ДТП при повороте налево: кто виноват и что делать?
«Попал в ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке. Перед поворотом я остановился, включил поворотник и убедился, что на встречке никого нет. Начал поворачивать, столкнулся с другим автомобилем, который ехал по встречной полосе в правом ряду, предназначенном только для поворота направо, но он проехал прямо. В ГИБДД сочли виновным меня, но я с этим не согласен. Я не ожидал, что встречный автомобиль вместо поворота направо поедет прямо. Что мне делать?».
С таким вопросом к нам обратился Михаил из Москвы. Наши юристы изучили материалы дела и записи с видеорегистратора, и помогли оспорить его вину через суд. Суд пришел к выводу, что встречный автомобиль ехал в ряду, предназначенном для поворота направо, должен был повернуть вместо того, чтобы ехать прямо, следовательно, Михаил при повороте налево не должен был предоставлять ему преимущество в движении. Преимущество предоставляется только встречным автомобилям, едущим прямо.
Правила поворота налево
Сначала разберемся в правилах поворота налево, они регламентируются п. 8.5, 8.6, 8.9 ПДД.
Так, при повороте налево водитель должен:
- Занять крайнее левое положение, за исключением случаев, когда поворот налево разрешается знаками и/или разметкой со среднего или правого ряда. Также повернуть налево с правой полосы можно, если поворот с левой невозможен в силу больших габаритов автомобиля.
- Предоставить преимущество трамваю, движущемуся во встречном или попутном направлении, если поворот осуществляется вблизи трамвайных путей.
- Повернуть налево таким образом, чтобы не оказаться на стороне встречного движения.
- Предоставить преимущество автомобилю, с которым пересекаются пути движения, если он приближается справа.
- Заблаговременно оповестить всех участников движения о своем маневре, т.е. включить поворотник.
- Не создавать помехи для других участников и провоцировать риски ДТП.
Включенный поворотник не дает каких-либо преимуществ в движении. Лучше заблаговременно перед поворотом налево включить поворотник, снизить скорость, пропустить встречку, и только потом заканчивать маневр.
Кто виноват при повороте налево?
Виновного в ДТП при повороте налево определяют сотрудники ГИБДД, но они далеко не всегда оказываются правы. В таком случае людям приходится оспаривать свою вину через суд.
Разберем несколько самых распространенных вариантов ДТП, которые возникают при повороте налево.
Поворот налево и обгон
В ДТП при повороте налево и обгоне чаще всего виноват тот, кто обгоняет.
На это есть несколько объяснений:
- Перед началом движения водитель, собирающийся обогнать, должен убедиться, что встречная полоса свободна, и он никому не создаст препятствий (п. 11.1 ПДД).
- Обгон запрещается, если автомобиль, движущийся по той же полосе, подал сигнал о повороте налево (п. 11.2 ПДД).
- Обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, расположенных на второстепенной дороге. Если обгон уже начат, его необходимо завершить до перекрестка.
При этом у водителя, решившего повернуть налево из крайней левой полосы, по ПДД нет обязанности посмотреть в левое зеркало и убедиться, что там никого нет. Он должен пропустить только автомобили, движущиеся по встречке.
На будущее лучше все равно смотреть по зеркалам, даже если по логике и ПДД в левом зеркале никого не должно быть. Так вы можете избежать ДТП и сохранить жизнь.
Поворот налево с правого ряда
По ПДД поворачивать налево с правого ряда запрещено. Если один автомобиль в момент ДТП находился в левом ряду, а второй – в правом, – виновным признают последнего. Исключение – наличие знаков, разрешающих поворот одновременно с левой и средней полосы. В таком случае виновным признают того, кто не рассчитал траекторию движения и врезался в другой автомобиль, если речь идет об одновременном повороте налево.
Поворот налево и столкновение со встречным автомобилем
Если автомобиль поворачивал налево и столкнулся с другой машиной, ехавшей во встречном направлении, водителя первого автомобиля признают виновным в нарушении п. 13.4 ПДД. Там указано, что при повороте налево нужно уступить дорогу всем, кто едет во встречном направлении.
Исключение – ситуации, когда автомобиль на встречке по ПДД не пользуется преимуществом.
Вот пример из судебной практики:
Женщина поворачивала налево на своем автомобиле, на перекрестке столкнулась с другой машиной. В ходе разбирательств выяснилось, что водитель второго автомобиля ехал прямо по полосе, предназначенной только для поворота направо. Тем не менее, ГИБДД признали виновной женщину, она решила это оспорить.
Женщина обратилась с заявлением в районный суд и просила признать постановление ГИБДД незаконным. Она сообщила, что второй водитель ехал по полосе, предназначенной для поворота направо, и должен был повернуть направо, и причиной ДТП стало нарушение ПДД им, поскольку по правилам он не пользовался преимуществом. Однако в суде в удовлетворении требований отказали, пояснив, что по ПДД она должна была предоставить преимущество всем, кто ехал во встречном направлении, а не следить за тем, как другие участники движения соблюдают ПДД.
После отказа женщина обратилась с апелляционной жалобой в областной суд, но там заняли позицию районного суда. Дело дошло до Верховного суда, который пришел к следующим выводам:
- Сотрудники ГИБДД и нижестоящие суды неправы.
- Неправоту второго водителя подтверждает то, что ГИБДД его оштрафовали за движение прямо по полосе, предназначенной для поворота направо.
- В действиях женщины нет состава административного правонарушения.
- Второй водитель должен был повернуть направо или перестроиться в левую полосу, если хотел ехать прямо. Проезд прямо по полосе для поворота направо – это нарушение. Если бы его не было, ДТП бы не произошло.
В итоге женщину признали невиновной, решения нижестоящих судов отменены, производство по делу прекращено (Постановление ВС РФ №84-АД19-2 от 07.06.2019).
Поворот налево на желтый сигнал светофора
Здесь возможны несколько вариантов развития событий:
- Один автомобиль поворачивает налево на желтый сигнал, второй едет прямо на встречной полосе, происходит столкновение. Виноват тот, кто поворачивает налево.
- Автомобиль выехал для поворота налево в момент, когда загорелся желтый, но не успел совершить маневр, в итоге в него въехала другая машина с правой или левой стороны. Здесь возможна как обоюдная вина, так и вина того, кто въехал в поворачивающего, поскольку он должен был дать ему завершить маневр. Все зависит от того, какой именно сигнал светофора горел в момент ДТП.
Поворот налево на нерегулируемом перекрестке
Если перекресток нерегулируемый, но есть знаки, нужно руководствоваться ими. Если знаков нет, при движении нужно уступать дорогу всем транспортным средствам, находящимся справа, в том числе и при повороте налево.
Пример:
Мицубиси едет по главной дороге, которая поворачивает налево. При повороте произошло столкновение с Ниссаном, ехавшим во встречном направлении. Виноват водитель Ниссана, поскольку он должен был уступить дорогу Мицубиси, находящемуся на главной дороге.
Исключение – поворот налево на главной дороге через сплошную. Это практически такая же ситуация, как описано выше: раз есть сплошная линия разметки, значит, автомобиль не может через нее поворачивать и не пользуется преимуществом. Он должен ехать только прямо.
Поворот налево при заторе
Если на встречной полосе в левом ряду затор, и сложно увидеть, нет ли автомобилей в правом ряду, лучше постоять и подождать, убедившись, что маневр точно будет безопасен. Если при повороте налево при заторе водитель попал в ДТП, не пропустив машину на встречке, виновным признают его.
Поворот налево в одну полосу
Здесь все зависит от знаков вдоль дороги, с которой производится поворот, а также от количества полос там, куда водитель планирует повернуть. Такие ДТП чаще всего происходят на Т-образных перекрестках. Если после поворота остается всего одна полоса, поворачивать разрешается только с крайней левой полосы. Соответственно, виновен будет тот, кто повернул с правой.