Можно ли и как оформить наследство через МФЦ?
Наследственными делами занимаются нотариусы, которые есть в МФЦ практически всех регионов. Это зависит от конкретного центра и субъекта: в более-менее крупных регионах нотариусы в МФЦ есть. Они обычно сидят в отдельных кабинетах. К ним люди могут обращаться для подачи заявлений о принятии наследства и получения свидетельств. Сами сотрудники центров заявления не принимают, и свидетельства не выдают.
Если же нотариуса в МФЦ нет, придется вступать в наследство в нотариальной конторе по адресу расположения наследуемой недвижимости или последнего места жительства наследодателя. Рассмотрим, как оформить наследство через МФЦ, какие услуги предоставляются центром, какие расходы при получении свидетельства ожидают наследников, и другие особенности.
Можно ли вступить в наследство через МФЦ без нотариуса?
Содержание
Ответ на этот вопрос однозначный – нет, за исключением случаев, когда нет ни одного нотариуса в населенном пункте. Тогда все документы оформляются в МФЦ, но это бывает крайне редко, и только в самых маленьких субъектах. Без нотариуса обойтись не получится, ведь именно в его компетенции находится прием заявлений о вступлении в наследство и выдача свидетельств.
Но если кабинет нотариуса есть в самом МФЦ, это существенно все упрощает:
- Можно быстро заказать все документы.
- Легко предварительно записаться на прием и распланировать свой график, если нужно одновременно несколько услуг.
Важно! Нотариусы обязаны не позднее одного рабочего дня после выдачи свидетельства о наследстве самостоятельно подавать документы для регистрации права собственности на наследников, если наследуется недвижимость. В остальных случаях регистрацией правопреемники занимаются самостоятельно.
Когда регистрация прав на имущество обязательна?
Обязательной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество:
- Квартиры.
- Дачи.
- Земельные участки.
- Гаражи.
- Дома.
- Нежилые помещения.
Если же наследуется транспортное средство, после получения свидетельства наследник должен обратиться в ГИБДД самостоятельно. Когда речь идет о наследовании банковского вклада, достаточно прийти в банк со свидетельством и написать заявление о его переоформлении или переводе денег на другой счет.
Какие услуги можно получить в МФЦ
В МФЦ можно получить практически любые услуги, касающиеся вступления в наследство:
- Заказ дубликата свидетельства о рождении. Он может понадобиться для подтверждения родственных связей.
- Формирование полного пакета документов для вступления в наследство.
- Заказ дубликатов договоров, соглашений, выписки из ЕГРН.
- Подача документов для постановки автомобиля на учет в ГИБДД.
- Регистрация права собственности на недвижимость на основании свидетельства о наследстве.
- Заказ выписки о кадастровой стоимости недвижимости.
- Заказ нового паспорта в случае утери или порчи старого.
В МФЦ предоставляются почти все существующие государственные и муниципальные услуги, которые могут понадобиться для вступления в наследство. Но приемом заявлений и выдачей свидетельств наследникам занимаются нотариусы.
Как вступить в наследство? Пошаговая инструкция
Обратиться с заявлением о вступлении в наследство нужно к нотариусу в течение полугода после смерти наследодателя. Свидетельство выдадут по прошествии 6 месяцев с этого момента.
Важно учитывать несколько особенностей, касающихся способов наследования:
- По закону. Обязательно соблюдение очередности. Все имущество делится между правопреемниками поровну.
- По завещанию. Имущество достается только лицам, указанным в завещании. Наследодатель самостоятельно определяет при жизни, кому и что достанется.
- По наследственному договору. Он составляется с любым человеком, который может призываться к наследованию. Документ определяет порядок и условия перехода прав на имущество наследодателя после его смерти.
Если наследник не знает, есть ли завещание, или нет, эту информацию можно уточнить у нотариуса.
При наличии прав на наследство порядок действий выглядит так:
- Подача заявления о принятии наследства и выдаче свидетельства. Это нужно сделать в течение полугода. Если срок пропущен, его придется восстанавливать через суд, и только по уважительным причинам.
- Нотариус проверяет документы, заводит наследственное дело. Если наследуется недвижимость, понадобится экспертная оценка. Она нужна для определения размера госпошлины.
- По прошествии полугода выдается свидетельство и выписка из ЕГРН. Документы на регистрацию прав на недвижимость нотариус отправляет в Росреестр самостоятельно.
Обратите внимание! Заявление подается сразу со всеми документами. Если не хватает каких-либо справок, их можно заказать в МФЦ.
Содержание и образец заявления
Унифицированной формы заявления о принятии наследства нет, оно обычно выдается нотариусом.
Какие сведения понадобятся для заполнения документа:
- адрес нотариальной конторы;
- Ф.И.О. заявителя;
- Ф.И.О., адрес проживания умершего наследодателя;
- адрес регистрации, паспортные данные наследника;
- просьба о принятии заявления и выдаче свидетельства;
- дата составления и подпись.
Документы
При обращении к нотариусу понадобится:
- паспорт;
- заявление;
- справка о стоимости имущества (рыночной или кадастровой);
- свидетельство о смерти наследодателя.
Если имущество наследуется по закону, нужно представить документы, подтверждающие родство с наследодателем. При наследовании недвижимости понадобится выписка из ЕГРН. Если от имени правопреемника действует представитель, нужна письменная доверенность.
Расходы
За выдачу свидетельства о наследстве нотариусу уплачивается госпошлина, размер которой зависит от степени родства наследника и наследодателя:
Кто вступает в наследство | Пошлина |
Дети (родные или усыновленные), родитель, супруг, родные братья и сестры | 0,3% от стоимости наследуемого имущества, максимум 100 000 руб. |
Остальные лица | 0,6% от цены наследуемых ценностей, до 1 000 000 руб. |
Если человек заказывает дополнительные услуги по оформлению и проверке документов, это оплачивается отдельно согласно тарифу нотариуса. За регистрацию права собственности на недвижимость уплачивается 2 000 руб. Если наследников несколько, пошлина платится каждым.
Что делать после получения свидетельства?
Получив свидетельство о наследовании недвижимости, нужно дождаться регистрации права собственности. Это происходит в течение 10 дней, а документы в Росреестр отправляет нотариус. По истечении указанного срока новому собственнику в МФЦ выдается выписка из ЕГРН.
Если же речь идет о наследовании иного имущества, порядок действий другой:
- Автомобиль. Получив свидетельство, нужно прийти с ним в течение 10 дней для внесения изменений в ПТС и постановки на учет. Перед этим оформляется ОСАГО, проводится техосмотр.
- Бизнес. На основании свидетельства вносятся изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, уведомляются контрагенты.
- Ювелирные изделия, животные, и пр. Достаточно прийти и забрать их, они учету не подлежат.
Примечание: регистрации подлежит только недвижимое имущество и транспортные средства.
Ответы юриста на частые вопросы
Какая стоимость недвижимости используется для расчета госпошлины: рыночная или кадастровая?
Стоимость бывает кадастровой или рыночной. Наследник вправе самостоятельно определить, от какой стоимости будет рассчитываться госпошлина, но нужно ее подтвердить справкой (Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 апреля 2017 г. N 03-05-06-03/19714). Как правило, кадастровая ниже рыночной, и выгоднее использовать для расчета ее.
Кому предоставляются льготы при обращении к нотариусу для вступления в наследство?
Льготы предоставляются на основании ст. 333.38 НК РФ при обращении к нотариусам за свидетельствами следующим категориям граждан:
- Инвалидам I и II групп – 50% от размера пошлины.
- Полностью освобождены физлица, проживающие совместно с наследодателем в наследуемой недвижимости на момент его смерти, и продолжающие жить там после.
- Несовершеннолетние или недееспособные наследники. От их имени действуют родители или опекуны, пошлина не платится.
- Наследники застрахованных от несчастных случаев на производстве, если выдается свидетельство о наследовании страховых сумм.
Чтобы воспользоваться льготами, понадобятся документы, подтверждающие право на них.
Живу в одном регионе, наследуемая квартира находится в другом. Могу ли я подать документы для вступления в наследство через МФЦ?
Нет. Заявление можно отправить Почтой России или представить нотариусу по месту открытия наследственного дела через законного представителя.
Как узнать, оставил ли человек завещание?
Обратиться к нотариусу. Если завещание оформлено до 01.07.2014 года, сведения он получит от нотариальной палаты. Информация о завещаниях, составленных после указанной даты, хранится в Единой информационной системе, и выдается нотариусу по запросу довольно быстро.
Можно ли получить свидетельство о наследстве в МФЦ?
Нет. Свидетельство выдается только нотариусом.
Заключение Эксперта
- Вступление в наследство через МФЦ невозможно, если там нет нотариуса.
- В МФЦ можно заказать любые документы, необходимые для наследования имущества.
- Нотариус самостоятельно отправляет все документы для регистрации права собственности на недвижимость после выдачи свидетельства.
Если по каким-либо причинам у наследника не получается прийти самостоятельно к нотариусу, он может подать документы через представителя или отправить их Почтой России. Но придется ждать, пока пройдет полгода с момента смерти наследодателя – раньше свидетельство не выдадут.
Обсуждения
Огромное спасибо за информацию, теперь я имею хоть какое-то представление, что нужно делать, с удовольствием обращусь к Вам за помощью!