет немного проще. Более подробно об этом читайте здесь.
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение
- Должник может подать жалобу на коллекторов при любых нарушениях ФЗ №230-ФЗ ими.
- Пожаловаться можно в ФССП, прокуратуру, Центробанк, Роскомнадзор, НАПКА.
- Если коллекторы звонят по кредиту, оформленному мошенническим способом без ведома человека, сначала нужно обратиться в полицию, а затем расторгнуть договор через суд.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно.