8 (800) 302-57-35

Бесплатная консультация юриста по РФ

Когда возможно продление гарантии и на что имеет право покупатель

Если вы купили технику, в случае поломки вы можете рассчитывать на продление гарантии на время ремонта. Но не всегда: например, если неисправность возникла по вашей вине, продавец не будет чинить товар бесплатно, соответственно, гарантийный срок не продлят.

Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу об основных правилах гарантийного обслуживания, особенностях расчета гарантийного срока, основаниях для его продления. Также вы узнаете, как сдать товар в ремонт и что делать, если магазин отказывается продлевать гарантию.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Особенности гарантийного обслуживания

Гарантийное обслуживание – это услуга, предоставляемая покупателю безвозмездно. Но обычно стоимость сразу закладывается в цену товара. В течение всего срока гарантии потребитель может обратиться к продавцу за бесплатным ремонтом.

Если же вам не выдали гарантийный талон или не дали гарантию по договору, вы все равно можете обратиться к продавцу за ремонтом в течение двух лет с момента покупки (ст. 19 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей»). Если же талон есть, там будет написано, когда начинает действовать гарантия, до какого дня и в каких ситуациях вы можете обратиться за ремонтом.

Как это работает:

Например, женщина купила смартфон. На него дали гарантию в один год. Через неделю после покупки телефон начал работать некорректно: перестал ловить сигнал связи, самостоятельно перезагружался.

Покупательница обратилась в АСЦ за ремонтом, который длился 20 календарных дней. На это время действие гарантии приостановилось, возобновилось после выдачи отремонтированного товара. Таким образом, гарантия продлилась на 20 дней.

Чтобы сдать вещь в ремонт по гарантии, изучите талон или договор. Иногда товар принимают не продавцы, а авторизованные сервисные центры (АСЦ). Обычно туда сдается техника. С момента передачи товара АСЦ принимает на себя обязанности продавца.

Еще нужно почитать, можно ли обратиться за гарантийным ремонтом и не вышли ли сроки.

Как считается срок гарантии

Отсчет гарантийного срока зависит от особенностей покупки товара:

  1. На сезонный товар (одежду, обувь и пр.) – с начала соответствующего сезона, для которого он предназначен.
  2. Вещь куплена онлайн, по почте или образцу – с момента доставки.
  3. Товар куплен со сборкой и установкой – со дня сборки или установки.

В остальных случаях отсчет начинается со дня передачи товара потребителю. Если его нельзя установить – с даты изготовления.

Основания для продления гарантии

Есть два основания для продления гарантии: по закону в случае ремонта или добровольно по желанию клиента.

Разберемся в обоих ситуациях детально.

Ремонт

Согласно ст. 471 ГК РФ, гарантия продлевается в нескольких случаях:

  1. Если товаром нельзя пользоваться по обстоятельствам, зависящим от продавца. Например, если вы купили холодильник и заказали в этом же магазине доставку, но его привезли только через неделю вопреки договоренностям, срок должны исчислять с момента доставки.
  2. Если товар был в гарантийном ремонте, гарантия продлевается на количество дней, в течение которых им нельзя было пользоваться.
  3. Если магазин отказал в ремонте и техникой нельзя было пользоваться некоторое время. Чаще всего срок в такой ситуации продлевается через суд.

Например. Вы купили микроволновую печь с гарантией в три года. Через два месяца с момента покупки она перестала работать, вы ее сдали в гарантийный ремонт. Микроволновка была в там 45 календарных дней, как и полагается по закону. Гарантия на этот период приостановилась, и возобновилась в день получения техники из ремонта. Срок продлился на 45 дней.

Примечание: если вы решите обратиться к продавцу, когда гарантия уже закончилась, ремонтировать товар он не обязан, даже если изначально вам продали его с браком.

Покупка расширенной гарантии

Альтернативный вариант – приобретение расширенной гарантии. Она оплачивается отдельно от товара. При покупке вам выдадут сертификат, который идет в дополнение к основному гарантийному талону.

Внимательно прочитайте, что написано в сертификате или договоре. Иногда магазины хитрят и продают допгарантию, которая начинает действовать и заканчивается вместе с основной. В таком случае вы и так сможете бесплатно все отремонтировать, и выбрасывать деньги на ветер (допгарантию) не придется.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Особенности для разных товаров

Если вы хотите продлить основную гарантию через покупку расширенной, изучите условия: у всех производителей и продавцов они разные. Например, владельцам Айкосов она предоставляется на один год после покупки. В течение этого времени можно бесплатно обменять любой элемент, даже если он вышел из строя по вине потребителя. То же самое касается и Гло Хайпер.

С автомобилями ситуация обстоит иначе. Если стандартная гарантия подразумевает бесплатное обслуживание в течение 3-5 лет после покупки или до 100 000 км пробега (что наступит раньше), то расширенная может полностью или частично менять условия.

Например, при покупке Ауди у дилера можно рассчитывать на два дополнительных года гарантии (4 года в общей сложности) с ограничением пробега в 120 000 км. Владельцам автомобилей Лада (Гранта, Веста и пр.) тоже доступно продление гарантии сроком до 5 лет.

Стандартная гарантия на Лексусы – 4 года или 50 000 миль пробега. Ее можно продлить, купив расширенную до истечения заводской.

Когда в продлении гарантии откажут

Вам вряд ли откажут в продлении гарантийного срока через покупку расширенной гарантии: платите деньги, и все будет хорошо. Другое дело – будут ли продлевать обычную гарантию на период нахождения товара в ремонте.

Стандартную гарантию на время ремонта не продлят, если:

  1. Выяснится, что в поломке виновны вы. Это определят на экспертизе. А еще придется возмещать продавцу расходы на ее проведение, а также за хранение и транспортировку (п.5 ст. 18 Закона №2300-1).
  2. Вы сами попросите вместо ремонта предоставить другой товар надлежащего качества. В этом случае гарантия на новую вещь закончится тогда, когда должна закончиться на замененную.

Могут отказать в продлении гарантии, если вместо ремонта вы договорились с продавцом о соразмерном уменьшении стоимости товара. Если же вы решили вернуть его и получить деньги обратно, обязательства по гарантийному обслуживанию прекратятся с момента расторжения договора.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как сдать товар в ремонт по гарантии: пошаговая инструкция

Рассмотрим пошагово, как сдать технику или иную вещь в гарантийный ремонт, чтобы можно было рассчитывать на продление гарантии:

  1. Принесите товар в магазине или АСЦ – в зависимости от того, что указано в талоне.
  2. Заполните заявление на ремонт. В итоге вам должны выдать заказ-наряд и передаточный акт. Важно, чтобы во всех документах была дата приемки товара.
  3. Получите вещь после ремонта. В гарантийный талон должны внести даты приема и выдачи товара, чтобы можно было определить срок, на который продлевается гарантия. Также в акте приемки указывается перечень выполненных работ.

Как только вы получите товар обратно, течение гарантийного срока возобновится.

Сроки ремонта

Стандартный срок ремонта по закону – 45 календарных дней. Отсчет начинается со дня, обращения в магазин или АСЦ.

Если же продавец не успевает отремонтировать товар вовремя по объективным причинам, по договоренности с вами срок ремонта можно продлить. Тогда гарантия тоже продлевается на аналогичное количество дней.

Дадут ли подменный товар

Продавец обязан выдать вам подменный товар на время ремонта в течение трех дней после того, как вы подадите соответствующее заявление. В беззаявительном порядке ничего не выдается.

Исключение – товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 «Об утверждении Правил…» – их продавец может и не предоставлять в качестве временной замены:

  • автомобили и мототехника;
  • бытовая мебель;
  • электробытовые приборы (бритвы, эпиляторы, и пр.);
  • ювелирные изделия, ограненные камни, драгметаллы;
  • электрические, газовые, газоэлектрические приборы для приготовления пищи;
  • гражданское оружие и патроны к нему.

Некоторые продавцы все же дают товар из указанного списка на подмену. Например, если вы сдали в ремонт машину, вам могут дать автомобиль из подменного фонда. Обычно такое отношение к клиентам характерно для дилеров премиум-сегмента.

Если магазин отказывает в продлении гарантии

Здесь подразумевается нежелание проставлять сроки передачи товара в ремонт и выдачи обратно, чтобы можно было посчитать, на сколько продлевается гарантия. Или же отказ в проставлении нового срока ее окончания в талоне.

Если впоследствии вам откажут в повторном гарантийном ремонте, мотивируя это тем, что гарантия закончилась, вы вправе обратиться в суд и потребовать:

  • обязать продавца отремонтировать товар;
  • взыскать неустойку – 1% от суммы товара;
  • расторгнуть договор купли-продажи;
  • взыскать компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% за отказ в добровольном урегулировании проблемы.

Перед обращением суд лучше направить претензию на имя руководителя магазина и потребовать принять товар на ремонт в установленные сроки. Если дадут отказ или не ответят на 30-40 дней, можно обращаться в суд. Досудебное урегулирование по закону необязательно, но в некоторых случаях большинство проблем решаются еще на этапе претензии.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел, по которым людям приходилось добиваться продления гарантийного срока через суд:

№1. Мужчина купил машину с гарантией в три года или 100 000 км пробега. При подписании договора ему пришлось поставить подпись и в Приложении, которое существенно сужает гарантийные обязательства продавца. Во время очередного технического обслуживания на пробеге 75 000 км выявлена неисправность левого ступичного подшипника.

Покупатель обратился с заявлением о ремонте к дилеру, однако ему отказали, сославшись на приложение. Из-за этого он с даты отказа и на момент подачи искового заявления не мог пользоваться автомобилем. Некоторые детали пришлось покупать самостоятельно. В суде он потребовал уменьшить покупную стоимость машины, взыскать с ответчика неустойку, обязать продлить гарантийный срок.

Решением № 2-1115/2011 от 8 августа 2011 г. по делу № 2-1115/2011 требования удовлетворены.

№2. Мужчина приобрел ноутбук. Через некоторое время обнаружилась неисправность, он сдал его в ремонт. Забирая из ремонта, он увидел повреждения, которых на момент передачи в АСЦ не было.

Покупатель попросил заменить поврежденный ноутбук на новый, оставил его в АСЦ, но ему отказали. После этого он обратился в районный суд и потребовал взыскать с ответчика двукратную стоимость устройства, но в удовлетворении иска ему отказали, а апелляционная жалоба ничего не изменила.

Тогда покупатель обратился к продавцу и попросил хотя бы продлить гарантийный срок, т.к. не пользовался ноутбуком до окончания судебных разбирательств, но в магазине отказались идти навстречу. В суде истец попросил обязать ответчика продлить гарантию, потому как не пользовался ноутбуком в связи с проверкой качества и судебными спорами.

Решением от 10 апреля 2013 г. в удовлетворении иска отказано, поскольку суд не нашел оснований, и у истца не было никаких препятствий для использования устройства.

Ответы юриста на частные вопросы

Как рассчитывается гарантийный срок на товар, предоставленный взамен некачественного товара?
Возможно ли продление гарантии при покупке техники Бош?
Купил кофемашину Делонги. Как мне узнать адрес сервисного центра?
Есть ли программа продления гарантии на оборудование Ростелекома?
Купил в 2018 году ноутбук Леново в магазине, гарантия давалась на 2 года. 27 марта 2020 года он сломался. По всей России был карантин, АСЦ не работали. Я обратился за ремонтом уже в мае, но мне отказали, сказав, что гарантийный срок закончился. Вопрос до сих пор так и не решен. Что делать?
Где указывается продление гарантийного срока при ремонте автомобиля Фольксваген?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Вы можете рассчитывать на продление гарантии, если сдаете товар в ремонт или не можете пользоваться им по иным причинам по вине продавца.
  2. По желанию можно увеличить срок гарантийного обслуживания, купив расширенную гарантию. Она оплачивается отдельно от всего, иногда работает по принципу страховки – все зависит от конкретного магазина или производителя.
  3. Если продавец отказывается продлевать гарантийный срок, вы можете обязать его сделать это через суд.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно.

Елена Плохута
Елена Плохута

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Задать вопрос
Рекомендуем по теме
Елена Плохута
Если у вас остались вопросы, спрашивайте, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ