8 (800) 333-05-49

Бесплатная консультация юриста по РФ

Как составить претензию в транспортную компанию? Пошаговый порядок

В услугах транспортных компаний нуждаются не только организации, но и простые граждане. Поскольку простому физическому лицу сложнее защитить свои интересы при конфликте с большой организацией, в его интересах действует законодательство о защите прав потребителей. Казусы, связанные с плохо организованной логистикой, при перевозке грузов происходят довольно часто: теряются и портятся вещи, задерживаются сроки доставки. Однако решить такую проблему довольно просто: в большинстве случаев достаточно знать, как составить претензию по грузоперевозкам. Какие существуют нюансы при обращении в транспортную компанию – разберем в этой статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Когда понадобится претензия?

Законодатель исходит из принципа свободы договора: стороны сами определяют договорные условия. Это значит, что круг прав и обязанностей сторон и, соответственно, список возможных нарушений со стороны грузоперевозчика сильно зависит от содержания договора. Тем не менее, договор должен соответствовать общим требованиям законодательства, в частности, нормам Закона о защите прав потребителей.

Наиболее распространенными нарушениями со стороны транспортных компаний являются:

  • задержка груза транспортной компанией;
  • частичная или полная утеря отправления;
  • повреждение груза или нарушение целостности его упаковки;
  • груз перепутали и привезли не тот;
  • непредставление информации о прибытии товара к покупателю указанным в договоре способом;
  • другие нарушения условий договора грузоперевозки, например, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных договором.

Важно! Правила и условия перевозки сильно зависят от вида транспорта, используемого для перевозки.

Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Это значит, что претензии и иски по перевозкам грузов в контролирующие органы нельзя подать, пока не соблюден претензионный порядок, а именно:

  • от ТК получен ответ с полным или частичным отказом выполнить требования, изложенные в претензии;
  • ТК не ответила на претензию в течение 30 календарных дней.

Таким образом, чтобы защитить свои потребительские права, письменную претензию к перевозчику нужно составлять при любых нарушениях с его стороны.

Важно! Многие крупные компании предлагают страховку груза в качестве дополнительной платной услуги. Если данная услуга была оформлена, то убытки должна возмещать страховая компания, а не перевозчик. О порядке обращения в страховую компанию мы писали на примере компании «Росгосстрах».

Необходимые документы

Перед тем, как написать претензию в транспортную компанию, грузополучатель должен предпринять некоторые меры, чтобы зафиксировать нарушение со стороны ТК.

Так, если груз не был доставлен, будет достаточно:

  • договора о перевозке грузов;
  • транспортной накладной, согласно которой грузоотправитель передал груз транспортной компании.

В остальных случаях также понадобится акт приемки или расхождений. При составлении данного документа важно следить за тем, чтобы на нем стояла текущая дата и было указано реальное состояние полученного груза: фактическое количество мест, повреждения и т.д.

Любое несоответствие груза исходному состоянию нужно зафиксировать на фото, а в акт включить сведения о проведенной фотосъемке. Так, если при получении груза выявлено повреждение упаковки, нужно зафиксировать это на фотографии, затем вскрыть упаковку и сфотографировать повреждение груза.

Если имущество утеряно или повреждено, для возмещения убытков потребуются документы, подтверждающие его стоимость. Если в связи с неполучением груза были получены дополнительные убытки, они тоже должны документально подтверждаться.

Как составить претензию?

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева
Практикующий юрист. Стаж 11 лет. Специалист в области гражданского и семейного права.

Со всеми необходимыми документами на руках можно приступать к подготовке претензии к транспортной компании. Как правило, крупные компании размещают бланки заявлений на своем сайте, которые достаточно просто заполнить. Тем не менее, чтобы ничего не упустить, перед заполнением лучше ознакомиться со следующими правилами:

  1. Из текста претензии должно быть понятно, кем и кому она адресуется. Поэтому для наглядности в правом верхнем углу формируется шапка претензии. Документ обычно составляется на имя руководителя организации. Заявитель должен указать о себе ФИО и контактные данные для связи.
  2. Следует указать название претензии, из которого будет понятна цель обращения, к примеру: Претензия по договору перевозки.
  3. Отдельное внимание необходимо уделить качеству текста претензии: он должен быть написан деловым языком, сухо и без эмоций. Тем более не стоит включать в текст хамство и оскорбления: они дают компании право не рассматривать заявление потребителя.
  4. Суть претензии должна быть описана максимально конкретно: приведены реквизиты договора перевозки груза, а также иных документов, даты сдачи груза и его получения, описание допущенных нарушений, расчет суммы ущерба. Если требуется возмещение убытков, лучше сразу указать реквизиты для перечисления денежных средств.
  5. Важно привести обоснование своих требований. Это могут быть ссылки на соответствующие нормы закона или условия договора.
  6. В конце документа формулируются требования к транспортной компании: выдать груз, компенсировать убытки и т.д.
  7. Немаловажно также указать на намерение обратиться в контролирующие органы или в суд в случае, если претензионные требования не будут выполнены.
  8. Перечисляются приложенные документы (обязательно в копиях, оригиналы храним у себя!), дата и подпись.

При составлении претензии важно учитывать особенности конкретной ситуации: содержание договора, состав имеющихся документов, характер нарушения и т.д. Для примера можно использовать наши образцы. Если Вы не уверены в своих силах, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста.

Претензия в транспортную компанию за задержку доставки

Претензия в транспортную компанию за утрату груза

Претензия в транспортную компанию на недостачу

Претензия в транспортную компанию о неисполнении обязательств

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как подать претензию?

Пакет документов с претензией необходимо правильно вручить, чтобы претензионный порядок считался соблюденным. Подать претензию можно лично, почтой или в электронном виде, но у каждого способа есть свои нюансы.

  1. Чтобы подать претензию лично, потребуются два экземпляра претензии: один примут сотрудники ТК, а на втором они должны поставить отметку о получении с датой и подписью. Только в этом случае на руках у заявителя будет доказательство соблюдения претензионного порядка.
  2. Отправить претензию можно и почтой, оформив отправление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Направлять письмо следует на адрес, указанный в договоре. Вернувшееся уведомление необходимо хранить на случай, если понадобится обращаться в вышестоящие инстанции.
  3. Некоторые транспортные компании предлагают в качестве альтернативы вышеупомянутым способам отправить сообщение на электронную почту или через форму на сайте. Такая подача претензии допустима, но только при условии, если в договоре о перевозке грузов прямо указан данный способ подачи претензии. В противном случае суд может посчитать претензионный порядок не соблюденным.

Срок подачи претензии

Чем скорее будет подана претензия – тем лучше для потребителя. Если же сразу претензию подать не получилось, следует учитывать установленные законом сроки для подачи претензии по перевозке грузов. В основном, срок предъявления претензии к перевозчику зависит от того, каким видом транспорта осуществлялась доставка:

  • 1 год для автотранспорта;
  • 6 месяцев для авиатранспорта;
  • 6 месяцев для железнодорожного транспорта, в отношении штрафов и пеней — 45 дней;
  • 1 год для водного транспорта;
  • 4 месяца для смешанного способа доставки.

Как правило, срок исчисляется с момента планируемого или фактического получения груза.

Примечание: в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ, срок рассмотрения претензии к перевозчику составляет 30 дней с момента получения. Если в течение этого времени ответ не получен, можно обращаться в суд. Также, Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки для выполнения требований потребителя. Так, требование о возмещении денежных средств должно быть выполнено в течение 10 дней со дня получения претензии.

Если претензия не помогла

Основной инстанцией для обжалования действий транспортной компании является суд, но можно попробовать оказать воздействие на нарушителя и путем обращения в контрольные инстанции. Они не помогут взыскать с ТК задолженность, но быстрее суда рассматривают обращения и могут вынести в ее отношении предписание об устранении нарушений.

Так, подать жалобу на транспортную компанию можно:

  1. Роспотребнадзор, сделав акцент на нарушении прав потребителей. К примеру, указать на некачественное оказание услуги и нежелание транспортной компании устранять допущенные нарушения. Подробнее о том, как обратиться в Роспотребнадзор, можно почитать в нашей статье.
  2. Рассмотрением серьезных правонарушений в сфере транспортных услуг занимается транспортная прокуратура. К примеру, если ТК нарушила таможенное законодательство, транспортная прокуратура будет расследовать данное преступление и при необходимости привлечет виновных к ответственности.
  3. Обратиться в прокуратуру можно через электронную приемную. Потребуется указать свои личные данные, выбрать интересующее отделение прокуратуры и изложить суть жалобы. Также, в отделение транспортной прокуратуры можно обратиться по почте или лично, посмотрев контакты интересующего отделения на сайте.

Как подать в суд на транспортную компанию?

Взыскать убытки, причиненные транспортной компанией, можно только через суд. Обращение в суд несколько отличается от обращения в другие госорганы и производится в особом процессуальном порядке. В данном случае следует подавать иск о защите прав потребителей, который освобождает истца от уплаты госпошлины и позволяет взыскать с ТК дополнительные суммы в виде штрафов и неустоек.

Как составить исковое заявление?

Иск можно составить путем внесения изменений в уже написанную претензию к перевозчику груза:

  • в шапке искового заявления обязательно нужно указать наименование суда, в который будет подаваться иск. пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Также указываются данные об истце (заявителе) и ответчике (транспортной компании);
  • текст жалобы следует дополнить изложением претензионного порядка урегулирования спора: когда была подана претензия в транспортную компанию и с какими требованиями, отвечал ли на нее ответчик;
  • в конце указать все исковые требования;
  • приложить все документы, которые прикладывались к претензии, а также саму претензию и ответ на нее.

Что можно требовать в суде?

Помимо основного требования о возмещении нанесенного вреда Закон о защите прав потребителей позволяет включить в иск дополнительные требования:

Как подать иск в суд?

Иск о защите прав потребителей можно подавать и по месту нахождения транспортной компании, и по месту жительства истца. В зависимости от суммы всех требований иск подается либо мировому судье, либо в районный суд.

Цена иска Подсудность
До 100 000 рублей включительно Мировой судья
Более 100 000 рублей Районный суд

Порядок подачи иска следующий:

  1. Заявление распечатывается по числу лиц, участвующих в деле: для себя, ответчика и суда. Копии приложений также нужно распечатать для суда и для ответчика. Оригиналы следует хранить у себя, их нужно будет взять с собой только на судебное заседание.
  2. Отнести на почту копию иска для ответчика вместе с приложениями и отправить по адресу его местонахожения заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанции об отправке также нужно будет приложить к иску в суд.
  3. Подать заявление в суд. Это можно сделать тремя способами:
    • прийти в канцелярию суда и сдать документы лично. Тогда на Вашем экземпляре секретарь поставит отметку о получении и заберет иск вместе со всеми приложениями;
    • отправить иск по почте заказным письмом;
    • воспользоваться электронной системой ГАС Правосудие и отправить документы в электронном виде в формате PDF. Для этого потребуется авторизация через ЕСИА.

Срок рассмотрения дела займет около двух месяцев, если не потребуется обжалование решения суда в вышестоящую инстанцию.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. При спорах с транспортной компанией необходимо руководствоваться договором, транспортным законодательством и Законом о защите прав потребителей.
  2. Если груз застрахован, убытки следует взыскивать со страховой компании. При отсутствии страховки полную ответственность за сохранность и доставку груза несет грузоперевозчик.
  3. Подача претензии – обязательный шаг урегулирования споров с транспортной компанией. Если претензионный порядок не соблюден, в суд за возмещением убытков обратиться не получится.
  4. Чтобы претензионный порядок был соблюден, претензию в ТК нужно правильно составить и подать.
  5. Если ТК не удовлетворила требования, указанные в претензии, или не ответила на нее в течение 30 дней, можно попробовать обратиться в Роспотребнадзор или сразу писать исковое заявление в суд.

Снежана Погонцева
Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 333-05-49 Бесплатная консультация для посетителей сайта
Ксения Батракова
Если у вас остались вопросы по направлению жалобы в транспортную компанию, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Рекомендуем по теме