Куда и как пожаловаться на врача? Образец жалобы в Минздрав
Охрана здоровья человека – одна из важнейших функций государства. К сожалению, с ненадлежащим качеством медицинских услуг приходится сталкиваться довольно часто. С этим нельзя мириться: только контроль со стороны самих граждан поможет улучшить ситуацию со здравоохранением в стране. Кроме того, в ряде случаев необходимо отстаивать свои права, чтобы получить положенные по закону услуги, лекарства и компенсации. Сферу здравоохранения в России контролирует множество органов государственной власти, в каждый из которых гражданин вправе обратиться с жалобой на врачей. Миндзрав РФ контролирует деятельность медицинских учреждений и уполномочен рассматривать жалобы граждан. Как и куда можно пожаловаться на врачей – рассказываем в нашей статье.
Когда нужно жаловаться?
Любой гражданин имеет право защищать свои интересы любым законным способом, в том числе путем обращения в контролирующие органы. Поэтому при нарушении прав в сфере здравоохранения нужно требовать их восстановления. В сфере медицины борьба граждан за свои права сильно осложняется правовой неграмотностью населения: люди не знают, какие права им предоставляет обязательное медицинское страхование, что они вправе ожидать от медицинского обслуживания и т.д. Поэтому расскажем кратко, какие гражданин имеет права в сфере здравоохранения и через какие органы власти их можно отстоять.
Обязательное медицинское страхование
Хорошо знакомый нам полис ОМС гарантирует гражданину возможность получения бесплатной медицинской помощи. Это не значит, что бесплатно можно получить абсолютно любые медицинские услуги: базовый перечень медицинских услуг, доступных на всей территории России, утверждается федеральной программой, а дополнительный – программой субъекта. Порядок предоставления бесплатной медицинской помощи урегулирован Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Тем не менее, пользуясь неосведомленностью граждан, сотрудники медицинских учреждений часто нарушают права граждан.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
- Отказ в постановке на учет в медицинской организации. Гражданин праве прикрепиться к любой поликлинике, стоматологии или женской консультации вне зависимости от адреса его проживания. Менять обслуживающие медицинские организации можно не чаще, чем раз в год.
- Отказ в предоставлении медицинской услуги, которая есть в перечне услуг, оказываемых бесплатно. В основном в поликлиниках и больницах ссылаются на отсутствие узкоспециализированных врачей, оборудования или других ресурсов, но в этом случае обязаны выдавать направления в те медицинские учреждения, где имеется все необходимое для обслуживания пациента. Кроме того, сюда относится отсутствие реакции на вызов скорой или ее слишком долгое ожидание. Если необходимую услугу не могут предоставить вообще – это повод для жалобы на отсутствие врачей или на недоступность медицинских услуг в целом.
- Отказ в предоставлении бесплатной услуги и предложение оказать ее платно.
- Разглашение персональных данных пациента. Врач и любой другой медицинский работник не вправе разглашать сведения о пациенте, о которых ему стало известно во время приема.
- Отказ медицинской организации возмещать ущерб, причиненный в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи.
- Отказ в замене страховой организации. Страховую организацию можно менять 1 раз в год до 1 ноября текущего года.
- Отказ в праве на выбор врача. Пациент имеет право сам выбрать, к какому именно врачу обратиться.
Право на охрану здоровья
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует и иные права, связанные с медицинским обслуживанием. В отличие от прав, предоставляемых ОМС, данные права должны быть реализованы не только в государственных, но и в частных медицинских учреждениях.
Так, в соответствии с нормами данного закона, поводом для жалобы может быть:
- халатность врачей, особенно если в результате причинен вред здоровью пациента;
- неправильный диагноз или лечение, которые нанесли вред здоровью или создали угрозу нанесения такого вреда;
- отказ в ознакомлении с результатами анализов и обследований или другой информацией о состоянии здоровья;
- навязывание ненужных медицинских услуг;
- отказ в выдаче документов, например, справки;
- грубое, неэтичное поведение врача и медицинского персонала (см. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации);
- отказ в предоставлении лекарств и лечения для льготных категорий граждан (дети, инвалиды) и на некоторые виды заболеваний.
Выше приведен лишь список некоторых возможных нарушений. Любые другие нарушения законодательства об охране здоровья со стороны медицинских работников также могут и должны быть обжалованы.
Как составить жалобу в Минздрав?
Чтобы жалоба была не только принята, но и объективно и всесторонне рассмотрена, важно при ее составлении учесть все требования Закона об обращениях граждан, а также максимально объективно, емко и лаконично описать суть жалобы и обосновать каждое свое требование и довод.
Чтобы учесть все нюансы, рекомендуем воспользоваться нашим алгоритмом составления жалобы в Минздрав:
- (только для бумажных документов) Шапка обращения. В ней указываются данные о госоргане-получателе жалобы, по возможности – ФИО конкретного должностного лица, уполномоченного рассматривать обращение по данному вопросу. О себе заявитель указывает полное ФИО и адрес, на который он хочет получить ответ (почтовый или электронный). Рекомендуем также указать номер своего телефона, чтобы у сотрудников Минздрава была возможность узнать дополнительные подробности по жалобе. Шапка составляется в правом верхнем углу документа. Пример оформления:
- Название документа. Пишется в середине строки и отражает суть обращения (к примеру, Жалоба на халатность врача).
- Изложение обстоятельств жалобы на врача. Необходимо последовательно описать:
- в какое медицинское учреждение и к какому врачу обращался заявитель (может быть составлена жалоба на участкового врача, узкого специалиста, главврача и т.д.);
- в чем состояло нарушение со стороны врача;
- какие последствия это нарушение повлекло для заявителя;
- в какие инстанции заявитель уже обращался и какие ответы от них получил;
- документы, подтверждающие доводы жалобы, к примеру, справки об обследованиях и назначенном лечении, аудио и видеозаписи;
- нормы закона, подтверждающие наличие нарушения в действиях врача.
- Требования по жалобе. Потребовать можно провести расследование и принять меры, назначить лечение, выдать бесплатные лекарства и т.д. Однако нельзя требовать, к примеру, увольнения врача, поскольку меру ответственности госорган будет определять самостоятельно.
- Список документов, которые прикладываются к жалобе в качестве доказательств. Прикладывать следует копии документов, а оригиналы нужно хранить у себя.
- (только для бумажных документов) Дата и подпись.
Текст обращения в Минздрав лучше напечатать, поскольку письмо, написанное от руки, труднее разобрать. Сотрудники госорганов получают большое количество жалоб и не будут разбирать почерк заявителя: такое заявление просто не будет рассмотрено.
Как подать жалобу в Минздрав?
Отметим, что под Министерством здравоохранения может пониматься как региональный исполнительный орган, так и федеральное министерство.
Как написать в Минздрав субъекта РФ?
В первую очередь следует обращаться в министерство здравоохранения своего региона. Существует несколько способов подачи жалобы: лично, по почте или через форму электронного обращения.
- Для личного обращения необходимо узнать о часах приема госоргана и при необходимости предварительно записаться. В назначенное время нужно прийти на прием с паспортом, двумя экземплярами жалобы и копиями всех документов, которые необходимо приложить. Один экземпляр жалобы с приложениями в канцелярии заберут для дальнейшей регистрации и рассмотрения, а на втором поставят отметку о принятии. Данный экземпляр необходимо хранить как доказательство обращения с жалобой в госорган.
- Почтой жалобу с приложениями можно отправить в адрес ведомства заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Срок рассмотрения жалобы начнется с момента получения письма ведомством, дата получения будет указана на возвратном уведомлении о вручении. Данный способ обращения является самым долгим и не подходит для ситуаций, требующих оперативного решения.
- Сайты региональных Минздравов предусматривают возможность отправки сообщения в электронной форме. Такое обращение будет рассматриваться в том же порядке, что и поданное на бумажном носителе, но не придется тратить время на посещение госоргана или отправку письма почтой. К электронному обращению в Министерство здравоохранения также имеется возможность приложить необходимые документы.
Способы обращения в Министерство здравоохранения РФ
Если региональный Минздрав не предпринял необходимых мер по содействию гражданину, права которого были нарушены, нужно обращаться с жалобой в федеральное Министерство здравоохранения РФ.
Порядок обращения в Минздрав аналогичен обращению в региональные ведомства:
- лично сдать жалобу в канцелярию можно по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д.25, 3-й подъезд, «Экспедиция»;
- адрес для направления письменных обращений почтой: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3;
- заполнить электронную форму на сайте. Максимальная длина электронного обращения в Минздрав – всего 2000 символов. Если суть обращения в данный объем уместить не получается, лучше отправить обращение почтой на бумажном носителе.
Статус рассмотрения обращения жалобы на врача можно узнать по телефону: +7 (495) 627-29-93. Получить иную справочную информацию можно по телефонам: +7 (495) 628-44-53, +7 (495) 627-29-44.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы
Минздрав РФ, как на уровне субъекта, так и на федеральном уровне, рассматривает обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
- в течение 3 дней поступившее обращение проходит регистрацию;
- в течение 7 дней с момента регистрации жалоба может быть перенаправлена в другое ведомство, если ее рассмотрение не относится к компетенции Минздрава. Заявитель в обязательном порядке уведомляется о таком перенаправлении;
- в течение 30 дней происходит рассмотрение жалобы и на нее дается ответ. Данный срок может быть увеличен еще на 30 дней, если требуется осуществить запрос дополнительной информации или осуществление проверок. О продлении срока заявитель также письменно уведомляется.
Когда жалоба не будет рассмотрена?
Согласно ст. 11 Закона об обращениях граждан, не рассматриваются обращения и на них не дается ответ по существу, если:
- заявитель не указал ФИО или адрес для обратной связи (почтовый или электронный);
- жалоба составлена в грубой форме, содержит оскорбления или нецензурные выражения;
- документ не поддается прочтению;
- к письму приложены рекламные материалы;
- ответ на обращение по существу требует разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
- из содержания обращения непонятна его суть;
- аналогичная жалоба уже направлялась, на нее был дан ответ, а в текущей жалобе не приведены новые доводы.
Возможные решения по жалобе
При рассмотрении жалобы Минздрав проводит проверку медицинского учреждения, на сотрудника которого поступила жалоба. Если факты, изложенные в жалобе, подтвердятся, врача ждет дисциплинарная, административная или уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести его проступка. В этом случае заявителю придет ответ об удовлетворении его жалобы.
В случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований, указанных в жалобе, орган государственной власти обязан дать мотивированный ответ.
Куда еще можно подать жалобу?
Начать обжалование действий врача лучше всего с обращения к заведующему его отделением, а затем и к главному врачу медицинского учреждения. Данные должностные лица осуществляют прием граждан. ФИО главврача и часы приема можно узнать в регистратуре или на сайте медицинского учреждения. Также им можно направить письменную жалобу по почте.
Роспотребнадзор
На врачей из частных медицинских клиник можно пожаловаться в Роспотребнадзор, поскольку в данном случае пациент выступает как потребитель платных услуг, которые должны соответствовать определенным стандартам качества. Подать жалобу в Роспотребнадзор можно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
О способах подачи жалобы в Роспотребнадзор можно почитать здесь.
ТФОМС
На нарушенные права в сфере обязательного медицинского страхования можно пожаловаться в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта РФ (ТФОМС). Подать жалобу можно лично, по почте или воспользоваться электронной формой обращения на сайте ТФОМС своего субъекта.
Росздравнадзор
На действия врача можно пожаловаться и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Данная организация контролирует деятельность государственных и частных лечебных заведений, аптек, страховых компаний. По жалобе гражданина будет проведена проверка, и в случае вины со стороны врача он будет привлечен к ответственности.
Страховая компания
Обращение в страховую компанию потребуется, если вследствие оказания некачественных медицинских услуг причинен вред здоровью. Именно страховая компания обязана компенсировать материальный ущерб в случае вины врача. Наименование страховой организации указано в медицинском полисе.
Прокуратура, полиция
Обращение в данные органы власти имеет смысл лишь при наличии серьезного правонарушения со стороны врача, а также наличии доказательств его вины. Так, пожаловаться на врача в прокуратуру можно, если он потребовал взятку за оказание медицинских услуг.
Как правильно обратиться в Прокуратуру РФ – читайте здесь.
Суд
В основном потребность обращения в суд появляется в связи с необходимостью взыскать моральный и материальный ущерб, нанесенный действиями врача. Исковое заявление в данном случае подается не на конкретного врача, а на медицинское учреждение или страховую компанию.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Жалоба на врача в Минздрав составляется только в том случае, когда обращение по поводу проблемы к заведующему отделения или главврачу медицинского учреждения не дало результатов.
- Обратиться в Минздрав можно в связи с любым нарушением, допущенным врачом в ходе оказания медицинской услуги, начиная от несоблюдения правил врачебной этики и заканчивая нанесением вреда здоровью пациента.
- Жалоба в Минздрав подается и рассматривается в соответствии с общими правилами обращения граждан в госорганы.
- В некоторых случаях жалобу эффективнее подавать в другие инстанции, в компетенцию которых входит рассмотрение проблемного вопроса.
- Если остались вопросы по составлению жалобы в Минздрав и ее содержанию, наши юристы готовы помочь Вам в режиме онлайн уже сейчас.