Когда возможно продление гарантии и на что имеет право покупатель
Если вы купили технику, в случае поломки вы можете рассчитывать на продление гарантии на время ремонта. Но не всегда: например, если неисправность возникла по вашей вине, продавец не будет чинить товар бесплатно, соответственно, гарантийный срок не продлят.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу об основных правилах гарантийного обслуживания, особенностях расчета гарантийного срока, основаниях для его продления. Также вы узнаете, как сдать товар в ремонт и что делать, если магазин отказывается продлевать гарантию.
В статье расскажем:
Особенности гарантийного обслуживания
Гарантийное обслуживание – это услуга, предоставляемая покупателю безвозмездно. Но обычно стоимость сразу закладывается в цену товара. В течение всего срока гарантии потребитель может обратиться к продавцу за бесплатным ремонтом.
Если же вам не выдали гарантийный талон или не дали гарантию по договору, вы все равно можете обратиться к продавцу за ремонтом в течение двух лет с момента покупки (ст. 19 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей»). Если же талон есть, там будет написано, когда начинает действовать гарантия, до какого дня и в каких ситуациях вы можете обратиться за ремонтом.
Как это работает:
Например, женщина купила смартфон. На него дали гарантию в один год. Через неделю после покупки телефон начал работать некорректно: перестал ловить сигнал связи, самостоятельно перезагружался.
Покупательница обратилась в АСЦ за ремонтом, который длился 20 календарных дней. На это время действие гарантии приостановилось, возобновилось после выдачи отремонтированного товара. Таким образом, гарантия продлилась на 20 дней.
Чтобы сдать вещь в ремонт по гарантии, изучите талон или договор. Иногда товар принимают не продавцы, а авторизованные сервисные центры (АСЦ). Обычно туда сдается техника. С момента передачи товара АСЦ принимает на себя обязанности продавца.
Еще нужно почитать, можно ли обратиться за гарантийным ремонтом и не вышли ли сроки.
Как считается срок гарантии
Отсчет гарантийного срока зависит от особенностей покупки товара:
- На сезонный товар (одежду, обувь и пр.) – с начала соответствующего сезона, для которого он предназначен.
- Вещь куплена онлайн, по почте или образцу – с момента доставки.
- Товар куплен со сборкой и установкой – со дня сборки или установки.
В остальных случаях отсчет начинается со дня передачи товара потребителю. Если его нельзя установить – с даты изготовления.
Основания для продления гарантии
Есть два основания для продления гарантии: по закону в случае ремонта или добровольно по желанию клиента.
Разберемся в обоих ситуациях детально.
Ремонт
Согласно ст. 471 ГК РФ, гарантия продлевается в нескольких случаях:
- Если товаром нельзя пользоваться по обстоятельствам, зависящим от продавца. Например, если вы купили холодильник и заказали в этом же магазине доставку, но его привезли только через неделю вопреки договоренностям, срок должны исчислять с момента доставки.
- Если товар был в гарантийном ремонте, гарантия продлевается на количество дней, в течение которых им нельзя было пользоваться.
- Если магазин отказал в ремонте и техникой нельзя было пользоваться некоторое время. Чаще всего срок в такой ситуации продлевается через суд.
Например. Вы купили микроволновую печь с гарантией в три года. Через два месяца с момента покупки она перестала работать, вы ее сдали в гарантийный ремонт. Микроволновка была в там 45 календарных дней, как и полагается по закону. Гарантия на этот период приостановилась, и возобновилась в день получения техники из ремонта. Срок продлился на 45 дней.
Примечание: если вы решите обратиться к продавцу, когда гарантия уже закончилась, ремонтировать товар он не обязан, даже если изначально вам продали его с браком.
Покупка расширенной гарантии
Альтернативный вариант – приобретение расширенной гарантии. Она оплачивается отдельно от товара. При покупке вам выдадут сертификат, который идет в дополнение к основному гарантийному талону.
Внимательно прочитайте, что написано в сертификате или договоре. Иногда магазины хитрят и продают допгарантию, которая начинает действовать и заканчивается вместе с основной. В таком случае вы и так сможете бесплатно все отремонтировать, и выбрасывать деньги на ветер (допгарантию) не придется.
Особенности для разных товаров
Если вы хотите продлить основную гарантию через покупку расширенной, изучите условия: у всех производителей и продавцов они разные. Например, владельцам Айкосов она предоставляется на один год после покупки. В течение этого времени можно бесплатно обменять любой элемент, даже если он вышел из строя по вине потребителя. То же самое касается и Гло Хайпер.
С автомобилями ситуация обстоит иначе. Если стандартная гарантия подразумевает бесплатное обслуживание в течение 3-5 лет после покупки или до 100 000 км пробега (что наступит раньше), то расширенная может полностью или частично менять условия.
Например, при покупке Ауди у дилера можно рассчитывать на два дополнительных года гарантии (4 года в общей сложности) с ограничением пробега в 120 000 км. Владельцам автомобилей Лада (Гранта, Веста и пр.) тоже доступно продление гарантии сроком до 5 лет.
Стандартная гарантия на Лексусы – 4 года или 50 000 миль пробега. Ее можно продлить, купив расширенную до истечения заводской.
Когда в продлении гарантии откажут
Вам вряд ли откажут в продлении гарантийного срока через покупку расширенной гарантии: платите деньги, и все будет хорошо. Другое дело – будут ли продлевать обычную гарантию на период нахождения товара в ремонте.
Стандартную гарантию на время ремонта не продлят, если:
- Выяснится, что в поломке виновны вы. Это определят на экспертизе. А еще придется возмещать продавцу расходы на ее проведение, а также за хранение и транспортировку (п.5 ст. 18 Закона №2300-1).
- Вы сами попросите вместо ремонта предоставить другой товар надлежащего качества. В этом случае гарантия на новую вещь закончится тогда, когда должна закончиться на замененную.
Могут отказать в продлении гарантии, если вместо ремонта вы договорились с продавцом о соразмерном уменьшении стоимости товара. Если же вы решили вернуть его и получить деньги обратно, обязательства по гарантийному обслуживанию прекратятся с момента расторжения договора.
Как сдать товар в ремонт по гарантии: пошаговая инструкция
Рассмотрим пошагово, как сдать технику или иную вещь в гарантийный ремонт, чтобы можно было рассчитывать на продление гарантии:
- Принесите товар в магазине или АСЦ – в зависимости от того, что указано в талоне.
- Заполните заявление на ремонт. В итоге вам должны выдать заказ-наряд и передаточный акт. Важно, чтобы во всех документах была дата приемки товара.
- Получите вещь после ремонта. В гарантийный талон должны внести даты приема и выдачи товара, чтобы можно было определить срок, на который продлевается гарантия. Также в акте приемки указывается перечень выполненных работ.
Как только вы получите товар обратно, течение гарантийного срока возобновится.
Сроки ремонта
Стандартный срок ремонта по закону – 45 календарных дней. Отсчет начинается со дня, обращения в магазин или АСЦ.
Если же продавец не успевает отремонтировать товар вовремя по объективным причинам, по договоренности с вами срок ремонта можно продлить. Тогда гарантия тоже продлевается на аналогичное количество дней.
Дадут ли подменный товар
Продавец обязан выдать вам подменный товар на время ремонта в течение трех дней после того, как вы подадите соответствующее заявление. В беззаявительном порядке ничего не выдается.
Исключение – товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 «Об утверждении Правил…» – их продавец может и не предоставлять в качестве временной замены:
- автомобили и мототехника;
- бытовая мебель;
- электробытовые приборы (бритвы, эпиляторы, и пр.);
- ювелирные изделия, ограненные камни, драгметаллы;
- электрические, газовые, газоэлектрические приборы для приготовления пищи;
- гражданское оружие и патроны к нему.
Некоторые продавцы все же дают товар из указанного списка на подмену. Например, если вы сдали в ремонт машину, вам могут дать автомобиль из подменного фонда. Обычно такое отношение к клиентам характерно для дилеров премиум-сегмента.
Если магазин отказывает в продлении гарантии
Здесь подразумевается нежелание проставлять сроки передачи товара в ремонт и выдачи обратно, чтобы можно было посчитать, на сколько продлевается гарантия. Или же отказ в проставлении нового срока ее окончания в талоне.
Если впоследствии вам откажут в повторном гарантийном ремонте, мотивируя это тем, что гарантия закончилась, вы вправе обратиться в суд и потребовать:
- обязать продавца отремонтировать товар;
- взыскать неустойку – 1% от суммы товара;
- расторгнуть договор купли-продажи;
- взыскать компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% за отказ в добровольном урегулировании проблемы.
Перед обращением суд лучше направить претензию на имя руководителя магазина и потребовать принять товар на ремонт в установленные сроки. Если дадут отказ или не ответят на 30-40 дней, можно обращаться в суд. Досудебное урегулирование по закону необязательно, но в некоторых случаях большинство проблем решаются еще на этапе претензии.
Судебная практика
Рассмотрим несколько примеров дел, по которым людям приходилось добиваться продления гарантийного срока через суд:
№1. Мужчина купил машину с гарантией в три года или 100 000 км пробега. При подписании договора ему пришлось поставить подпись и в Приложении, которое существенно сужает гарантийные обязательства продавца. Во время очередного технического обслуживания на пробеге 75 000 км выявлена неисправность левого ступичного подшипника.
Покупатель обратился с заявлением о ремонте к дилеру, однако ему отказали, сославшись на приложение. Из-за этого он с даты отказа и на момент подачи искового заявления не мог пользоваться автомобилем. Некоторые детали пришлось покупать самостоятельно. В суде он потребовал уменьшить покупную стоимость машины, взыскать с ответчика неустойку, обязать продлить гарантийный срок.
Решением № 2-1115/2011 от 8 августа 2011 г. по делу № 2-1115/2011 требования удовлетворены.
№2. Мужчина приобрел ноутбук. Через некоторое время обнаружилась неисправность, он сдал его в ремонт. Забирая из ремонта, он увидел повреждения, которых на момент передачи в АСЦ не было.
Покупатель попросил заменить поврежденный ноутбук на новый, оставил его в АСЦ, но ему отказали. После этого он обратился в районный суд и потребовал взыскать с ответчика двукратную стоимость устройства, но в удовлетворении иска ему отказали, а апелляционная жалоба ничего не изменила.
Тогда покупатель обратился к продавцу и попросил хотя бы продлить гарантийный срок, т.к. не пользовался ноутбуком до окончания судебных разбирательств, но в магазине отказались идти навстречу. В суде истец попросил обязать ответчика продлить гарантию, потому как не пользовался ноутбуком в связи с проверкой качества и судебными спорами.
Решением от 10 апреля 2013 г. в удовлетворении иска отказано, поскольку суд не нашел оснований, и у истца не было никаких препятствий для использования устройства.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Вы можете рассчитывать на продление гарантии, если сдаете товар в ремонт или не можете пользоваться им по иным причинам по вине продавца.
- По желанию можно увеличить срок гарантийного обслуживания, купив расширенную гарантию. Она оплачивается отдельно от всего, иногда работает по принципу страховки – все зависит от конкретного магазина или производителя.
- Если продавец отказывается продлевать гарантийный срок, вы можете обязать его сделать это через суд.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно.