В ловушке мошенников: как вернуть автомобиль в автосалон и защитить свои права при обмане
«Хотел купить новую машину в автосалоне. Выбрал интересующую меня модель, но мне сказали подождать пару недель, пока ее доставят от изготовителя в нужном мне цвете. Мы заключили договор купли-продажи, я внес аванс в размере 500 000 руб. и стал ждать. Прошло вот уже два месяца, машины до сих пор нет. Что мне делать?»
С таким вопросом к нам обратился Дмитрий. Наши юристы изучили договор и помогли ему составить претензию, поскольку было основание – нарушение срока передачи товара покупателю. Автосалон не отреагировал на претензию, и тогда Дмитрию пришлось обращаться в суд. В общей сложности с продавца взыскали порядка 3 млн. вместе со стоимостью автомобиля, неустойкой, компенсацией морального вреда и штрафом в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований. Но так бывает не всегда.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, какие мошеннические схемы обмана покупателей используют автосалоны в 2024 году. Также вы узнаете, как защитить себя от недобросовестных дилеров, и что делать, если вам продали некачественный автомобиль или навязали много дополнительных услуг.
Какие мошеннические схемы используют автосалоны: общий обзор
Чаще всего автосалоны привлекают клиентов низкими ценами на машины, заявляя в рекламе, что распродают старые остатки практически по себестоимости. В итоге человек, которого такая реклама впечатлила, приходит в салон, там ему говорят, что автомобиля по низкой цене нет, но есть другая машина на 300 000 дороже, которую он может купить. Дополнительно могут навязать еще много ненужных услуг. Это не мошенничество.
Есть и другие распространенные схемы обмана:
- Продажа битых автомобилей. Клиента уверяют, что машина ни разу не была в ДТП, но после покупки он выясняет, что крашеные детали все же есть.
- Обман продавцов. Обычно этим промышляют мелкие автосалоны. Они выкупают автомобили с пробегом, обещая перевести деньги через день после заключения договора. В итоге у покупателя нет ни денег, ни машины. Это больше похоже на мошенничество.
- Навязывание товаров и услуг. Клиент готов отдать за автомобиль 1 млн., не больше. Менеджер сообщает, что таких машин в базовой комплектации нет, предлагает подождать несколько месяцев. Но, если покупатель хочет забрать машину сегодня, ему нужно купить коврики и сигнализацию, и установить ее только у официального дилера, иначе машину снимут с гарантии.
- Навязывание невыгодных кредитов. Автосалоны сотрудничают с конкретными банками. По закону покупатель может сам выбрать банк, в котором возьмет автокредит. Но менеджеры часто говорят, что покупка автомобиля возможна только при кредитовании в конкретном банке.
- Не выдают ПТС после полной оплаты машины. Такое бывает, если дилер еще не выкупил автомобиль у изготовителя. Ждать придется несколько недель или даже месяцев.
Выше перечислены не только мошеннические схемы, но и примеры недобросовестного отношения дилеров к покупателям. Под мошенничеством подразумевается хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана, и это наказывается по ст. 159 УК РФ.
Примеры реальных случаев мошенничества
По данным Российской Газеты, еще с 2020 года в некоторых городах России действуют мошенники, которые завлекают покупателей низкими ценами на автомобили, приятными бонусами и акциями. Зачастую цены оказываются в разы ниже рекомендованных производителями.
Как они «работают»:
- Покупатель вносит предоплату в размере 20 000-30 000 руб., ему обещают доставить машину в течение нескольких дней, аргументируя это тем, что она еще у производителя.
- Следующим этапом выясняется, что доставка автомобиля задерживается, а отказаться от покупки человек не может. По условиям договора, внеся 20 000 руб., он взял на себя обязательство приобрести машину, и, если откажется, ему не только не вернут аванс, но и начислят штрафы.
- Клиенту предлагают купить автомобиль в наличии, который не придется ждать. Обычно он в три раза дороже суммы, на которую тот рассчитывал. Загнанный в угол покупатель соглашается, и дополнительно ему навязывают невыгодный кредит, ненужные товары и услуги, без которых якобы нельзя обойтись (спойлер – можно).
Есть и другой реальный случай, произошедший в Екатеринбурге. Там женщина хотела купить «Ладу Гранту» в одном из известнейших салонов. Своих денег ей не хватило, пришлось часть оплачивать кредитом. Дополнительно ей навязали страховку на невыгодных условиях за 59 000 руб., ее стоимость была включена в кредит.
Покупательница быстро погасила автокредит и обратилась в автосалон с требованием о возврате части стоимости страховки, поскольку эта услуга по опционному договору ей больше не нужна. Там ей отказали, и она пожаловалась в Роспотребнадзор. Дилера привлекли к административной ответственности за включение в договор условий, которые ущемляют законные права и интересы покупателя.
Третий пример с опционным договором – включение в него условий о том, что, если покупатель не выплачивает автокредит, его машину выкупает сторонняя организация и погашает задолженность. Покупатель не согласился с этим и потребовал расторжение договора, но ему отказали. Зато суд исковые требования удовлетворил в полном объеме, и деньги ему быстро вернули.
Юридические аспекты возврата автомобиля в автосалон
Здесь все зависит от ситуации. Если вы внесли задаток по ДКП, но так и не получили свой автомобиль в установленный срок, можете потребовать возврат всей суммы в двойном размере (ст. 381 ГК РФ). Но при условии, что срок передачи машины действительно нарушен. Если же вместо задатка в договоре фигурирует аванс или предоплата, она возвращается в однократном размере (ст. 487 ГК РФ). Дополнительно вместе с предоплатой можно потребовать проценты в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
В остальных случаях применяются положения ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- С момента покупки прошло не более 15 дней. Можно расторгнуть ДКП или потребовать замену автомобиля, если у переданной вам машины обнаружены недостатки: высокий износ двигателя, неисправность ЭБУ, и пр.
- С момента покупки прошло более 15 дней. Потребовать возврат денег или замену машины можно, если обнаружен существенный недостаток, дилер нарушил срок проведения гарантийного ремонта (45 дней), или автомобилем нельзя пользоваться более 30 дней в течение календарного года, потому что он постоянно ломается.
Под существенным подразумевается недостаток, который нельзя исправить без несоразмерных вложений. Например, если машина стоит 500 000 руб., и на ремонт потребуется примерно столько же. Также существенным считается недостаток, который возникает систематически, из-за чего автомобиль нельзя использовать по назначению.
Подготовка к процедуре возврата без суда
В первую очередь убедитесь, что у вас есть основания для возврата. Если вам продали некачественный автомобиль или навязали дополнительные услуги, это не мошенничество, и проблему можно попытаться решить через автодилера. Если же речь идет о преступлении по ст. 159 УК РФ, когда у вас выманили деньги, но автомобиль так и не передали, обратитесь в полицию с ДКП и чеком, подтверждающим перечисление денег продавцу.
Если признаков мошенничества нет, подготовьте документы:
- Претензию. Ее требования зависят от ситуации: заменить автомобиль на другой, вернуть уплаченную стоимость, выплатить неустойку за нарушение срока передачи машины, и т.д.
- Договор купли-продажи. Сделайте копию, оригинал оставьте у себя.
- Акт приема-передачи автомобиля. Также понадобится копия, оригинал остается у вас.
- Кредитный договор, если автомобиль приобретался за заемные средства. В дополнение к нему возьмите справку об остатке задолженности и уплаченной сумме.
Если же вам продали автомобиль со скрученным пробегом или скрыли другие недостатки, понадобится заключение эксперта. Перед тем, как к нему обращаться, оповестите автосалон о своем намерении провести экспертизу. Его представитель вправе присутствовать на ней.
Шаги для возврата автомобиля
Что нужно сделать, если хотите вернуть машину в автосалон без суда:
- Составьте и отправьте претензию вместе с остальными документами.
- Подождите, когда вам ответят. На это у салона есть 10 дней с момента получения претензии, но лучше подождать 20-30 дней.
- Обратитесь в суд, если вам отказали или не ответили на претензию.
По закону соблюдать досудебный порядок урегулирования необязательно, но, если вы отправите претензию, у вас будет шанс взыскать в суде с ответчика штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Если автосалон отказался возвращать деньги за автомобиль
В таком случае двигайтесь дальше. Составьте исковое заявление в трех экземплярах, один из них отправьте ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. После этого обратитесь в районный или городской суд по адресу заключения ДКП или своему месту жительства – на ваш выбор.
Как все выглядит пошагово:
- Отправка документов ответчику.
- Обращение в суд.
- Получение определения и извещения о дате и времени заседания.
- Предварительное заседание.
- Судебные разбирательства.
Во время разбирательств суд будет изучать представленные доказательства, при необходимости можно привлечь свидетелей для дачи показаний. Решение принимается судьей единолично. Обычно на рассмотрение дела уходит 2-3 месяца.
Варианты развития событий
Здесь все зависит от конкретной ситуации, и от того, какие доказательства и доводы представили обе стороны. Суд может удовлетворить исковые требования полностью или частично, либо отказать в удовлетворении.
Если требования удовлетворили, дождитесь, когда решение вступит в силу, и обратитесь в суд за исполнительным листом. По требованиям о взыскании денежных средств исполнительный лист можно сразу предъявить в банк, в которой у автосалона открыт расчетный счет.
Если стали жертвой мошенников
Привлечь автосалон за мошенничество могут, если с вас уже взяли деньги, но вы так и не получили машину, при этом установлено, что у салона изначально было намерение обмануть вас. Ответственность будут нести руководители и сотрудники, участвовавшие в обмане.
При подозрении в мошенничестве обратитесь в полицию и напишите заявление, приложив к нему копии документов, подтверждающих заключение договора и внесение оплаты. Если будет установлен состав преступления и найдены виновные, дело передадут в прокуратуру, а затем – в суд. При наличии ущерба вы можете взыскать его в том же суде.
Советы юриста
Самое главное – не надейтесь, что проблему можно будет решить легко. Во время судебных разбирательств могут открыться обстоятельства, которые вы вообще не предвидели, потому что невнимательно прочитали условия договора и подписали его, или неправильно истолковали содержание. Лучше довериться опытному юристу, который точно знает, что нужно для решения проблемы.
Также обратите внимание на следующие моменты:
- Залог на автомобиль. Проверить на наличие обременений можно через базу ГИБДД или в Реестре залогов движимого имущества. Если обременение наложено уже после заключения ДКП с вами, есть шансы его снять. Если на момент подписания ДКП оно уже было, суд не сочтет вас добросовестным приобретателем, поскольку вы должны были проверить машину перед покупкой по всем базам, и имели такую возможность.
- Договор купли-продажи. В нем должен быть четко обозначен срок передачи автомобиля вам. Если его нет, вы внесли задаток, но машину не можете получить уже месяц, вряд ли удастся добиться расторжения даже через суд.
- Законодательство. Если вы покупаете машину у частного лица, а не в автосалоне, на сделку действие ЗоЗПП не распространяется.
Всегда внимательно читайте все документы, которые вы подписывайте. Если потом что-то пойдет не так, вам будет трудно доказать, что вы не знали о состоянии автомобиля или особенностях сделки.
Как защитить себя от мошенников при покупке автомобиля
Чтобы не нарваться на мошенников, достаточно соблюдать несколько правил. Первое – никому не доверять и обращаться только в хорошо зарекомендовавшие себя автосалоны. Но и это не означает, что вас там не обманут: всегда внимательно читайте все документы перед тем, как ставить подпись. Вы можете попросить шаблон договора домой, чтобы ознакомиться с ним в более спокойной обстановке.
Есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Слишком низкая цена. Она должна насторожить. Если автосалон продает машины в разы дешевле, чем официальный дилер, это может означать, что, либо вы автомобиль вообще не получите, либо вам его продадут по более высокой цене.
- Отзывы про автосалон. Слишком большое количество положительных отзывов не означает, что салон действительно работает по-честному. Такие отзывы можно заказать за три копейки. Но и отрицательные отклики не всегда правдивы, их обычно заказывают конкуренты. Лучше спросить мнение знакомых, которые уже покупали там машины.
- Наличие обременений. Это нужно проверить еще до заключения ДКП, особенно если покупаете автомобиль с пробегом. Для проверки лучше использовать официальную базу ГИБДД и Реестр залогов движимого имущества.
- Условия договора автокредитования. Они зачастую отличаются от того, что рассказывают менеджеры, задача которых – убедить купить машину в кредит. Недобросовестные автосалоны сотрудничают с кредитными специалистами разных банков, которые предлагают заманчивые условия по автокредитам: без КАСКО, первого взноса, и т.д. Но потом может оказаться так, что предложенная процентная ставка – не годовая, а за каждый месяц, а платеж делится на две части: один – в банк, другой – на счет автосалона. Клиент в итоге остается без крупной суммы денег.
- Трейд-ин. Многие автосалоны дают скидки по такой программе. Например, покупатель может сдать старый автомобиль, а взамен получить скидку в 150 000 руб. на покупку нового. Нередко никакой скидки нет, и в стоимость новой машины включается воображаемая «скидка». Но у клиента выхода нет, т.к. после подписания договора по трейд-ину ему придется выполнять его условия.
Всегда адекватно оценивайте условия купли-продажи в конкретном автосалоне. Ни один из них не будет работать себе в убыток, и, если вам обещают большую скидку, значит, компания все равно заработает на продаже дополнительного оборудования или не продаст машину по цене, заявленной изначально, объяснив это тем, что в наличии подходящего автомобиля нет и нужно ждать несколько месяцев.
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение
- Мошенничество в автосалонах – не редкость. При покупке автомобиля нужно внимательно читать все документы и не подписывать их, если вы с чем-то не согласны.
- Обман встречается и при продаже автомобилей через автосалоны.
- Если автосалон вас обманул и продал некачественный автомобиль или взял задаток, но не предоставил машину в оговоренный срок, можете потребовать возврат денег.
- В некоторых случаях споры с автосалонами решаются только через суд.
- Перед обращением в суд стоит отправить претензию в автосалон: возможно, он согласится выполнить ваши условия, и вам не придется тратить время на судебные разбирательства.
Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с юристами. Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно.