8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Как правильно составить коллективную жалобу? Правила написания и подачи

Коллективная жалоба – эффективный инструмент борьбы граждан за свои права. Если в ответ на индивидуальную жалобу запросто можно получить отписку, то обращению группы граждан будет уделено должное внимание. В статье рассмотрим, как правильно составить коллективную жалобу в органы власти.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Когда актуально составление коллективной жалобы

Коллективная жалоба составляется группой лиц, права которых были нарушены одним и тем же лицом, организацией или органом власти схожим образом. Примерами, когда актуально составление коллективного обращения, могут послужить ситуации, когда:

  • собственники помещений в многоквартирных домах недовольны качеством работы управляющей компании или поставщиков коммунальных услуг;
  • пассажиры одного и того же рейса недовольны качеством транспортных услуг;
  • жители недовольны качеством услуг, оказываемых в местной поликлинике, школе, детском саду и других общественных учреждениях;
  • работники одной организации считают, что работодатель нарушает их трудовые права;
  • посетители организации общественного питания были отравлены некачественной пищей и т.д.

Как составить коллективную жалобу

Хотя коллективная жалоба и подается от имени группы лиц, за ее составление и оформление, как правило, отвечает один человек. Он составляет коллективную жалобу, собирает подписи, подает заявление в соответствующий орган власти и доводит до остальных заявителей полученный ответ. Таким человеком может быть как один из заявителей, так и сторонний юрист.

Содержание жалобы

Требования к оформлению коллективных обращений граждан содержатся в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а также в региональных законах и локальных нормативных актах отдельных органов и организаций. С учетом положений закона и практики рассмотрения обращений граждан органами власти, лучше придерживаться следующего алгоритма составления жалобы:

Структурная часть документа Содержание Комментарии
Шапка документа
  • наименование органа власти, в который направляется обращение, либо ФИО должностного лица;
  • ФИО заявителей, адреса их места проживания.
Если заявителей всего несколько, можно указать всех в шапке. Однако если их много, лучше оформить информацию о них отдельным подписным листом, а в шапке документа указать лишь общую информацию, например: «От жителей дома №5 по ул. Иванова г. Москвы».
Название документа КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖАЛОБА Пишется посередине строки. Дополнительно в название можно включить тему обращения, к примеру: «Коллективная жалоба о защите прав потребителей».
Суть обращения
  • чьими действиями нарушены права заявителей;
  • в чем состояло нарушение;
  • обоснование обращения с приведением доказательств и правовых норм.
  • при описании обстоятельств должны быть указаны конкретные даты, адреса, имена, наименования документов и т.д.
  • текст должен быть кратким и лаконичным, без ненужных подробностей и лирических отступлений;
  • в тексте обращения не допускаются оскорбления и нецензурные выражения;
  • описывать допущенные нарушения в отношении каждого заявителя не стоит: достаточно указать о них обобщенно;
  • текст должен быть написан разборчиво, поэтому предпочтительнее использовать печатный вариант документа.
Требования, изложенные в документе
  • какие действия заявители ожидают от получателя обращения: провести проверку, пресечь правонарушение и т.д.;
  • отдельно лучше указать просьбу направить ответ по конкретному адресу: органы власти не будут рассылать ответы всем заявителям.
Требования, указываемые в жалобе, от всех заявителей едины.
Перечень документов Список прилагаемых документов Поскольку жалоба должна быть как можно более обоснованной, нужно приложить к ней все документы, имеющие отношение к проблеме: переписка с нарушителем, экспертизы, правоустанавливающие документы, фотографии и т.д. Если есть лица, готовые дать свидетельские показания, необходимо указать их контакты.

К коллективной жалобе не нужно прикладывать оригиналы документов, достаточно будет и копий.

Подписи и дата
  • текущая дата;
  • подписи всех заявителей.
Если имеется подписной лист, подписи могут быть проставлены в нем.

Вся перечисленная информация должна быть указана в обязательном порядке, в противном случае госорганы могут оставить заявление без рассмотрения.

Образцы коллективных жалоб
Коллективная жалоба (участковому на соседа)
Коллективная жалоба в прокуратуру
Коллективная жалоба в трудовую инспекцию на незаконные действия работодателя
Коллективная жалоба в управляющую компанию

Оформление подписного листа

Оформлять подписной лист имеет смысл, если заявителей много. К примеру, если коллективная жалоба подается жителями многоквартирного дома. Как правило, сбором подписей занимается лицо, осуществляющее подготовку и подачу жалоб.

Что должно быть в подписном листе:

  • вверху листа должна быть информация, из которой понятно, под чем подписываются заявители. Как правило, там перечисляются требования из жалобы;
  • далее следует пустая таблица, в которой каждый заявитель собственноручно указывает свои данные: ФИО, адрес и подпись.

Важно! Собирать подписи перед отправкой каждого документа не обязательно: если решение проблемы требует обращения в несколько инстанций, достаточно будет просто прикладывать копию подписного листа к каждому из обращений.

Скачать образец подписного листа

Куда обращаться с коллективной жалобой

При выборе получателя коллективного обращения важно учитывать 2 нюанса:

  • В первую очередь необходимо направить претензию самому нарушителю. Дело в том, что в отсутствие предварительного обращения граждан с претензией к организации-нарушителю органы государственной власти не имеют право проводить ее внеплановую проверку (ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  • Необходимо правильно выбрать органы власти, компетентные рассматривать конкретную жалобу. В противном случае Вы потеряете время на пересылку обращения между ведомствами. В другой статье мы уже давали краткий обзор организаций, в которые гражданину можно обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящие органы.

Способы направления

Как правило, органы государственной власти предоставляют заявителям выбор различных способов подачи обращений с целью обеспечения доступности государственных услуг. Так, можно выделить следующие способы подачи обращения в вышестоящие органы:

  1. Через Интернет. На сайте ведомства, через портал госуслуг, по электронной почте и т.д. Документы, включая коллективную жалобу и подписные листы, подаются в сканированном виде. Преимущество данного способа в том, что не нужно тратить время на отправку обращения: оно мгновенно оказывается у получателя. Недостаток заключается в том, что не все государственные сайты адаптированы под прием коллективных обращений.
  2. Почтой. Отправление должно быть оформлено заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.
  3. Лично. Один из заявителей может подать жалобу в канцелярию самого органа власти. Помимо основного заявления с приложениями потребуется еще один экземпляр документа и паспорт заявителя.

О доступных способах обращения для каждого органа власти нужно узнавать отдельно. Как правило, такая информация имеется на сайте ведомства или ее можно получить по телефону.

Порядок и сроки рассмотрения

Сроки рассмотрения обращений строго регламентированы законом. После того, как жалоба попадает в орган власти:

  • в течение 3 дней происходит регистрация обращения;
  • в течение 7 дней с момента регистрации жалоба перенаправляется в другое ведомство, если получивший ее орган власти некомпетентен рассматривать указанный в ней вопрос;
  • в течение 30 дней с момента регистрации жалоба рассматривается по существу, и на нее готовится ответ;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявитель должен быть письменно уведомлен.

В процессе рассмотрения жалобы орган государственной власти проверяет изложенные в ней обстоятельства, и, в случае необходимости осуществляет внеплановую проверку нарушителя, выносит предписания об устранении нарушений и т.д. Информация обо всех предпринятых действиях должна содержаться в ответе на жалобу.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Коллективная жалоба – эффективный инструмент защиты гражданами своих прав.
  2. Оформление коллективной жалобы имеет свои особенности: должны быть перечислены ФИО всех заявителей, их адреса проживания. Все заявители должны поставить подписи под жалобой.
  3. Жалоба в органы власти будет более действенна, если заявители предварительно письменно обращались к нарушителю.
  4. Составление коллективной жалобы и подачу документов, а также сбор подписей можно поручить юристу.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Ксения Батракова
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Коллективная жалоба (участковому на соседа)
Образец жалобы

Скачать образец жалобы


Консультация по составлению документа
Коллективная жалоба в прокуратуру
Образец жалобы

Скачать образец жалобы


Консультация по составлению документа
Коллективная жалоба в трудовую инспекцию на незаконные действия работодателя
Образец жалобы

Скачать образец жалобы


Консультация по составлению документа
Коллективная жалоба в управляющую компанию
Образец жалобы

Скачать образец жалобы


Консультация по составлению документа