8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Как и куда пожаловаться на больницу – основания и порядок

В последнее время граждане все чаще жалуются на ненадлежащее состояние больниц и плохое медицинское обслуживание. Если проявить должное упорство и грамотно составить обращение в госорганы, можно добиться заметного улучшения качества медицинских услуг. В данной статье расскажем, куда писать жалобу на больницу и как ее правильно составить.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Правовые основания

Какой бы не была причина жалобы на больницу, в ней должно быть нормативное обоснование обращения. Рассмотрим, на какие нормы следует ссылаться при составлении жалобы на больницу.

  1. Ст. 41 Конституции РФ. Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  2. Ст. 4 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья», устанавливающая принципы охраны здоровья. В частности:
    • медицина должна быть качественной и доступной;
    • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
    • соблюдение врачебной тайны;
    • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и другие принципы.
  3. Глава 3 Закона о защите прав потребителей: права потребителя при оказании ему услуг ненадлежащего качества.
  4. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (Утверждены постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006).

Основания для жалобы

Наиболее часто в работе государственных и муниципальных больниц можно встретить следующие нарушения:

Нарушение Комментарий Правовая норма
Отказ в предоставлении медицинской помощи Данное нарушение может проявляться по-разному:

  • отказ в госпитализации;
  • принудительная выписка пациента, нуждающегося в медицинской помощи;
  • фактическое отсутствие процедур диагностики и лечения в стационаре и т.д.

Право на получение необходимых медицинских услуг гарантируется пациенту полисом ОМС.

Ст. 11 №323-ФЗ

Ст. 19 №323-ФЗ

Ненадлежащее состояние больничных палат Состояние больничных помещений должно соответствовать установленным санитарным нормам. Кроме того, должна проводиться регулярная санитарная обработка помещений. СанПиН 2.1.3.1375-03

СанПиН 2.1.3.2630-10

Некомпетентность, неэтичное поведение врачей Неэтичное поведение сотрудников больниц – не редкость. В случае возникновения конфликта с мед. персоналом в первую очередь нужно обратиться к его непосредственному начальству: заведующему отделением или главному врачу. Кодекс врачебной этики
Отсутствие в больнице необходимого оборудования, лекарств Если в больница не оснащена должным образом, это может стоить пациентам жизни. Имеющееся оборудование должно исправно работать. По вопросам оснащения больниц можно обратиться в региональный минздрав. Ст. 10 №323-ФЗ
Вымогательство взятки Медицинские услуги в больнице осуществляются на бесплатной основе. Вымогательство денег за лечение является коррупционной составляющей, поэтому о таких прецедентах лучше сообщать сразу в прокуратуру. Ст. 290 УК РФ
Разглашение личных данных пациента Персональные данные пациента, а также данные о его здоровье, диагнозе и лечении охраняются врачебной тайной. Врач не вправе разглашать данные сведения без письменного согласия пациента или его законного представителя. Ст. 13 № 323-ФЗ
Неправильно поставленный диагноз, некорректное лечение Неправильное проведенные обследования и лечения могут привести к серьезным последствиям, поэтому в данном случае придется обращаться с жалобой на неправильный диагноз в страховую компанию и в суд. Ст. 14, 15, 29 Закона о защите прав потребителей

Куда пожаловаться на больницу

В большинстве случаев на больницу следует жаловаться в различные инстанции последовательно, пока не удастся решить проблему. Ниже приведены органы власти в порядке обращения к ним.

Наименование инстанции Компетенция Как подать жалобу
Заведующий отделением, главврач Главврачи и заведующие отделением ведут личный прием граждан. Они являются ответственными лицами за состояние своего медицинского учреждения и обслуживания в нем, поэтому заинтересованы идти пациентам навстречу и решать имеющиеся проблемы. Вручить лично в руки под роспись или направить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Региональный минздрав Минздрав является контрольным органом по отношению к больницам и уполномочен проводить проверки по жалобам граждан, выявлять и устранять нарушения, привлекать к ответственности врачей и должностных лиц. Узнавать о способах отправки жалобы в письменном или электронном виде следует в региональной администрации.

Подробнее

Росздравнадзор Это федеральная надзорная инстанция, следящая за соответствием услуг в сфере здравоохранения государственным стандартам. Сюда можно пожаловаться не только на саму больницу, но и на региональный минздрав в случае его бездействия.
Роспотребнадзор Роспотребнадзор следит как за качеством оказываемых медицинских услуг, так и за соответствием зданий больниц санитарным нормам. Данная организация также уполномочена проводить проверки больниц и привлекать должностных лиц к ответственности.

Подробнее

Прокуратура Если предыдущие инстанции не помогли, Вы столкнулись с коррупцией или решение Вашей проблемы не требует отлагательств, следует обращаться в прокуратуру.
  • обратиться в прокуратуру по месту нахождения больницы;
  • оставить обращение через интернет-приемную на сайте Генпрокуратуры.

Подробнее

Суд В суд в основном обращаются за компенсацией нанесенного ненадлежащими медицинскими услугами ущерба и возмещением морального вреда. Исковое заявление может быть подано по месту жительства истца или по месту нахождения больницы.

Подробнее

Часто неплохой результат дает огласка проблем со здравоохранением в СМИ: если новость получает серьезный резонанс в обществе, чиновники реагируют на нее и начинают предпринимать действия по устранению проблемы. Так, можно сообщить о состоянии больницы в соцсетях или отправить материалы в региональные СМИ.

Скачать образец жалобы на врача в Министерство Здравоохранения

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как составить жалобу

Жалоба на больницу может быть составлена в свободной форме, но с соблюдением требований Закона об обращениях граждан. Примерный алгоритм составления жалобы выглядит следующим образом:

  1. Шапка документа. В ней нужно обязательно указать наименование органа власти, в который направляется обращение, а лучше – ФИО конкретного должностного лица (например, главврача).

    Также указывается информация о заявителе: ФИО и адрес, на который впоследствии будет направлен ответ на жалобу. Это важно сделать. Поскольку анонимные жалобы госорганы вправе не рассматривать. Дополнительно можно указать номер своего телефона.

  2. Название документа, например: Жалоба на действия врача.
  3. Суть жалобы. Это самая важная часть, в которой нужно указать все обстоятельства произошедшего и привести обоснование своих слов. Так, здесь необходимо отразить следующую информацию:
    • обстоятельства, в связи с которыми пациент оказался в больнице: дата, жалобы, в какое отделение был направлен;
    • чем пациент остался недоволен во время пребывания в больнице: состоянием палат, отношением врачей, проводимым лечением, питанием и т.д.;
    • были ли неблагоприятные последствия для самого пациента: ухудшение самочувствия, проблемы со здоровьем и т.д.;
    • куда заявитель уже обращался с жалобами, какие получил ответы;
    • какие нормы закона нарушаются в больнице.
  4. Требования к органу власти о пресечении нарушений.
  5. Заключительная часть: список приложений, дата и подпись.

Скачать образец жалобы на отказ в предоставлении медицинской помощи

Скачать образец жалобы на халатность врача поликлиники

Необходимые документы

Немаловажную роль в эффективности жалобы на больницу будут играть документы, подтверждающие доводы заявителя. Поэтому к жалобе необходимо приложить копии всех документов, имеющих отношение к предмету жалобы:

  • листов осмотра;
  • проведенных обследований;
  • выписного эпикриза;
  • фото и видеозаписи;
  • ранее написанные жалобы и ответы на них;
  • чеки об оплате лекарств и платных медицинских услуг;
  • результатов последующих обследований, доказывающих неправильные диагностику и лечение в больнице.

Сроки рассмотрения жалоб в органах власти

Сроки ответа на обращение гражданина регламентированы законом и составляют 30 дней с момента получения и регистрации обращения. В случае необходимости проведения дополнительных проверок данный срок может быть увеличен еще на 30 дней.

Если рассматриваемый в жалобе вопрос не относится к компетенции получившего ее органа власти, он перенаправляет обращение в другой госорган в течение 7 дней, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.

Пациенты против больниц: примеры успешных судебных дел

  1. Женщина взыскала с больницы компенсацию морального вреда за смерть ее матери в связи с некачественной медицинской помощью (дело № 2-693/2019). Положительное решение по делу принял лишь суд апелляционной инстанции. При этом, в решении суд подчеркнул, что пациент не обязан доказывать нарушение своих прав: напротив, это больница должна доказывать, что провела неполное исследование не по своей вине.
  2. Матери ребенка-инвалида отказывали в выдаче жизненно-важных лекарств. В суде она взыскала стоимость лекарств, приобретенных за свои деньги, и компенсацию морального вреда (дело № 33-8112/2019). Возмещение стоимость лекарств утвердила еще первая судебная инстанция, а компенсацию морального вреда удалось взыскать только в апелляционном суде. Суд указал, что право на бесплатные медицинские изделия помогает человеку поддерживать необходимый жизненный уровень. Если оно нарушается, то это угрожает здоровью и подрывает достоинство личности.
  3. Рекордная для РФ компенсация – 15 млн рублей – была выплачена пациентке за смерть ребенка, наступившую в результате выбора врачами неправильной тактики проведения родов (решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга). Наличие причинно-следственной связи между действиями докторов и возникшими последствиями было подтверждено тремя экспертизами: от Росгосстраха, Росздравнадзора и Минздрава РФ.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Обращаться в компетентные органы с жалобами на больницы необходимо не только для компенсации нанесенного ущерба, но и в целях повышения качества здравоохранения в целом.
  2. При проблемах с обслуживанием в больнице в первую очередь необходимо обращаться к главному врачу больницы: он является высшим должностным лицом медицинского учреждения и лично отвечает за его состояние.
  3. Если в больнице не отреагировали должным образом на жалобу, нужно обращаться за помощью в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, региональный минздрав, прокуратуру или суд.
  4. Восстановление справедливости в сфере здравоохранения – довольно сложный и трудоемкий процесс, в ведении которого лучше заручиться поддержкой опытного юриста.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Ксения Батракова
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ