Как составить претензию в транспортную компанию? Пошаговый порядок
В услугах транспортных компаний нуждаются не только организации, но и простые граждане. Поскольку простому физическому лицу сложнее защитить свои интересы при конфликте с большой организацией, в его интересах действует законодательство о защите прав потребителей. Казусы, связанные с плохо организованной логистикой, при перевозке грузов происходят довольно часто: теряются и портятся вещи, задерживаются сроки доставки. Однако решить такую проблему довольно просто: в большинстве случаев достаточно знать, как составить претензию по грузоперевозкам. Какие существуют нюансы при обращении в транспортную компанию – разберем в этой статье.
Когда понадобится претензия?
Законодатель исходит из принципа свободы договора: стороны сами определяют договорные условия. Это значит, что круг прав и обязанностей сторон и, соответственно, список возможных нарушений со стороны грузоперевозчика сильно зависит от содержания договора. Тем не менее, договор должен соответствовать общим требованиям законодательства, в частности, нормам Закона о защите прав потребителей.
Наиболее распространенными нарушениями со стороны транспортных компаний являются:
- задержка груза транспортной компанией;
- частичная или полная утеря отправления;
- повреждение груза или нарушение целостности его упаковки;
- груз перепутали и привезли не тот;
- непредставление информации о прибытии товара к покупателю указанным в договоре способом;
- другие нарушения условий договора грузоперевозки, например, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных договором.
Важно! Правила и условия перевозки сильно зависят от вида транспорта, используемого для перевозки.
Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Это значит, что претензии и иски по перевозкам грузов в контролирующие органы нельзя подать, пока не соблюден претензионный порядок, а именно:
- от ТК получен ответ с полным или частичным отказом выполнить требования, изложенные в претензии;
- ТК не ответила на претензию в течение 30 календарных дней.
Таким образом, чтобы защитить свои потребительские права, письменную претензию к перевозчику нужно составлять при любых нарушениях с его стороны.
Важно! Многие крупные компании предлагают страховку груза в качестве дополнительной платной услуги. Если данная услуга была оформлена, то убытки должна возмещать страховая компания, а не перевозчик. О порядке обращения в страховую компанию мы писали на примере компании «Росгосстрах».
Необходимые документы
Перед тем, как написать претензию в транспортную компанию, грузополучатель должен предпринять некоторые меры, чтобы зафиксировать нарушение со стороны ТК.
Так, если груз не был доставлен, будет достаточно:
- договора о перевозке грузов;
- транспортной накладной, согласно которой грузоотправитель передал груз транспортной компании.
В остальных случаях также понадобится акт приемки или расхождений. При составлении данного документа важно следить за тем, чтобы на нем стояла текущая дата и было указано реальное состояние полученного груза: фактическое количество мест, повреждения и т.д.
Любое несоответствие груза исходному состоянию нужно зафиксировать на фото, а в акт включить сведения о проведенной фотосъемке. Так, если при получении груза выявлено повреждение упаковки, нужно зафиксировать это на фотографии, затем вскрыть упаковку и сфотографировать повреждение груза.
Если имущество утеряно или повреждено, для возмещения убытков потребуются документы, подтверждающие его стоимость. Если в связи с неполучением груза были получены дополнительные убытки, они тоже должны документально подтверждаться.
Как составить претензию?
Со всеми необходимыми документами на руках можно приступать к подготовке претензии к транспортной компании. Как правило, крупные компании размещают бланки заявлений на своем сайте, которые достаточно просто заполнить. Тем не менее, чтобы ничего не упустить, перед заполнением лучше ознакомиться со следующими правилами:
- Из текста претензии должно быть понятно, кем и кому она адресуется. Поэтому для наглядности в правом верхнем углу формируется шапка претензии. Документ обычно составляется на имя руководителя организации. Заявитель должен указать о себе ФИО и контактные данные для связи.
- Следует указать название претензии, из которого будет понятна цель обращения, к примеру: Претензия по договору перевозки.
- Отдельное внимание необходимо уделить качеству текста претензии: он должен быть написан деловым языком, сухо и без эмоций. Тем более не стоит включать в текст хамство и оскорбления: они дают компании право не рассматривать заявление потребителя.
- Суть претензии должна быть описана максимально конкретно: приведены реквизиты договора перевозки груза, а также иных документов, даты сдачи груза и его получения, описание допущенных нарушений, расчет суммы ущерба. Если требуется возмещение убытков, лучше сразу указать реквизиты для перечисления денежных средств.
- Важно привести обоснование своих требований. Это могут быть ссылки на соответствующие нормы закона или условия договора.
- В конце документа формулируются требования к транспортной компании: выдать груз, компенсировать убытки и т.д.
- Немаловажно также указать на намерение обратиться в контролирующие органы или в суд в случае, если претензионные требования не будут выполнены.
- Перечисляются приложенные документы (обязательно в копиях, оригиналы храним у себя!), дата и подпись.
При составлении претензии важно учитывать особенности конкретной ситуации: содержание договора, состав имеющихся документов, характер нарушения и т.д. Для примера можно использовать наши образцы. Если Вы не уверены в своих силах, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста.
Как подать претензию?
Пакет документов с претензией необходимо правильно вручить, чтобы претензионный порядок считался соблюденным. Подать претензию можно лично, почтой или в электронном виде, но у каждого способа есть свои нюансы.
- Чтобы подать претензию лично, потребуются два экземпляра претензии: один примут сотрудники ТК, а на втором они должны поставить отметку о получении с датой и подписью. Только в этом случае на руках у заявителя будет доказательство соблюдения претензионного порядка.
- Отправить претензию можно и почтой, оформив отправление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Направлять письмо следует на адрес, указанный в договоре. Вернувшееся уведомление необходимо хранить на случай, если понадобится обращаться в вышестоящие инстанции.
- Некоторые транспортные компании предлагают в качестве альтернативы вышеупомянутым способам отправить сообщение на электронную почту или через форму на сайте. Такая подача претензии допустима, но только при условии, если в договоре о перевозке грузов прямо указан данный способ подачи претензии. В противном случае суд может посчитать претензионный порядок не соблюденным.
Срок подачи претензии
Чем скорее будет подана претензия – тем лучше для потребителя. Если же сразу претензию подать не получилось, следует учитывать установленные законом сроки для подачи претензии по перевозке грузов. В основном, срок предъявления претензии к перевозчику зависит от того, каким видом транспорта осуществлялась доставка:
- 1 год для автотранспорта;
- 6 месяцев для авиатранспорта;
- 6 месяцев для железнодорожного транспорта, в отношении штрафов и пеней – 45 дней;
- 1 год для водного транспорта;
- 4 месяца для смешанного способа доставки.
Как правило, срок исчисляется с момента планируемого или фактического получения груза.
Примечание: в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ, срок рассмотрения претензии к перевозчику составляет 30 дней с момента получения. Если в течение этого времени ответ не получен, можно обращаться в суд. Также, Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки для выполнения требований потребителя. Так, требование о возмещении денежных средств должно быть выполнено в течение 10 дней со дня получения претензии.
Если претензия не помогла
Основной инстанцией для обжалования действий транспортной компании является суд, но можно попробовать оказать воздействие на нарушителя и путем обращения в контрольные инстанции. Они не помогут взыскать с ТК задолженность, но быстрее суда рассматривают обращения и могут вынести в ее отношении предписание об устранении нарушений.
Так, подать жалобу на транспортную компанию можно:
- Роспотребнадзор, сделав акцент на нарушении прав потребителей. К примеру, указать на некачественное оказание услуги и нежелание транспортной компании устранять допущенные нарушения. Подробнее о том, как обратиться в Роспотребнадзор, можно почитать в нашей статье.
- Рассмотрением серьезных правонарушений в сфере транспортных услуг занимается транспортная прокуратура. К примеру, если ТК нарушила таможенное законодательство, транспортная прокуратура будет расследовать данное преступление и при необходимости привлечет виновных к ответственности.
- Обратиться в прокуратуру можно через электронную приемную. Потребуется указать свои личные данные, выбрать интересующее отделение прокуратуры и изложить суть жалобы. Также, в отделение транспортной прокуратуры можно обратиться по почте или лично, посмотрев контакты интересующего отделения на сайте.
Как подать в суд на транспортную компанию?
Взыскать убытки, причиненные транспортной компанией, можно только через суд. Обращение в суд несколько отличается от обращения в другие госорганы и производится в особом процессуальном порядке. В данном случае следует подавать иск о защите прав потребителей, который освобождает истца от уплаты госпошлины и позволяет взыскать с ТК дополнительные суммы в виде штрафов и неустоек.
Как составить исковое заявление?
Иск можно составить путем внесения изменений в уже написанную претензию к перевозчику груза:
- в шапке искового заявления обязательно нужно указать наименование суда, в который будет подаваться иск. пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Также указываются данные об истце (заявителе) и ответчике (транспортной компании);
- текст жалобы следует дополнить изложением претензионного порядка урегулирования спора: когда была подана претензия в транспортную компанию и с какими требованиями, отвечал ли на нее ответчик;
- в конце указать все исковые требования;
- приложить все документы, которые прикладывались к претензии, а также саму претензию и ответ на нее.
Что можно требовать в суде?
Помимо основного требования о возмещении нанесенного вреда Закон о защите прав потребителей позволяет включить в иск дополнительные требования:
- о компенсации морального вреда (на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей);
- о выплате пени в размере 3 % от стоимости услуг за каждый день просрочки, (ст. 28 Закона о защите прав потребителей);
- о выплате штрафа в размере 50 % от суммы заявленных требований за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Как подать иск в суд?
Иск о защите прав потребителей можно подавать и по месту нахождения транспортной компании, и по месту жительства истца. В зависимости от суммы всех требований иск подается либо мировому судье, либо в районный суд.
Цена иска | Подсудность |
---|---|
До 100 000 рублей включительно | Мировой судья |
Более 100 000 рублей | Районный суд |
Порядок подачи иска следующий:
- Заявление распечатывается по числу лиц, участвующих в деле: для себя, ответчика и суда. Копии приложений также нужно распечатать для суда и для ответчика. Оригиналы следует хранить у себя, их нужно будет взять с собой только на судебное заседание.
- Отнести на почту копию иска для ответчика вместе с приложениями и отправить по адресу его местонахожения заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанции об отправке также нужно будет приложить к иску в суд.
- Подать заявление в суд. Это можно сделать тремя способами:
- прийти в канцелярию суда и сдать документы лично. Тогда на Вашем экземпляре секретарь поставит отметку о получении и заберет иск вместе со всеми приложениями;
- отправить иск по почте заказным письмом;
- воспользоваться электронной системой ГАС Правосудие и отправить документы в электронном виде в формате PDF. Для этого потребуется авторизация через ЕСИА.
Срок рассмотрения дела займет около двух месяцев, если не потребуется обжалование решения суда в вышестоящую инстанцию.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- При спорах с транспортной компанией необходимо руководствоваться договором, транспортным законодательством и Законом о защите прав потребителей.
- Если груз застрахован, убытки следует взыскивать со страховой компании. При отсутствии страховки полную ответственность за сохранность и доставку груза несет грузоперевозчик.
- Подача претензии – обязательный шаг урегулирования споров с транспортной компанией. Если претензионный порядок не соблюден, в суд за возмещением убытков обратиться не получится.
- Чтобы претензионный порядок был соблюден, претензию в ТК нужно правильно составить и подать.
- Если ТК не удовлетворила требования, указанные в претензии, или не ответила на нее в течение 30 дней, можно попробовать обратиться в Роспотребнадзор или сразу писать исковое заявление в суд.