Водителям запретят устанавливать на автомобили б/у запчасти
Ремонт автомобиля за счет запчастей, купленных на вторичном рынке, является на сегодняшний день распространенным явлением. Продажа контрактных запчастей и деталей с разборов превратилась в доходный бизнес, однако это позволяет автовладельцам отремонтировать свою машину существенно сэкономив средства.
Планируемые поправки в технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств запретят использовать для ремонта авто бывшие в употреблении детали.
Так, недопустимо будет использовать повторно:
- компоненты рулевой системы и тормозов;
- подушки и ремни безопасности;
- сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности;
- катализаторы и сажевые фильтры;
- противоугонные системы;
- глушители.
Вводимые запреты сделают практически невозможным использование старых машин. Безусловно целью таких поправок является предотвращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых оставляет желать лучшего. Однако цена на старые автомобили довольно привлекательна для потребителей, что делает рынок их продажи весьма востребованным.
Вопрос запрета использования старых машин уже давно активно обсуждается во властных структурах. Вносимые в этих целях в Госдуму предложения содержат различные способы постепенного избавления от устаревших транспортных средства, например:
- варианты дополнительного страхования возрастных авто;
- значительное удорожание стоимости страховки;
- увеличение налоговой ставки для владельцев старых машин.
Пока обсуждение затронуло только коммерческий транспорт, пассажирские автобусы и маршрутные такси, но процесс избавления от старого транспорта рано или поздно коснется и владельцев частных авто.
Как показывает статистика средний возраст машины в России составляет около 17 лет, примерно в половину меньше возраст авто в крупных городах, но в сельской местности люди используют машины, выпущенные 30 и более лет назад.
Пока не определено каким образом будет осуществляться контроль за установкой автозапчастей и какой будет предусмотрен штраф за нарушение запрета. Как отмечают специалисты понять какая деталь была поставлена в автомобиль без технической экспертизы практически невозможно.
Однако бизнесмены, деятельность которых связана с продажей запчастей, единогласны во мнении, что вносимые изменения поставят под угрозу такой бизнес. Несмотря на высокий оборот продаж, составляющий более 1,4 трлн. руб. малый и средний бизнес в данной сфере может не выдержать таких изменений. Но учитывая, что нововведения коснулись запрета на использование лишь некоторых деталей, то есть надежда, что предприниматели все же останутся на плаву.
Автозапчасти, снятые с автомобилей, побывавших в аварии, зачастую имеют идеально состояние, отмечает директор автосервиса по ремонту немецких автомобилей Рустам Нигматулин.
«Мы часто покупаем разбитые в авариях автомобили, – говорит он. – и это в целом нормальная практика для России – купить машину после аварии и распродать ее по запчастям. Есть определенные критерии ремонтопригодности, и если запчасти продают официально, в белую, то никто аварийную и восстановленную деталь продавать не станет. Большинство клиентов, кстати, при ремонте часто делают выбор в пользу контрактных запчастей, потому что они на 60-70 % дешевле новых оригинальных».
Однако технический разработчик поправок, заместитель гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ Сергей Аникеев считает такую практику опасной.
«Эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды, – пояснил он. – Их демонтируют с выведенных из эксплуатации транспортных средств, которые либо исчерпали свой ресурс, либо были повреждены в результате ДТП. Гарантировать отсутствие скрытых повреждений компонентов, а также наличие усталостных разрушений невозможно».
Запрет на применение распространенной практики ремонта автомобилей за счет б/у запчастей в первую очередь коснется автовладельцев, имеющих автомобили с пробегом, на которые новые детали не выпускаются и их невозможно купить. По сути такой автомобиль после поломки или аварии будет невозможно восстановить. Новые требования вынудят владельцев старых автомобилей отказаться от них в пользу новых машин.
В условиях падения продаж на новые автомобили перспектива отказа от старых машин несомненно выгодна для производителей. Так, на сегодняшний день из 43,5 миллионов легковых автомобилей, состоящих на учете, порядка 2,65 миллионов старше 30 лет и в перспективе это цифра может составить объем продаж новых авто.
Какими же еще неприятностями для автолюбителей грозят нововведения? Предприниматели в сфере ремонта автотранспорта прогнозируют следующее:
- замена ранка б/у запчастей продажей китайских новых деталей ненадлежащего качества;
- рост рынка поддельных запчастей;
- увеличение стоимости страховки в связи с увеличением затрат на ремонт автомобилей.
Учитывая, что в данный момент на рынке около 30 % деталей являются контрафактными, то доля обоснованности внесения поправок в Техрегламент присутствует. Однако, как отмечает глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков, пока подержанные и контрафактные детали стоят существенно дешевле новых спрос на них не прекратится несмотря на изменения в регламент. Практика европейских стран показывает, что только низкая стоимость новых запчастей позволяет автовладельцам не подвергать себя риску и не покупать использованную деталь.
Пока вносимые поправки не обсуждались с представителями автосообществ и предпринимателями, которые больше всего рискуют от внесения таких изменений. При этом на сайте Евразийского экономического союза отмечено завершение обсуждения проекта.
Делитесь мнением, ставьте лайки и подписывайте на наш канал