8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

ДТП при повороте налево: кто виноват и что делать?

«Попал в ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке. Перед поворотом я остановился, включил поворотник и убедился, что на встречке никого нет. Начал поворачивать, столкнулся с другим автомобилем, который ехал по встречной полосе в правом ряду, предназначенном только для поворота направо, но он проехал прямо. В ГИБДД сочли виновным меня, но я с этим не согласен. Я не ожидал, что встречный автомобиль вместо поворота направо поедет прямо. Что мне делать?».

С таким вопросом к нам обратился Михаил из Москвы. Наши юристы изучили материалы дела и записи с видеорегистратора, и помогли оспорить его вину через суд. Суд пришел к выводу, что встречный автомобиль ехал в ряду, предназначенном для поворота направо, должен был повернуть вместо того, чтобы ехать прямо, следовательно, Михаил при повороте налево не должен был предоставлять ему преимущество в движении. Преимущество предоставляется только встречным автомобилям, едущим прямо.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Правила поворота налево

Сначала разберемся в правилах поворота налево, они регламентируются п. 8.5, 8.6, 8.9 ПДД.

Так, при повороте налево водитель должен:

  1. Занять крайнее левое положение, за исключением случаев, когда поворот налево разрешается знаками и/или разметкой со среднего или правого ряда. Также повернуть налево с правой полосы можно, если поворот с левой невозможен в силу больших габаритов автомобиля.
  2. Предоставить преимущество трамваю, движущемуся во встречном или попутном направлении, если поворот осуществляется вблизи трамвайных путей.
  3. Повернуть налево таким образом, чтобы не оказаться на стороне встречного движения.
  4. Предоставить преимущество автомобилю, с которым пересекаются пути движения, если он приближается справа.
  5. Заблаговременно оповестить всех участников движения о своем маневре, т.е. включить поворотник.
  6. Не создавать помехи для других участников и провоцировать риски ДТП.

Включенный поворотник не дает каких-либо преимуществ в движении. Лучше заблаговременно перед поворотом налево включить поворотник, снизить скорость, пропустить встречку, и только потом заканчивать маневр.

Кто виноват при повороте налево?

Виновного в ДТП при повороте налево определяют сотрудники ГИБДД, но они далеко не всегда оказываются правы. В таком случае людям приходится оспаривать свою вину через суд.

Разберем несколько самых распространенных вариантов ДТП, которые возникают при повороте налево.

Поворот налево и обгон

В ДТП при повороте налево и обгоне чаще всего виноват тот, кто обгоняет.

На это есть несколько объяснений:

  1. Перед началом движения водитель, собирающийся обогнать, должен убедиться, что встречная полоса свободна, и он никому не создаст препятствий (п. 11.1 ПДД).
  2. Обгон запрещается, если автомобиль, движущийся по той же полосе, подал сигнал о повороте налево (п. 11.2 ПДД).
  3. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, расположенных на второстепенной дороге. Если обгон уже начат, его необходимо завершить до перекрестка.

При этом у водителя, решившего повернуть налево из крайней левой полосы, по ПДД нет обязанности посмотреть в левое зеркало и убедиться, что там никого нет. Он должен пропустить только автомобили, движущиеся по встречке.

На будущее лучше все равно смотреть по зеркалам, даже если по логике и ПДД в левом зеркале никого не должно быть. Так вы можете избежать ДТП и сохранить жизнь.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Поворот налево с правого ряда

По ПДД поворачивать налево с правого ряда запрещено. Если один автомобиль в момент ДТП находился в левом ряду, а второй – в правом, – виновным признают последнего. Исключение – наличие знаков, разрешающих поворот одновременно с левой и средней полосы. В таком случае виновным признают того, кто не рассчитал траекторию движения и врезался в другой автомобиль, если речь идет об одновременном повороте налево.

Поворот налево и столкновение со встречным автомобилем

Если автомобиль поворачивал налево и столкнулся с другой машиной, ехавшей во встречном направлении, водителя первого автомобиля признают виновным в нарушении п. 13.4 ПДД. Там указано, что при повороте налево нужно уступить дорогу всем, кто едет во встречном направлении.

Исключение – ситуации, когда автомобиль на встречке по ПДД не пользуется преимуществом.

Вот пример из судебной практики:

Женщина поворачивала налево на своем автомобиле, на перекрестке столкнулась с другой машиной. В ходе разбирательств выяснилось, что водитель второго автомобиля ехал прямо по полосе, предназначенной только для поворота направо. Тем не менее, ГИБДД признали виновной женщину, она решила это оспорить.

Женщина обратилась с заявлением в районный суд и просила признать постановление ГИБДД незаконным. Она сообщила, что второй водитель ехал по полосе, предназначенной для поворота направо, и должен был повернуть направо, и причиной ДТП стало нарушение ПДД им, поскольку по правилам он не пользовался преимуществом. Однако в суде в удовлетворении требований отказали, пояснив, что по ПДД она должна была предоставить преимущество всем, кто ехал во встречном направлении, а не следить за тем, как другие участники движения соблюдают ПДД.

После отказа женщина обратилась с апелляционной жалобой в областной суд, но там заняли позицию районного суда. Дело дошло до Верховного суда, который пришел к следующим выводам:

  1. Сотрудники ГИБДД и нижестоящие суды неправы.
  2. Неправоту второго водителя подтверждает то, что ГИБДД его оштрафовали за движение прямо по полосе, предназначенной для поворота направо.
  3. В действиях женщины нет состава административного правонарушения.
  4. Второй водитель должен был повернуть направо или перестроиться в левую полосу, если хотел ехать прямо. Проезд прямо по полосе для поворота направо – это нарушение. Если бы его не было, ДТП бы не произошло.

В итоге женщину признали невиновной, решения нижестоящих судов отменены, производство по делу прекращено (Постановление ВС РФ №84-АД19-2 от 07.06.2019).

Поворот налево на желтый сигнал светофора

Здесь возможны несколько вариантов развития событий:

  1. Один автомобиль поворачивает налево на желтый сигнал, второй едет прямо на встречной полосе, происходит столкновение. Виноват тот, кто поворачивает налево.
  2. Автомобиль выехал для поворота налево в момент, когда загорелся желтый, но не успел совершить маневр, в итоге в него въехала другая машина с правой или левой стороны. Здесь возможна как обоюдная вина, так и вина того, кто въехал в поворачивающего, поскольку он должен был дать ему завершить маневр. Все зависит от того, какой именно сигнал светофора горел в момент ДТП.

Поворот налево на нерегулируемом перекрестке

Если перекресток нерегулируемый, но есть знаки, нужно руководствоваться ими. Если знаков нет, при движении нужно уступать дорогу всем транспортным средствам, находящимся справа, в том числе и при повороте налево.

Пример:

Мицубиси едет по главной дороге, которая поворачивает налево. При повороте произошло столкновение с Ниссаном, ехавшим во встречном направлении. Виноват водитель Ниссана, поскольку он должен был уступить дорогу Мицубиси, находящемуся на главной дороге.

Исключение – поворот налево на главной дороге через сплошную. Это практически такая же ситуация, как описано выше: раз есть сплошная линия разметки, значит, автомобиль не может через нее поворачивать и не пользуется преимуществом. Он должен ехать только прямо.

Поворот налево при заторе

Если на встречной полосе в левом ряду затор, и сложно увидеть, нет ли автомобилей в правом ряду, лучше постоять и подождать, убедившись, что маневр точно будет безопасен. Если при повороте налево при заторе водитель попал в ДТП, не пропустив машину на встречке, виновным признают его.

Поворот налево в одну полосу

Здесь все зависит от знаков вдоль дороги, с которой производится поворот, а также от количества полос там, куда водитель планирует повернуть. Такие ДТП чаще всего происходят на Т-образных перекрестках. Если после поворота остается всего одна полоса, поворачивать разрешается только с крайней левой полосы. Соответственно, виновен будет тот, кто повернул с правой.

Ответы на частые вопросы

Поворачивал налево при выезде со двора, обзор загораживали другие машины. В итоге столкнулся с автомобилем, который ехал по главной дороге. Виновным признали меня. Можно ли это как-то оспорить, с учетом того, что для меня при повороте был ограничен обзор другими машинами?
Ехал по частному сектору прямо. Подросток на велосипеде резко повернул налево прямо перед капотом моей машины. Сам не пострадал. Вызвали ГИБДД, они сделали виновным меня, якобы я должен был увидеть, что на велосипеде ребенок, и пропустить его. Так ли это?
При повороте налево столкнулся с мотоциклом, который внезапно вырулил из-за встречного автомобиля и летел на большой скорости. Перекресток регулируемый. Кто виноват? В ГИБДД говорят, что я, но я с этим не согласен. Мотоциклист немного пострадал.
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ