Можно ли и как оформить наследство через МФЦ?
Наследственными делами занимаются нотариусы, которые есть в МФЦ практически всех регионов. Они обычно сидят в отдельных кабинетах. К ним люди могут обращаться для подачи заявлений о принятии наследства и получения свидетельств. Сами сотрудники центров заявления не принимают, и свидетельства не выдают. Если же нотариуса в МФЦ нет, придется вступать в наследство в нотариальной конторе по месту открытия наследства.
Я юрист по наследственным делам. В этой статье я расскажу, как оформить наследство через МФЦ, какие услуги предоставляются центром, какие расходы при получении свидетельства вас ожидают. Также вы узнаете, что делать после получения свидетельства и нужно ли идти в “Мои документы” для регистрации права собственности.
Можно ли вступить в наследство через МФЦ без нотариуса?
Ответ на этот вопрос однозначный – нет, за исключением случаев, когда нет ни одного нотариуса в населенном пункте, кроме того, который работает в МФЦ. Тогда все документы оформляются у него, но это бывает крайне редко, и только в самых маленьких субъектах. Без нотариуса обойтись не получится, ведь именно он должен принимать заявления о вступлении в наследство и выдавать свидетельства.
Но если кабинет нотариуса есть в самом МФЦ, это существенно все упрощает:
- Можно быстро заказать все документы.
- Легко предварительно записаться на прием и распланировать свой график, если нужно одновременно несколько услуг.
Важно! Нотариусы обязаны не позднее одного рабочего дня после выдачи свидетельства о наследстве самостоятельно подавать документы для регистрации права собственности на наследников, если наследуется недвижимость. В остальных случаях регистрацией правопреемники занимаются самостоятельно.
Когда регистрация прав на имущество обязательна?
Обязательной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество:
- Квартиры.
- Дачи.
- Земельные участки.
- Гаражи.
- Дома.
- Нежилые помещения.
Если же наследуется транспортное средство, после получения свидетельства наследник должен обратиться в ГИБДД самостоятельно. Когда речь идет о наследовании банковского вклада, достаточно прийти в банк со свидетельством и написать заявление о переоформлении счета или о выдаче денег наличным или безналичным платежом.
Какие услуги можно получить в МФЦ
В МФЦ можно получить практически любые услуги, касающиеся вступления в наследство:
- Заказ дубликата свидетельства о рождении. Он может понадобиться для подтверждения родственных связей.
- Формирование полного пакета документов для вступления в наследство.
- Заказ дубликатов договоров, соглашений, выписки из ЕГРН.
- Подача документов для постановки автомобиля на учет в ГИБДД.
- Регистрация права собственности на недвижимость на основании свидетельства о наследстве.
- Заказ выписки о кадастровой стоимости недвижимости.
- Заказ нового паспорта в случае утери или порчи старого.
В МФЦ предоставляются почти все существующие государственные и муниципальные услуги, которые могут понадобиться для вступления в наследство. Но приемом заявлений и выдачей свидетельств наследникам занимаются нотариусы.
Как вступить в наследство: пошаговая инструкция
Обратиться с заявлением о вступлении в наследство нужно к нотариусу в течение полугода после смерти наследодателя. Свидетельство выдадут только тогда, когда пройдет указанный срок.
Важно учитывать несколько особенностей, касающихся способов наследования:
-
- По закону. Обязательно соблюдение очередности. Все имущество делится между правопреемниками поровну.
-
- По завещанию. Имущество достается только лицам, указанным в завещании. Наследодатель самостоятельно определяет при жизни, кому и что достанется.
-
- По наследственному договору. Он составляется с любым человеком, который может призываться к наследованию. Документ определяет порядок и условия перехода прав на имущество наследодателя после его смерти.
Если наследник не знает, есть ли завещание, или нет, эту информацию можно уточнить у нотариуса.
При наличии прав на наследство порядок действий выглядит так:
- Подача заявления о принятии наследства и выдаче свидетельства. Это нужно сделать в течение полугода. Если срок пропущен, его придется восстанавливать через суд, и только по уважительным причинам.
- Нотариус проверяет документы, заводит наследственное дело. Если наследуется недвижимость, понадобится экспертная оценка. Она нужна для определения размера госпошлины.
- По прошествии полугода выдается свидетельство. Как я уже говорила ранее, документы на регистрацию прав на недвижимость нотариус отправляет в Росреестр самостоятельно.
Обратите внимание! Заявление лучше подавать сразу со всеми документами. Если не хватает каких-либо справок, их можно заказать в МФЦ.
Содержание и образец заявления
Унифицированной формы заявления о принятии наследства нет, бланк и образец обычно выдаются нотариусом.
Какие сведения понадобятся для заполнения документа:
- адрес нотариальной конторы;
- Ф.И.О. заявителя;
- Ф.И.О., адрес проживания умершего наследодателя;
- адрес регистрации, паспортные данные наследника;
- реквизиты свидетельства о смерти наследодателя;
- просьба о принятии заявления и выдаче свидетельства;
- дата составления и подпись.
Документы
При обращении к нотариусу понадобится:
- паспорт;
- заявление;
- заключение о рыночной стоимости имущества;
- свидетельство о смерти наследодателя.
Если имущество наследуется по закону, нужно представить документы, подтверждающие родство с наследодателем. При наследовании недвижимости понадобится выписка из ЕГРН. Если от имени правопреемника действует представитель, нужна письменная доверенность.
Расходы
За выдачу свидетельства о наследстве нотариусу уплачивается госпошлина, размер которой зависит от степени родства наследника и наследодателя:
Кто вступает в наследство | Пошлина |
Дети (родные или усыновленные), родитель, супруг, родные братья и сестры | 0,3% от стоимости наследуемого имущества, максимум 100 000 руб. |
Остальные лица | 0,6% от цены наследуемых ценностей, до 1 000 000 руб. |
Если человек заказывает дополнительные услуги по оформлению и проверке документов, это оплачивается отдельно согласно тарифу нотариуса. За регистрацию права собственности на недвижимость уплачивается 2 000 руб. Если наследников несколько, пошлина делится пропорционально их долям.
Что делать после получения свидетельства?
Получив свидетельство о наследовании недвижимости, нужно дождаться регистрации права собственности. Это происходит в течение 1-3 дней, а документы в Росреестр отправляет нотариус. После этого необходимо прийти к нему и получить выписку из ЕГРН.
Если же речь идет о наследовании иного имущества, порядок действий другой:
- Автомобиль. Получив свидетельство, нужно прийти с ним в течение 10 дней для внесения изменений в ПТС и постановки на учет. Перед этим оформляется ОСАГО, проводится техосмотр.
- Бизнес. На основании свидетельства вносятся изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, уведомляются контрагенты.
- Ювелирные изделия, животные, и пр. Достаточно прийти и забрать их, они учету не подлежат.
Примечание: регистрации подлежит только недвижимое имущество и транспортные средства.
Ответы юриста на частые вопросы
Заключение Эксперта
- Вступить в наследство через МФЦ нельзя, если там нет нотариуса.
- В МФЦ можно заказать любые документы, необходимые для наследования имущества.
- Нотариус самостоятельно отправляет все документы для регистрации права собственности на недвижимость после выдачи свидетельства.
- Если по каким-либо причинам у наследника не получается прийти самостоятельно к нотариусу, он может подать документы через представителя или отправить их Почтой России. Но придется ждать, пока пройдет полгода с момента смерти наследодателя – раньше свидетельство не выдадут.
- Если свидетельство о наследстве получено, но потом наследники решили поделить недвижимость по соглашению, документы для переоформления права собственности можно подать через МФЦ.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются круглосуточно и бесплатно!
Огромное спасибо за информацию, теперь я имею хоть какое-то представление, что нужно делать, с удовольствием обращусь к Вам за помощью!
вступил в наследство, от ВТБ не пришёл ответ о вкладе до вступления в наследство, нотариус делал запрос; теперь нотариус советует обратиться мне в банк чтобы ускорить ответ, что мне делать?
Доброе утро, Александр.
Банк обязан хранить персональные данные, а также сведения о вкладах своих клиентов. А вы пока что только всего лишь подали заявление на вступление на наследство, но свидетельства о праве на наследство не имеете.
Полномочиями направлять запросы в финансовые учреждения обладает нотариус, но не вы. Поэтому разговаривайте с нотариусом, он обязан истребовать ответ у банка. Вы же ничего добиться не сможете, да и не ваша это обязанность.
Будут еще вопросы, обращайтесь.