Медицинский центр навязал кредит: что делать и как расторгнуть договор?
«Меня пригласили в медицинский центр на бесплатную диагностику здоровья. В итоге нашли проблемы со спиной, предложили оплатить курс массажа у них. Он дорогостоящий, таких денег у меня не было. Сотрудница клиники сказала, что можно оформить кредит. Я была под впечатлением, поэтому быстро согласилась. В итоге вышла из клиники с сертификатом на 10 сеансов массажа и долгом в 70 000 руб. Опомнилась только дома и поняла, что мне это не нужно. Можно ли расторгнуть кредитный договор?»
С таким вопросом к нам обратилась Валентина. В ее ситуации расторгнуть договор можно, поскольку услуги еще не были оказаны. Наши юристы помогли ей составить заявление о расторжении договора оказания услуг и подсказали, что делать далее с кредитом. В итоге долг перед банком был аннулирован.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье вы узнаете, что делать, если медицинский центр навязал кредит, и как расторгнуть договор в 2025 году. Также я расскажу, когда расторжение невозможно, и придется ли платить проценты банку.
Как медицинские центры навязывают кредиты: популярные схемы
Чаще всего медицинские центры организуют привлекательные акции, чтобы к ним пришло как можно больше потенциальных клиентов. Они предлагают бесплатное обследование и подарки. Деньги за это действительно не берут, но потом говорят, что у человека есть проблемы со здоровьем, которые можно решить с помощью определенных процедур.
Эти процедуры стоят обычно в пределах 50 000-100 000 руб. Если у человека нет таких денег, ему предлагают оформить кредит без справок о доходах. В сделке участвуют три стороны: клиент (заемщик), клиника и банк, который перечисляет деньги на счет медицинского центра.
Сотрудники медицинских центров используют методики НЛП, чтобы убедить клиента подписать договор об оказании услуг в кредит. Наиболее впечатлительные люди на это быстро соглашаются. Чаще всего под влияние попадают женщины 35-55 лет.
Но иногда люди сами обращаются за услугами, и заранее узнают, предоставляет ли клиника рассрочку. Например, если речь идет о дорогостоящих стоматологических услугах. В таком случае человеку ничего не навязывают, он сам знает условия и заранее соглашается на них.
Медицинские центры обычно предоставляют услуги в беспроцентную рассрочку, но могут навязывать и целевые потребительские кредиты под процент.
Можно ли отказаться от кредита
Здесь все зависит от того, были ли оказаны услуги, или нет. Если вы получили все услуги согласно договору, их качество вас устроило, расторгнуть договор не получится.
Разберемся во всем подробнее.
Если услуги не оказаны
В таком случае вам нужно сразу обратиться в клинику с заявлением о расторжении договора об оказании услуг на основании ст. 32 ЗоЗПП, где сказано, что вы можете отказаться от них в любой момент. Заявление должно быть подписано директором или иным уполномоченным лицом. С ним вам нужно обратиться в банк и написать заявление о расторжении кредитного договора. Но обычно клиники самостоятельно перечисляют деньги в банки.
Если банк еще не перечислил деньги медицинскому центру, аннулируется вся сумма кредита. Если перечисление уже было, придется заплатить за период пользования кредитом.
Если услуги оказаны частично
В этом случае вы тоже можете отказаться от услуг на основании ст. 32 ЗоЗПП, оплатив только те, которые вам уже были оказаны. Для закрытия кредитного договора придется погасить долг и проценты за период пользования кредитом. Клиника же должна перевести вам деньги за не оказанные услуги.
Как это работает:
Женщина взяла кредит на установку трех имплантов в стоматологии. Спустя одну процедуру она поняла, что ей это не нужно, и решила отказаться от услуг. Для этого она подала заявление, ей вернули всю стоимость за вычетом первого сеанса. Получив деньги, она погасила задолженность перед банком, добавив немного своих средств, чтобы оплатить период пользования кредитом.
Некачественные услуги
Если услуги оказаны в полном объеме, но некачественно, вы вправе на основании ст. 29 ЗоЗПП потребовать, чтобы медицинский центр исправил все недостатки. Если они существенные, потребуйте возврат денег и уплату процентов банку за весь период пользования кредитом.
Скорее всего, придется заказывать экспертизу, чтобы подтвердить некачественное оказание услуг. Вам понадобится заключение для суда, если клиника откажется урегулировать проблему мирным путем.
Как вернуть деньги за медицинские услуги: пошаговая инструкция
Медицинские центры соглашаются на расторжение договоров об оказании услуг далеко не всегда. Иногда их сотрудники вводят клиентов в заблуждение, говоря, что отказ невозможен, если куплен комплекс процедур. Это неправда – помните про ст. 32 ЗоЗПП.
Также вы можете расторгнуть кредитный договор, если докажете, что он был навязан вам сотрудниками центра, или заключен под влиянием заблуждения. Но сделать это довольно сложно.
Разберемся во всем подробнее.
Шаг 1: составляем претензию на расторжение договора об оказании услуг
Если на ваше заявление о расторжении договора на оказание услуг медицинский центр никак не отреагировал, напишите претензию. Она нужна, чтобы вы в дальнейшем могли взыскать с клиники штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Что нужно указать в претензии:
- Наименование и адрес клиники, Ф.И.О. руководителя.
- Ваши Ф.И.О., номер телефона, паспортные данные.
- Дату заключения договоров (кредитного, на услуги), их номера.
- Были ли предоставлены услуги, если да – то какие.
- Требование о расторжении договора и возврате части стоимости за не предоставленные услуги.
- Опись представленных документов.
- Дату составления и подпись.
Шаг 2: отправляем претензию и ждем ответа
Лучше всего принести претензию лично в медицинский центр, и попросить расписаться во втором экземпляре. Но, если подпись отказываются ставить, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
На рассмотрение претензии клинике дается 10 дней с момента получения. Если за это время вопрос так и не решен, двигайтесь дальше.
Шаг 3: собираем документы для суда
Вам понадобится исковое заявление, паспорт, договор на оказание услуг, кредитный договор, график платежей, а также документы, подтверждающие перечисление ежемесячных платежей по кредиту вами, если они уже были.
Также желательно выяснить, не пострадали ли от агрессивной маркетинговой политики центра другие люди. Чаще всего оказывается, что навязывание кредитов в клинике – распространенное явление. По возможности найдите других пострадавших и обратитесь в суд.
Шаг 4: отправляем документы ответчику
Ответчиками будут выступать и медицинский центр, и банк, если вы хотите расторгнуть кредитный договор и обязать клинику внести оплату по нему. Сделайте копии всех документов, кроме паспорта, и отправьте их заказными письмами с уведомлениями о вручении. Уведомления вам понадобятся для суда.
Шаг 5: обращаемся в суд
Если цена иска не превышает 100 000 руб., обратитесь в мировой суд по адресу клиники или вашего места проживания. При цене свыше 100 000 руб. такие дела рассматривают городские или районные суды.
Разбирательства в среднем длятся 2-3 месяца. Если причиной расторжения договора стало некачественное оказание медицинских услуг, по ходатайству истца или ответчика суд может назначить судебную экспертизу, чтобы определить, насколько обоснованы исковые требования.
Шаг 6: получаем решение
Решение вступит в силу через месяц, но заверенную копию должны выдать в течение пяти дней после принятия. Суд может удовлетворить требования полностью или частично, либо отказать в удовлетворении.
Если вы не согласны с решением, оспорьте его в апелляционном порядке до вступления в законную силу.
Судебная практика
Шахалова Н.П. обратилась в суд с иском к ООО «Тригон-ДВ», ПАО «Восточный экспресс Банк» о расторжении кредитного договора, обязании исполнить обязательства по погашению кредита, взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование требований она указала, что 10.10.2018 между ней и ООО «Тригон-ДВ» был заключен Договор на оказание медицинских услуг по абонементу с привлечением денежных средств ПАО «Восточный экспресс Банк» на основании договора кредитования под 27% годовых сроком до востребования. Услуги по абонементу не были оказаны, в связи с чем указанный договор был расторгнут 14.01.2020 на основании заявления Шахаловой Н.П. Поскольку кредитный договор носил целевой характер и был заключен для финансирования договора на оказание услуг, то при существенном изменении условий имеются основания для расторжения кредитного договора. Заявление Шахаловой Н.П. о расторжении договора кредитования было оставлено Банком без удовлетворения. По состоянию на 11.10.2019 Шахаловой Н.П. погашено по договору кредитования 72 400 руб. Остаток ссудной задолженности по договору кредитования на ноябрь 2019 составляет 63 995,77 руб.
С учетом вышеизложенного просила суд расторгнуть договору кредитования, взыскать с ООО «Тригон-ДВ» убытки по оплате кредита в размере 72 400 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., а также штраф по Закону о защите прав потребителей. Обязать ООО «Тригон-ДВ» перечислить в ПАО КБ «Восточный» на текущий счет Шахаловой Н.П. в счет погашения кредита денежные средства в размере 45 614,82 руб.
Банк исковые требования не признал, аргументировав это тем, что Шахалова Н.П. добровольно подписывала все договоры.
Мнение суда: установлено, что при заключении договора на оказание медицинских услуг истцу не была предоставлена достоверная информация о них, и Шахалова Н.П. имеет право от них отказаться. Ответчик «Тригон-ДВ» не представил доказательства, подтверждающие, что услуги были оказаны, и медицинский центр понес расходы на их оказание.
Решение: исковые требования удовлетворить частично. Расторгнуть договор кредитования, обязать ООО «Тригон-ДВ» перечислить ПАО «Восточный» в погашение обязательств по кредитному договору денежные средства в размере 45 614,82 руб. Взыскать в пользу Шахаловой Н.П. с ООО «Тригон-ДВ» компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., в счет возмещения убытков – 72 400 руб., штраф за неисполнение обязательств в добровольном порядке – 37 700 руб. Также с ответчиков была взыскана госпошлины в доход бюджета (Решение № 2-980/2020 2-980/2020~М-91/2020 М-91/2020 от 21 февраля 2020 г. по делу № 2-980/2020).
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение
- Если медицинский центр навязал кредит, расторгнуть договор не так просто. Все зависит от того, были ли предоставлены услуги, или нет.
- Сначала лучше попытаться расторгнуть договор мирным путем, подав заявление в клинику.
- Если клиника отказывается расторгать договор, обратитесь в суд.
Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими юристами. Они дадут развернутый ответ и расскажут, как решить вашу проблему.