Расселение ветхого и аварийного жилья будет ускорено
Государственная Дума планирует ускорить процесс расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 9 и 13 ноября 2020 года на заседаниях комитета по государственному строительству и законодательству были подготовлены поправки в несколько законодательных актов (в том числе в Градостроительный Кодекс) о совершенствовании механизмов расселения из аварийного жилья.
Первое рассмотрение законопроекта назначено на 17 ноября 2020 года. По предварительным данным благодаря ей будет возможно расселить не менее 5 млн. человек.
По данным статистики более 40% многоквартирных домов имеют значительную изношенность, их возраст старше 50 лет. Не смотря на активный новострой, каждый год эта цифра увеличивается. Федеральный и региональные бюджеты не могут позволить строительство новых домов в таком же объеме, как происходит их выход из строя. При этом накопления на капитальный ремонт, собираемые только последние 5 лет, не могут покрыть все траты на реконструкцию аварийного жилья.
Проект закона предполагает новую формулу расселения граждан из старого и полуразрушенного жилья. Новая система комплексного развития территорий (КРТ), начавшаяся в 2016 году и активно продвигаемая государством с 2019 года позволит привлечь к расселению не только федеральные и муниципальные власти, но и частных инвесторов.
Внесение земель с аварийными домами в КРТ предполагает, что будут возможны следующие мероприятия:
- развитие уже застроенной территории;
- ее комплексное освоение;
- развитие по инициативе правообладателей на земельные участки (в том числе и самих жителей);
- развитие по инициативе органов местного самоуправления.
Рассмотрим подробнее каждое из них:
- В первом случае не будет необходимости изымать земли и квартиры у собственников в муниципалитет, расселять людей на другие территории, предоставляя им другое жилье, и потом ремонтировать ветхое. Будут проведены торги, и выигравший их застройщик все вопросы будет решать с собственниками на месте. Он может расселить все дома, и далее заняться развитием этой территории, либо построить новый многоквартирный дом здесь же, а остальную часть земли использовать в своих целях. При этом все действия инвестора будут контролироваться государственными органами.
- Комплексное освоение предполагает, что инвестор берет в аренду пустую, не освоенную землю, делит массив на участки (для жилых строений, общего пользования, объекты инфраструктуры) и после строительства обязан предоставить часть жилого массива под расселение. Естественно, данные земли предоставляются частному лицу на условиях более низкой цены, но при обременении обязательным предоставлением квартир другим лицам.
- Третий вариант предполагает, что правообладатели земельных участков (собственники и арендаторы) также смогут подать документы на развитие своей территории. То есть все строительство будет происходить за счет финансирования собственниками или арендаторами.
- В последнем случае все затраты на расселение несут органы местного самоуправления. Они расселяют жителей, либо предоставляют им компенсацию за жилье, а далее распоряжаются территорией по своему усмотрению – строят инфраструктуру самостоятельно либо передают эти права застройщику.
Данные мероприятия позволят привлечь дополнительные средства со стороны, что ускорит расселение граждан. Ведь любой инвестор заинтересован в том, чтобы произвести строительство в кратчайшие сроки и получать доходы от той инфраструктуры, которую он запланировал на участке. Кроме того, будет уменьшена «точечная» застройка, земли будут развиваться кварталами, в том числе будут освоены пустые участки.