8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Расселение ветхого и аварийного жилья будет ускорено

Расселение ветхого и аварийного жилья будет ускорено

Государственная Дума планирует ускорить процесс расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 9 и 13 ноября 2020 года на заседаниях комитета по государственному строительству и законодательству были подготовлены поправки в несколько законодательных актов (в том числе в Градостроительный Кодекс) о совершенствовании механизмов расселения из аварийного жилья.

Первое рассмотрение законопроекта  назначено на 17 ноября 2020 года. По предварительным данным благодаря ей будет возможно расселить не менее 5 млн. человек.

По данным статистики более 40% многоквартирных домов имеют значительную изношенность, их возраст старше 50 лет. Не смотря на активный новострой, каждый год эта цифра увеличивается. Федеральный и региональные бюджеты не могут позволить строительство новых домов в таком же объеме, как происходит их выход из строя. При этом накопления на капитальный ремонт, собираемые только последние 5 лет, не могут покрыть все траты на реконструкцию аварийного жилья.

Проект закона предполагает новую формулу расселения граждан из старого и полуразрушенного жилья. Новая система комплексного развития территорий (КРТ), начавшаяся в 2016 году и активно продвигаемая государством с 2019 года позволит привлечь к расселению не только федеральные и муниципальные власти, но и частных инвесторов.

Внесение земель с аварийными домами в КРТ предполагает, что будут возможны следующие мероприятия:

  • развитие уже застроенной территории;
  • ее комплексное освоение;
  • развитие по инициативе правообладателей на земельные участки (в том числе и самих жителей);
  • развитие по инициативе органов местного самоуправления.

Рассмотрим подробнее каждое из них:

  1. В первом случае не будет необходимости изымать земли и квартиры у собственников в муниципалитет, расселять людей на другие территории, предоставляя им другое жилье, и потом ремонтировать ветхое. Будут проведены торги, и выигравший их застройщик все вопросы будет решать с собственниками на месте. Он может расселить все дома, и далее заняться развитием этой территории, либо построить новый многоквартирный дом здесь же, а остальную часть земли использовать в своих целях. При этом все действия инвестора будут контролироваться государственными органами.
  2. Комплексное освоение предполагает, что инвестор берет в аренду пустую, не освоенную землю, делит массив на участки (для жилых строений, общего пользования, объекты инфраструктуры) и после строительства обязан предоставить часть жилого массива под расселение. Естественно, данные земли предоставляются частному лицу на условиях более низкой цены, но при обременении обязательным предоставлением квартир другим лицам.
  3. Третий вариант предполагает, что правообладатели земельных участков (собственники и арендаторы) также смогут подать документы на развитие своей территории. То есть все строительство будет происходить за счет финансирования собственниками или арендаторами.
  4. В последнем случае все затраты на расселение несут органы местного самоуправления. Они расселяют жителей, либо предоставляют им компенсацию за жилье, а далее распоряжаются территорией по своему усмотрению – строят инфраструктуру самостоятельно либо передают эти права застройщику.

Данные мероприятия позволят привлечь дополнительные средства со стороны, что ускорит расселение граждан. Ведь любой инвестор заинтересован в том, чтобы произвести строительство в кратчайшие сроки и получать доходы от той инфраструктуры, которую он запланировал на участке. Кроме того, будет уменьшена «точечная» застройка, земли будут развиваться кварталами, в том числе будут освоены пустые участки.

Наталья Михайлова
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ