8 (800) 333-05-49

Бесплатная консультация юриста по РФ

8 (800) 333-05-49

Бесплатный звонок по России

Когда можно вернуть одежду, сшитую на заказ? — позиция Верховного суда

Когда можно вернуть одежду, сшитую на заказ? — позиция Верховного суда

Истец заказал у швейной фабрики изготовить сорочку, но был разочарован результатом. Изделие оказалось другого размера, имело складки. Заказчик решил расторгнуть договор и запросил компенсацию.

Обстоятельства спора

В соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителя возврат товара надлежащего качества, но не подошедшего по размеру, фасону, цвету, комплектации и габаритам, запрещен, если вещь изготовлена на заказ. В спорной ситуации проблема истца именно в том, что фасон и размер готовой модели не соответствовали заказу.

Поэтому суд первой инстанции назначил экспертизу. Эксперт подтвердил, что изделие является качественным и соответствует ГОСТ. Единственным недочетом у рубашки являлась узкая пройма. Но это незначительный дефект, который можно исправить. Кроме того, специалисты установили, что спорное изделие соответствует меркам, которые были сняты с заказчика. То есть расторжение договора в одностороннем порядке невозможно. В удовлетворении требований судом было отказано.

Суд апелляционной инстанции принял обратное решение. Он взыскал с фабрики стоимость вещи, компенсацию и неустойку. В качестве оснований суд указал, что фабрика не предоставила доказательства предоставления изделия надлежащего качества. А по поводу недочетов, не предложила исправить без затрат со стороны заказчика.

Решение Верховного суда

Верховный суд не согласился с решением апелляционной инстанции, так как не были исследованы все обстоятельства дела. Поэтому решение было отменено, а дело возвращено суду апелляционной инстанции на повторное рассмотрение.

Чем руководствовался Верховный суд.

Стороны заключили договор подряда, по которому одна сторона заказывает исполнение работы, а вторая должна ее выполнить и получить оплату. Дефекты, допущенные при выполнении работ, дают заказчику возможность требовать их устранения или просить уменьшения оплаты на сумму, необходимую для их устранения.

Если же нарушения являются существенными, то в соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителя заказчик может отказаться от результата работ.

Однако по результатам экспертизы, узкая пройма является незначительным дефектом, так как устранение не требует затрат, которые превышают стоимость вещи. Это было установлено судом первой инстанции. А апелляционная инстанция данное решение не опровергло.

Кроме того, суд не выяснил, действительно ли ответчик предлагал устранить недочеты без доплаты со стороны истца.

Из чего можно сделать вывод, что в ряде случаев вернуть вещь, изготовленную индивидуально, можно. Но для этого необходимо доказать, что объект имеет существенные дефекты. То есть их устранение обойдется дороже, чем стоимость спорной вещи, или вовсе невозможно.

Снежана Погонцева 21 апреля 2020 в 19:18

Подпишитесь, чтобы не пропустить важные события!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных