Как распознать мошенников на Авито? Советы юриста
«Увидел на Авито объявление о продаже автомобиля Тойота по привлекательной цене, на 300 000 руб. дешевле аналогичных моделей. Заинтересовался, перешел в профиль продавца. Он не показался мне подозрительным: зарегистрирован давно, есть хорошие отзывы. Написал ему в личные сообщения, договорился о просмотре машины на следующий день, но он попросил задаток, объяснив это тем, что у него уже есть покупатель, который задаток пока не дал. Я побоялся, что такая хорошая машина уйдет, и перевел ему 20 000 руб. На следующий день продавец мне не отвечал на сообщения. Я приехал по написанному им адресу в назначенное время, и никакой Тойоты там не оказалось. Тут я понял, что стал жертвой мошенника. Что мне делать? Можно ли вернуть деньги?»
С таким вопросом к нам обратился Александр. Его ситуация – одна из самых популярных схем мошенничества на Авито. Продавец попросил задаток, воспользовавшись тем, что потенциальный покупатель был под влиянием эмоций и боялся, что хороший автомобиль продадут другому человеку, поэтому и отправил задаток. Таких случаев много, и вернуть деньги крайне проблематично.
Я юрист, и в этой статье я расскажу, какие бывают схемы мошенничества на Авито в 2024 году, как обманывают на доставки, и что делать, если вас уже обманули.
Популярные схемы мошенничества
На мошенника можно нарваться в любой категории объявлений, начиная от продажи одежды и заканчивая арендой, бронированием квартир, других сделок с недвижимостью. Чаще всего мошенники «работают» с электроникой и запчастями для техники, т.к. это одни из самых ходовых товаров.
Недобросовестные граждане встречаются как среди продавцов, так и среди покупателей. Разберемся, какие схемы на Авито используют мошенники чаще всего.
Продавец просит предоплату
Если вы написали или позвонили продавцу, чтобы договориться о сделке, а он просит предоплату и говорит, что к нему выстроилась очередь из покупателей, и уже через час вещь должны забрать, но ее можете получить вы, если внесете предоплату, это должно насторожить. Скорее всего, вы общаетесь с мошенником.
Пример еще одной схемы мошенничества на Авито с предоплатой:
Николай нашел на Авито запчасть, которая ему была нужна. Он позвонил продавцу, и тот ему сообщил, что находится в другом городе, но готов привести ему деталь. Но ему нужны гарантии, что он съездит не просто так, поэтому нужно внести предоплату в размере стоимости бензина или билетов – 5 000 руб. Николай соглашается и перечисляет деньги, в итоге остается и без них, и без запчасти.
Вывод: не переводите деньги до тех пор, пока не получите товар. Если есть сомнения в добросовестности продавца, лучше найти другое объявление.
Просьба о передаче номера карты
Иногда мошенники под видом покупателей действуют так: связываются с продавцом и говорят, что заберут товар, готовы прямо сейчас перевести деньги. Для предоплаты просят номер карты. После этого продавцу на телефон приходит СМС код, и мошенники звонят и просят назвать его. Если продиктовать этот код, они получат доступ к личному кабинету банка, и снимут со счета деньги.
Еще один пример мошенничества на Авито при личной встрече:
Аркадий продавал на Авито принтер. Договорился с покупателем о встрече. В назначенное время покупатель пришел, попросил номер карты, чтобы перевести по нему деньги. Аркадий достал карту, чтобы продиктовать номер, а покупатель сказал, чтоб он дал ее ему, якобы так будет быстрее. В итоге покупатель получил полный доступ к данным карты, включая CVV-код и срок действия, и перевел с нее деньги себе – 200 000 руб. Принтер стоимостью 10 000 руб. он оплатил и показал Аркадию чек. Таким образом, продавец лишился всех сбережений.
Вывод: не нужно давать свою карту постороннему человеку. Кроме того, для переводов проще использовать СБП и отправлять деньги по номеру телефона, а не карты.
Доставка товара курьером
Если вы хотите купить на Авито какую-либо вещь, которая находится в другом городе, а продавец предлагает воспользоваться сторонней курьерской службой, а не «Авито Доставкой», это повод насторожиться.
Обычно мошенники действуют так:
- Им пишет покупатель, договаривается о доставке.
- Мошенник отправляет покупателю ссылку на сайт сторонней курьерской службы, чтобы он внес оплату.
- Покупатель перечисляет деньги, продавец прекращает общение.
Здесь все дело в том, что мошенники часто используют фишинговые сайты. Внешне они идентичны сайтам реальных курьерских компаний, но в адресе может быть разница в одну букву, и это не всегда заметно.
Еще один пример мошенничества:
Дарья хотела купить брендовые вещи на Авито, написала продавцу. Он сообщил, что находится в другом городе, но может отправить товары через Boxberry. Нежелание отправлять «Авито Доставкой» он аргументировал тем, что сама кнопка «Заказать доставку» временно не работает (на самом деле она у него отключена).
Дарья согласилась, перешла по ссылке на сайт якобы Боксберри, ввела данные карты и оплатила доставку. Через некоторое время ей сообщили, что она не сможет получить свой товар по техническим причинам, и нужно отменить сделку. Для этого следует перейти по новой ссылке и ввести данные карты для возврата денег. В итоге с ее счета повторно списывается одна и та же сумма.
Вывод: внимательно изучайте ссылки, которые вам отправляют, но лучше всего вообще по ним не переходить.
Просьба о переходе в мессенджер
Здесь расскажу историю из личного опыта, а вообще с подобными ситуациями уже столкнулись тысячи людей.
Я продавала на Авито кислородную подушку. Через 10 минут после того, как выложила объявление, мне стали писать «покупатели» с просьбой перейти для общения в Вотсап. Я уже тогда поняла, что это мошенники: кислородная подушка – не такой уж и ходовой товар даже во время пандемии коронавируса, чтобы в первые 10 минут было столько откликов на объявление. Все они оказались мошенническими.
Мне было интересно, что будет дальше, поэтому я согласилась на общение в Вотсапе и дала свой номер телефона мошеннику. Мне сразу же написали в мессенджере и предложили доставить подушку через Boxberry. Конечно же, отправили ссылку на поддельный сайт для оплаты, и на этом моменте я заблокировала мошенника. Если бы я не заподозрила неладное, лишилась бы денег.
Вывод: на Авито очень удобно общаться через личные сообщения, к тому же сервис всегда меняет телефона продавца, и товар можно продать так, чтобы реальный номер телефона покупатель никогда не узнал. Это безопасно, и общаться в других мессенджерах с покупателями или продавцами не стоит.
Подозрительные СМС
Если вы продаете товары на Авито, и вам на телефон пришло СМС о возможной блокировке аккаунта, но это можно предотвратить, отправив ответное сообщение с кодом 888, лучше этого не делать. Если отправите, с вашего счета спишутся деньги.
Пример из практики, как мошенники обманывают на Авито:
Юлия написала продавцу по объявлению о продаже декоративных растений. Продавец ответил на первые вопросы, а потом написал, что получить больше информации о товаре она может по ссылке, и отправил ее в личные сообщения. Юлия перешла по этой ссылке, и скачала вирус на свой телефон, вследствие чего мошенники получили доступ к ее онлайн-банкингу.
Вывод: не переходите по подозрительным ссылкам, не отправляйте никакие сообщения в ответ.
Продажа несуществующего товара
С такими схемами я сталкиваюсь чаще всего в сфере продаж животных, но они могут использоваться и в других областях.
№1. Анна хотела купить щенка корги, зашла на Авито. Вскоре она нашла объявление о продаже щенков из известного питомника. Фотографий было много, все очень красивые. Анна написала продавцу, договорилась о покупке, но продавец попросил предоплату. Она перечислила ему деньги, на этом связь прекратилась.
Как в итоге потом выяснилось, мошенник использовал фотографии действительно хорошего питомника, вот только никакого отношения к нему не имел.
№2. Жанна планировала купить котенка ориентальной породы, для поиска воспользовалась Авито. Нашла объявление с красивыми фотографиями. Продавец уверял, что все котята с документами от производителей-чемпионов выставок разных рангов. Жанна поверила, и перевела продавцу полную предоплату в размере 80 000 руб., договорилась о доставке котенка транспортной компанией, т.к. питомник был за 1 000 км от ее города.
В назначенное время Жанна пришла забирать котенка. В итоге ей вместо ориентала отдали дворянина. Из документов был только ветпаспорт, но он не подтверждает происхождение котенка, это не метрика. Проще говоря, ей продали кота дворянского происхождения, которого можно было взять на любой улице бесплатно, а не ориентала, за которого она заплатила 80 000 руб.
Чтобы провернуть такую аферу, мошенник загрузил в объявление фотографии реального питомника ориенталов, но, чтобы хотя бы минимально снизить вероятность претензий к нему, все же отправил котенка, хоть и не породистого. Чаще всего вообще никого не отправляют.
Вывод: если хотите купить породистое животное, пообщайтесь на породных форумах и в группах социальных сетей, попросите посоветовать хорошие питомники. По возможности забирайте котенка или щенка самостоятельно. Лучше всего взять с собой кинолога или фелинолога – человека, который поедет с вами на «смотрины» и поможет вам определиться с выбором.
Как не попасться на уловки мошенников
Чтобы «заработать» денег, мошенники используют разные уловки, и их бывает сложно распознать даже самым недоверчивым людям, которые привыкли перестраховываться.
Есть несколько полезных советов, которые помогут сохранить ваши сбережения:
- Не переходите для общения в другие мессенджеры. Общаться через личные сообщения на Авито очень удобно, и необходимости в общении через Вотсап, Вайбер или Телеграм попросту нет.
- Не давайте свой номер телефона и адрес электронной почты. Мошенники могут их попросить, чтобы сформировать поддельный чек об оплате, или ссылку на фишинговый сайт.
- Не переходите по ссылкам, не считывайте QR-коды. Чтобы оформить заказ, достаточно нажать на «Купить с доставкой» в самом объявлении. Для получения денег – указать номер карты в чате.
- Не сообщайте коды из пуш-уведомлений или СМС. Их часто запрашивают мошенники, чтобы получить доступ к онлайн-банкингу.
- Не указывайте код с карты, срок действия и имя владельца. После продажи товара Авито запрашивает только номер карты, другие данные не нужны.
Если хотите купить товар с доставкой, а соответствующей кнопки в объявлении нет, при этом продавец говорит вам, что она недоступна по техническим причинам, перед вами мошенник, и стоит прекратить общение.
Что делать, если стали жертвой мошенников
Если вы не соблюдали рекомендации Авито и дали свой номер мошеннику или перешли по подозрительной ссылке, администрация площадки перед вами ответственность не несет. С Авито требовать деньги нет смысла, по закону их вины в этом нет.
Есть только один способ, как вернуть деньги:
- Поменяйте пароль от личного кабинета в банке, если мошенники получили или потенциально могли получить к нему доступ.
- Подайте заявление в полицию по факту мошенничества.
- Дождитесь возбуждения уголовного дела. Важно, чтобы вас признали потерпевшим.
Самое сложное – дождаться, когда мошенника найдут. Такие дела раскрываются очень сложно и небыстро, но, если вам повезет и подозреваемый будет установлен, в дальнейшем вы сможете взыскать с него ущерб через суд. Например, подав гражданский иск в рамках уголовного дела, или уже после вынесения приговора. Но лучше обращаться в суд сразу, как только личность мошенника станет известна. В полиции вас об этом уведомят.
Частые вопросы к юристу о мошенничестве на Авито
Заключение
- Мошенники постоянно используют и совершенствуют разные схемы на Авито, с помощью которых обманывают доверчивых граждан.
- Если продавец или покупатель кажутся вам подозрительными, лучше найти другое объявление и прервать общение.
- На Авито мошенники встречаются в разных сферах: продажа электроники, недвижимость, животные и товары для них, услуги, транспортные средства.
- Если вас обманули мошенники на Авито, необходимо написать заявление в полицию.
- Вы можете взыскать ущерб, причиненный мошенническими действиями, когда самого мошенникам найдут правоохранительные органы.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!»