8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Как изменятся программы льготного автокредитования и на что можно рассчитывать?

Как изменятся программы льготного автокредитования и на что можно рассчитывать?

В России есть две программы льготного автокредитования: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Все они разработаны в рамках одной программы, предназначенной для стимулирования спроса на машины отечественной сборки.

В 2020 году мир столкнулся с коронавирусом и кризисом, падение рубля негативно отразилось на продажах, и властям пришлось пересмотреть условия льготного кредитования. Вполне вероятно, что они начнут действовать уже в мае. Рассмотрим, каковы основные условия программ, что должно измениться, и в чем может быть подвох.

Коротко о программах

Программа «Первый автомобиль» доступна для граждан, покупающих машины впервые. А вот «Семейный автомобиль» – для тех, у кого есть минимум двое детей.

В обоих случаях важно соблюдение нескольких условий:

  1. Оформление автокредита в банке, участвующем в программе.
  2. Машина российской сборки, стоимость – до 1 000 000 руб., масса – до 3,5 т. Важно, чтобы конкретная марка и модель была включена в госпрограмму: она распространяется не на все автомобили.
  3. Обязательно оформление в КАСКО.
  4. Наличие установленной системы «Эра-ГЛОНАСС» в автомобиле.
  5. Наличие водительского удостоверения.
  6. Отсутствие непогашенного автокредита.
  7. Не принимаются к участию клиенты, участвовавшие в программах ранее.

После оформления автокредита машина остается в залоге у банка. Деньги наличными не выдаются: они перечисляются кредитором продавцу вместе с первоначальным взносом.

Важно! Участникам программ предоставляется скидка при покупке автомобиля в кредит. На Дальнем Востоке ее размер составляет 25%, в остальных регионах – 10%. Покупать именно российскую машину (например, «Лада»), необязательно: это может быть и иномарка отечественной сборки.

Чтобы принять участие в любой из программ, достаточно обратиться в банк.

Какие изменения ожидаются или уже произошли?

Мировой кризис внес свои коррективы и в автомобильного производства, поэтому по решению властей был разработан комплекс мер, которые помогут как минимум поддерживать, как максимум – повысить спрос.

Рассмотрим, какие именно меры имеются в виду.

Увеличение объема финансирования

Изначально на программы было выделено всего 5 млрд. руб., но еще в апреле он был исчерпан. По инициативе Минпромторга бюджет был увеличен на 10,5 млрд. руб., а Президент В.В. Путин распорядился выделить еще 7 млрд. руб. В конечном итоге годовой бюджет составил 22,5 млрд. руб.

По мнению представителей банков, этих денег должно хватить на 2020 год. Но не все так однозначно:

«Увеличение бюджета программ, безусловно, улучшит положение на авторынке, но из-за коронавируса закрылись все автосалоны. Есть вероятность, что по итогам года автомобильная индустрия все равно окажется в минусе»

М. Дембицкая, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка.

Расширение перечня льготников

Минпромторг подготовил законопроект, согласно которому предлагается установить более мягкие требования для участия в программе «Семейный автомобиль». Как известно, сейчас могут подать заявку только семьи, в которых есть минимум двое несовершеннолетних детей. Согласно законопроекту, предлагается снизить количество детей до одного.

Предполагается, что расширение программы увеличит количество потенциальных участников. Но есть и другое мнение:

«Изменение условий по количеству детей вряд ли что-то даст. Вполне вероятно, что часть семей с одним ребенком уже воспользовалась программой «Первый автомобиль». Максимум, что могут сделать банки – это проверить наличие автокредитов в БКИ»

В. Костюкевич, руководитель департамента розничных продуктов «Абсолют».

Повышение ценового порога

Этот вопрос обсуждался давно, ведь основная часть хороших автомобилей продается по цене свыше 1 000 000 руб. В своем законопроекте Минпромторг указал повышение ценового порога до 1 500 000 руб. Скидки же останутся прежними.

По мнению авторов законопроекта, увеличение ценового порога позволит многодетным семьям приобретать комфортабельные семиместные автомобили с неплохой скидкой.

В чем заключается подвох?

Все «подводные камни» программ льготного автокредитования стоит рассматривать именно с финансовой точки зрения: может оказаться так, что без них покупка машины будет выгоднее.

Например, один из таких «камней» кроется в повышенных процентных ставках. Они устанавливаются банками самостоятельно. И если обычный автокредит дадут под 12-13%, то автокредит с господдержкой – под 14-15%. Нужно посчитать переплату за все время, и только тогда принимать решение, участвовать ли в программе, или нет.

Все объясняется очень просто: банков, предлагающих простые автокредиты, очень много. В то же время тех, кто предоставляет льготные кредиты, значительно меньше. Заемщикам бывает попросту некуда деваться, если они хотят получить скидку – приходится соглашаться на условия кредиторов.

Есть и другие моменты, которые нужно учитывать:

  1. Обязательное оформление КАСКО. Такая страховка обойдется минимум в 30 000 руб. за год. Отказаться от нее при получении автокредита нельзя. Если же заемщик купит КАСКО только на первый год, а на второй – нет, – банк с большой долей вероятности повысит ставку для покрытия собственных рисков.
  2. Обязательно оформление автокредита. Любой кредит даже с самыми низкими ставками – это уже переплата. Если у человека есть сразу вся сумма на машину, участие в программе для него недоступно.

В последнем случае есть неплохой лайфхак. Имея при себе сразу всю сумму, можно получить автокредит по программе, и на следующий же день его погасить полностью.

Если же стоимость автомобиля не в базовой комплектации немного превышает 1 000 000 руб. (предельно допустимая сумма для программы пока что), можно заключить договор на конкретную машину в базовой комплектации (сумма будет меньше 1 000 000), и еще один договор – на дополнительное оборудование.

Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ