Как правильно составить коллективную жалобу? Правила написания и подачи
Коллективная жалоба – эффективный инструмент борьбы граждан за свои права. Если в ответ на индивидуальную жалобу запросто можно получить отписку, то обращению группы граждан будет уделено должное внимание. В статье рассмотрим, как правильно составить коллективную жалобу в органы власти.
Когда актуально составление коллективной жалобы
Коллективная жалоба составляется группой лиц, права которых были нарушены одним и тем же лицом, организацией или органом власти схожим образом. Примерами, когда актуально составление коллективного обращения, могут послужить ситуации, когда:
- собственники помещений в многоквартирных домах недовольны качеством работы управляющей компании или поставщиков коммунальных услуг;
- пассажиры одного и того же рейса недовольны качеством транспортных услуг;
- жители недовольны качеством услуг, оказываемых в местной поликлинике, школе, детском саду и других общественных учреждениях;
- работники одной организации считают, что работодатель нарушает их трудовые права;
- посетители организации общественного питания были отравлены некачественной пищей и т.д.
Как составить коллективную жалобу
Хотя коллективная жалоба и подается от имени группы лиц, за ее составление и оформление, как правило, отвечает один человек. Он составляет коллективную жалобу, собирает подписи, подает заявление в соответствующий орган власти и доводит до остальных заявителей полученный ответ. Таким человеком может быть как один из заявителей, так и сторонний юрист.
Содержание жалобы
Требования к оформлению коллективных обращений граждан содержатся в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а также в региональных законах и локальных нормативных актах отдельных органов и организаций. С учетом положений закона и практики рассмотрения обращений граждан органами власти, лучше придерживаться следующего алгоритма составления жалобы:
Структурная часть документа | Содержание | Комментарии |
---|---|---|
Шапка документа |
|
Если заявителей всего несколько, можно указать всех в шапке. Однако если их много, лучше оформить информацию о них отдельным подписным листом, а в шапке документа указать лишь общую информацию, например: «От жителей дома №5 по ул. Иванова г. Москвы». |
Название документа | КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖАЛОБА | Пишется посередине строки. Дополнительно в название можно включить тему обращения, к примеру: «Коллективная жалоба о защите прав потребителей». |
Суть обращения |
|
|
Требования, изложенные в документе |
|
Требования, указываемые в жалобе, от всех заявителей едины. |
Перечень документов | Список прилагаемых документов | Поскольку жалоба должна быть как можно более обоснованной, нужно приложить к ней все документы, имеющие отношение к проблеме: переписка с нарушителем, экспертизы, правоустанавливающие документы, фотографии и т.д. Если есть лица, готовые дать свидетельские показания, необходимо указать их контакты.
К коллективной жалобе не нужно прикладывать оригиналы документов, достаточно будет и копий. |
Подписи и дата |
|
Если имеется подписной лист, подписи могут быть проставлены в нем. |
Вся перечисленная информация должна быть указана в обязательном порядке, в противном случае госорганы могут оставить заявление без рассмотрения.
Оформление подписного листа
Оформлять подписной лист имеет смысл, если заявителей много. К примеру, если коллективная жалоба подается жителями многоквартирного дома. Как правило, сбором подписей занимается лицо, осуществляющее подготовку и подачу жалоб.
Что должно быть в подписном листе:
- вверху листа должна быть информация, из которой понятно, под чем подписываются заявители. Как правило, там перечисляются требования из жалобы;
- далее следует пустая таблица, в которой каждый заявитель собственноручно указывает свои данные: ФИО, адрес и подпись.
Важно! Собирать подписи перед отправкой каждого документа не обязательно: если решение проблемы требует обращения в несколько инстанций, достаточно будет просто прикладывать копию подписного листа к каждому из обращений.
Куда обращаться с коллективной жалобой
При выборе получателя коллективного обращения важно учитывать 2 нюанса:
- В первую очередь необходимо направить претензию самому нарушителю. Дело в том, что в отсутствие предварительного обращения граждан с претензией к организации-нарушителю органы государственной власти не имеют право проводить ее внеплановую проверку (ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
- Необходимо правильно выбрать органы власти, компетентные рассматривать конкретную жалобу. В противном случае Вы потеряете время на пересылку обращения между ведомствами. В другой статье мы уже давали краткий обзор организаций, в которые гражданину можно обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящие органы.
Способы направления
Как правило, органы государственной власти предоставляют заявителям выбор различных способов подачи обращений с целью обеспечения доступности государственных услуг. Так, можно выделить следующие способы подачи обращения в вышестоящие органы:
- Через Интернет. На сайте ведомства, через портал госуслуг, по электронной почте и т.д. Документы, включая коллективную жалобу и подписные листы, подаются в сканированном виде. Преимущество данного способа в том, что не нужно тратить время на отправку обращения: оно мгновенно оказывается у получателя. Недостаток заключается в том, что не все государственные сайты адаптированы под прием коллективных обращений.
- Почтой. Отправление должно быть оформлено заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.
- Лично. Один из заявителей может подать жалобу в канцелярию самого органа власти. Помимо основного заявления с приложениями потребуется еще один экземпляр документа и паспорт заявителя.
О доступных способах обращения для каждого органа власти нужно узнавать отдельно. Как правило, такая информация имеется на сайте ведомства или ее можно получить по телефону.
Порядок и сроки рассмотрения
Сроки рассмотрения обращений строго регламентированы законом. После того, как жалоба попадает в орган власти:
- в течение 3 дней происходит регистрация обращения;
- в течение 7 дней с момента регистрации жалоба перенаправляется в другое ведомство, если получивший ее орган власти некомпетентен рассматривать указанный в ней вопрос;
- в течение 30 дней с момента регистрации жалоба рассматривается по существу, и на нее готовится ответ;
- в исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявитель должен быть письменно уведомлен.
В процессе рассмотрения жалобы орган государственной власти проверяет изложенные в ней обстоятельства, и, в случае необходимости осуществляет внеплановую проверку нарушителя, выносит предписания об устранении нарушений и т.д. Информация обо всех предпринятых действиях должна содержаться в ответе на жалобу.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Коллективная жалоба – эффективный инструмент защиты гражданами своих прав.
- Оформление коллективной жалобы имеет свои особенности: должны быть перечислены ФИО всех заявителей, их адреса проживания. Все заявители должны поставить подписи под жалобой.
- Жалоба в органы власти будет более действенна, если заявители предварительно письменно обращались к нарушителю.
- Составление коллективной жалобы и подачу документов, а также сбор подписей можно поручить юристу.
Доброго времени суток. Ситуация такая: в данное время в арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве. Мне и другим участникам дела предъявлены иски о признании недействительности сделки по перечислению денежных средств, назначение платежа подотчет. Я предоставил отрывную расписку о принятии авансового отчета. Суд признает сделку недействительной мотивируя несоблюдения хронологии номеров расписок, совпадение номеров с другими участниками дела( номера ставил бухгалтер) , а также невозможность определить к какой организации относится данная расписка. Подскажите куда можно подать жалобу и на кого? В данный момент работаю в такой же должности. как обезопасить себя на будущее?
Доброе утро, Алексей.
Учитывая, что у вас совпадение номеров с другими участниками и из представленных документов невозможно сделать вывод кому же перечислялись средства, суд признал данные документы ненадлежащим доказательством. Кому вы будете жаловаться о том, что доказательство оформлено ненадлежащим образом? Суд в данной ситуации вынес правомерное решение.
Однако во избежание подобной ситуации в будущем и фиксации факта сейчас, что вашей вины в сложившейся ситуации нет, направьте на имя руководителя докладную записку и опишите всю ситуацию, что номера проставляли не вы. Наказывать ли бухгалтера или нет, руководитель решит сам, но и вы себя подстрахуете.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
ответ на коллективную жалобу направляется всем заявителям или одному?
Доброе утро, Татьяна.
Ответ на коллективное обращение, как правило, направляется одному из списка заявителей. В большинстве случаев берется заявитель из числа первых подписавших жалобу.
Будут еще вопросы, обращайтесь.